Пособие развития ребенка 5 лет

Пособие развития ребенка 5 лет thumbnail

Поговорим о раннем развитии ребенка. Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее и необходимое, и конечно, каждый хочет, чтобы его малыш вырос умным, развитым и талантливым ребенком. В психологии существует такое понятие, как «Сенситивный период»- это время, когда мозг ребенка наиболее открыт и восприимчив к освоению нового, этот период от 0- 3 лет, считается периодом раннего развития, когда происходит формирование таких свойств личности, как мышление, речь, память, воображение.

И вы можете помочь своему малышу в освоении этих свойств, развить генетически имеющиеся у него задатки и стимулировать развитие новых.

Вот несколько основных системных пособий по раннему развитию детей 0+

1. Умница (www.umnitsa.ru)

Система развития интеллекта 0+ состоящая из 4х отдельных программ: Говорим с пеленок, Читаем с пеленок, Математика с пеленок, Творчество с пеленок.

Каждый комплект представляет собой коробку- чемоданчик, в которой вы найдете игрушку которая станет проводником знаний от вас вашему малышу, методическое пособие, которое расскажет для чего нужно раннее развитие, и каким образом заниматься с малышом. Яркие карточки, книжки-раскладушки, раздаточный материал и журналы занятий на каждый день, с подробными инструкциями для родителей.

Это очень эффективное пособие, рекомендую начать с Говорим с пеленок, результат увидите уже через несколько месяцев, очень стимулирует развитие речи и расширение активного словаря.

Плюсы: красочный яркий материал, понятен для родителей и интересен для ребенка.

Системное пособие – важно заниматься 4 раза в день, ежедневно. Расписан каждый шаг.

Минусы: отнюдь не демократичная цена, стоимость одного комплекта 5990 руб.

Где купить: заказать на сайте, либо там же на сайте найти магазин в своем городе. Есть горячая линия, можно проконсультироваться в выборе продукта, также есть консультации по занятиям, что тоже очень удобно.

2. Школа 7 гномов (shkola7gnomov.ru)

Комплексная система развития ребенка от рождения до школы. Семь лет до школы- семь цветов радуги, для каждого возраста свой цвет, свои задания, свои книги.

Возрастные группы: 0+, -1+, 2+, 3+, 4+, 5+, 6+

Каждый комплект состоит из 12 книг, каждая книга рассчитана на месяц занятий, имеет родительскую страничку с рекомендациями, вкладыш с наклейками для малыша и картонную вкладку (развивающая игра или дидактический материал).

Плюсы: каждый месяц выстроен в соответствие с возрастом, интересами и потребностями ребенка. Демократичная цена – стоимость комплекта в магазине -1200 руб. (за 12 книжек). Доступность.

Где купить: можно заказать на сайте и купить в любом магазине: Ашан, Окей, любой книжный магазин в вашем городе.

Минусы: я их не нашла. Отличный продукт.

3. Тетради Гаккен (Gakken ) – это инновационная японская методика, которая показала миллионам родителей по всему миру, как превратить сложный и напряженный процесс обучения в увлекательное и интересное занятие для ребенка. Эти замечательные пособия помогут приобрести полезные навыки (разукрашивать, рисовать, вырезать, развить мышление , фантизию, воображение и тд.) и подготовить ребенка к школе.

Возраст от 2+ до 5+

Серии: Лабиринты, Мой первый карандаш, Мой первый урок, Учусь думать, Моя первая аппликация, Дополнительные занятия, Сложение, Учусь рассуждать и тд.

Плюсы: комплексный подход, каждое задание строится на принципе микрошагов- когда каждое новое задание базируется на предыдущем, немного усложняя его.

Каждое задание относится к определенному направлению развития:

-развитие мышления

-развитие самостоятельности

-развитие математических навыков

-развитие речи и изучение букв.

Книги снабжены вкладышем с наклейками.

Минусы: цена одной тетради -443 рубля, по скидке – 288 руб.

Где купить: заказать на сайте Лабиринт, либо в любом книжном магазине.

4. Рабочие тетради Кумон (Kumon). Кумон – это методика развития , по которой обучается 4 миллиона детей в 49 странах мира. Каждая тетрадь становится этапом развития того или иного навыка и рассчитана на несколько недель занятий. Ребенок самостоятельно выполняет задания, которые постепенно усложняются. Дети, которые занимаются по Кумон опережают сверстников в развитии, они более внимательны, дисциплинированы, усидчивы.

Основные направления тетрадей:

-тренировка мелкой моторики

-подготовка к письму

-развитие мышления

-математика

Возраст: от 2+ до 8+

Ценности методики Кумон: индивидуальность (у каждого ребенка свой собственный ритм занятий), обучение через игру, самостоятельность– ребенок учится справляться с заданиями без помощи взрослых, усидчивость-формат и подача заданий тренирует у малыша усидчивость и внимание , дисциплина– ребенок привыкает к формат заданий , которые ждут его в школе.

Плюсы: Не нужен родительский контроль. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение и закрепление навыков.

Минусы: цена одной тетради от 307 до 470 руб.

Где купить: заказать на сайте Лабиринт, либо в любом книжном магазине вашего города.

Источник

Фото 1

Не секрет, что четырехлетние малыши уже многое умеют и знают.

Это оптимальное время для подготовки их к школе.

Для этого следует использовать развивающие книги для детей 4-5 лет.

Список рекомендованных художественных произведений

Для дошкольников очень полезны художественные произведения. Они помогают воспитать у малышей чувство справедливости, понятие добра и зла. Художественные произведения делятся на разные типы.

Фольклор – разновидность народного творчества. Выражается в сказках, частушках, музыкальных произведениях. Перечень народных сказок для 4-5-летних девочек и мальчиков приведен ниже в таблице.

Название народной сказкиОбработка
Про Иванушку-дурачкаГорький М.
ЖихаркаКарнаухова И.
Лисичка-сестричка и волкБулатов М.
Война грибов с ягодамиДаля В.
Сестрица Аленушка и братец ИванушкаТолстой С.
ПривередницаДаля В.
Петушок и бобовое зернышкоКапица О.
ЗимовьеСоколов-Микитов И.
Лиса и козелКапица О.

Список произведений российских поэтов и писателей:

Фото 2

  • Листопад (Бунин И.);
  • Уехали (Барто А.);
  • Улицей гуляет (С. Дрожжин);
  • Первый снег (Я. Аким);
  • Поет зима – аукает (Есенин С.);
  • Не ветер бушует над бором (Н. Некрасов);
  • Багаж (С. Маршак);
  • Мороз, красный нос (Н. Некрасов);
  • Братишка (В. Вересаев);
  • Подкидыш (В. Бианки);
  • Неслух (Н. Сладков);
  • Заплатка (Н. Носов);
  • Бабушкин садик (С. Георгиев);
  • На море (Л. Пантелеев);
  • Разгром (Э. Успенский);
  • Дядя Степа (С. Михалков);
  • Весна, весна (Е. Баратынский);
  • О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке (А. Введенский);
  • Песенка про сказку (Ю. Мориц);
  • Затейник (Н. Носов);
  • Показательный ребенок (М. Зощенко).

Литературные сказки российских авторов:

  • Воробьишко (М. Горький);
  • Приключения Незнайки и его друзей (Носов);
  • Сказка о кругленьких и длинненьких человечках (Р. Сеф);
  • Волшебная иголочка (В. Осеева);
  • Телефон (К. Чуковский);
  • Первая охота (В. Бианки);
  • У слоненка день рождения (Д. Самойлов).

Рекомендованы детям 4-5 лет басни Л. Толстого:

  • Хотела галка пить;
  • Мальчик стерег овец;
  • Отец приказал сыновьям.

Полезно знакомить малышей с произведениями писателей других стран.

Перечень зарубежной поэзии:

  • Считалочка (В. Витка);
  • Про пана Трулялинского (пересказ с польского языка Б. Заходера);
  • Чудеса (Ю. Тувим);
  • Подснежники (С. Вангели);
  • Слезы (Ф. Грубин).

Фото 3Сказки зарубежных писателей, которые стоит прочитать детям 4-5 лет:

  • Знаменитый утенок Тим (Э. Блайтон);
  • Винни-Пух и все-все-все (А. Милн);
  • Приключения в лесу Елки-на-Горке (Т. Эгнер);
  • Мафин и его веселые друзья (Э. Хогарт);
  • Про мальчика, который рычал на тигров (Д. Биссет).

Лучшие произведения озвучиваются профессиональными актерами в музыкальные аудиоспектакли.

Пособия для обучения

Особенно актуальны для дошкольников пособия для обучения. Такие книги несут в себе немалую смысловую нагрузку. Обучающие издания предлагают детям складывать слова, читать по слогам, решать простые математические задачи.

Малышам, которые в 4-5 лет уже владеют навыками чтения и письма, стоит покупать книги-игры с головоломками, кроссвордами, лабиринтами, ребусами и прочими несложными и интересными заданиями. Подобные пособия развивают воображение, внимание, логическое мышление, усидчивость. Также они тренируют ловкость рук.

Фото 4Развивающие книги для детей 4-5 лет:

  • Зверажуры. Найди всех, кто спрятался. Автором данного издания является С. Хатчинсон. Книга увлекательная, поэтому обязательно понравится ребенку. В ней содержатся уникальные иллюстрации, которые делают материал интересным для малыша. На страницах книги представлены ажурные изображения, в которых спрятаны разные животные. Книга способствует развитию мышления, памяти, сосредоточенности, внимания;
  • Твои первые часы. Который час? Автором книжки является Е. Карганова. Это издание не только помогает развлечь ребенка, но и учит его ориентироваться во времени. Обложка создана в форме часов: есть два подвижных круга (минутный и часовой). Благодаря книге малыш сможет узнать о циферблате, стрелках, конструкции часов и их назначении. Уникальные иллюстрации сделают процесс обучения приятным и простым;
  • Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Автором данного пособия является Т. Ткаченко. Книга предлагает комплекс упражнений для развития дошкольников. Учебник содержит около 140 разных заданий. Пособие направлено на развитие у дошкольника связной речи. С такой книгой ребенок научится составлять рассказы художественного, описательного, повествовательного и объяснительного характера. Учебник поделен на блоки, в каждом из которых присутствует 3 уровня сложности. Это повышает результативность занятий, помогает расти и развиваться;
  • серия «Умные книжки для 4-5 лет». Автором издания выступает известный руководитель центра развития и воспитания дошкольников, Земцова О.Н. Книги готовят малыша к школе, дарят ему массу положительных эмоций. В серию входит 15 пособий для обучения, развития памяти, мышления, мелкой моторики, речи, повышения концентрации внимания;
  • Город добрых дел. Это книга автора Р. Скарри. Она объясняет ребенку устройство мира. Забавные персонажи издания в понятной и интересной форме отвечают на самые распространенные вопросы малыша (например, «Кто и как построил дорогу?», «Как делают хлеб?», «Как возводят многоэтажные дома?» и т.п). Все ответы сопровождаются красочными иллюстрациями.

Фото 5

Книга Город добрых дел

Для решения проблемы с речью, стоит приобрести ребенку «Большой логопедический учебник для самых маленьких». Если нужно улучшить логическое мышление, то необходимо купить «Большую книгу на развитие интеллекта».

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по учебникам, надо помогать ему, хвалить за достижения и умеренно поощрять.

Интерактивные детские книги

Современный мир выделяется эклектичностью: смешиваются различные стили, жанры. Например, ставятся спектакли, где в качестве декораций показывают видео, а актеры общаются со зрителями. То же самое касается и пособий.

В продаже есть интерактивные книги, в них гармонично сочетаются такие приемы:

Фото 6

  • анимация. Является частью электронной книги. Пока человек читает, на экране происходят соответствующие тексту события;
  • иллюстрация. Герои на картинках могут двигаться силой пальца ребенка (танцевать, прыгать, взлетать, покрываться льдом и т.п);
  • обучение. В электронных книгах присутствует режим обучения чтению (подсвечиваются слоги).

Интерактивные книги помогают ребенку быстрее обрести новые навыки, умения, которые пригодятся в будущем. Они увлекательны, поэтому понравятся любому дошкольнику. Создание интерактивной книжки – это долгий и сложный процесс.

Над электронным изданием работают такие специалисты:

  • аниматоры;
  • художники;
  • писатели;
  • иллюстраторы;
  • гейм-дизайнеры;
  • концепт-мейкеры;
  • программисты;
  • композиторы и т.п.

Создается концепция, разрабатывается сценарий игр. Как правило, интерактивная книга состоит из 12-16 страниц. Большие издания не приветствуются, поскольку усложняют усвоение материала. На каждой странице представлены короткие тексты, диалоги насыщенные действиями.

Фото 7

Учебник «Интерактивный годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет»

Примером электронного учебника стоит назвать «Интерактивный годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет». Это красочное интересное пособие. Оно предназначено для проведения совместных занятий с ребенком. Предлагается перечень интересных и несложных заданий, выполняя которые малыш получает соответствующий его возрасту объем знаний.

Например, книга учит писать цифры, буквы, обводить фигуры по пунктирным линиям. Издание помогает увеличить объем информации о мире, развить познавательные способности. Интерактивное обучение проходит в виде игры. Также сегодня можно найти интерактивные издания, которые являются адаптацией популярных книг (Сутеева, Чуковского, Маяковского и т.п).

Обычно разработчики берут известные всем картинки, персонажей и переносят их на электронный экран. Педагоги утверждают, что детям полезнее читать классическую литературу в традиционном варианте. Специалисты объясняют это тем, что интерактивные книги не способствуют развитию воображения.

Подобные издания идеально подходят для обучения письму, речи, внимательности. Сегодня наблюдается такая особенность: автор детского издания выступает иллюстратором или художник пишет книгу.

Лучшие пособия оказываются в электронном варианте. К примеру, популярной является интерактивная книжка А. Гордеева «Зеленая шапочка», которую озвучивает Н. Дроздов.

Видео по теме

Обзор детских книжек для мальчиков 3-5 лет в видео:

Таким образом, существует множество развивающих книжек для детей 4-летнего возраста. Важно познакомить малыша с классической отечественной и зарубежной литературой. Она развивает воображение, учит пониманию добра и зла. Для подготовки к школе полезны обучающие книги. Принесут приятные эмоции и большую пользу интерактивные издания.

Источник

Видергольд Ксения
Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет

Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить,задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные – «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил – нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинкахдолжны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил.Например: яйцо – овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала, ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы – верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед – это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы,на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные “да-нет-ки”».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребенку немного времени их рассмотреть.Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

– Кем был старичок? (Мальчиком.)

– Чем было дерево? (Ростком.)

– Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи – внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое»«маленькое», «внутри»«снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.Например: дом – подушка, котлета – кастрюля, сердце – кошка, рыба – река, сахар – чай и т. д. Затем поменяться ролями – пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например,воспитатель говорит: «Я – радуга!»Ребенок должен ответить: «Я – солнце!»Воспитатель продолжает: «Я – небо».Ребенок отвечает: «Я – самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова,например: «собака», «кошка», «рыба».Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» – нет. Значит, слово рыба «лишнее».Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате.Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, – квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

Описание:воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов,а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку,что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал, карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.Пример:

• A, Л, И, С, Е, О – лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л – кот, кит, слон, кино.

Источник