Пособие по развитию ребенка с двух лет
Основные принципы занятия с ребенком (2 года)
Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.
Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.
Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты.
Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.
С чего начинать
Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.
Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.
В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года – это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами. Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями – пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.
После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать – пусть использует мимику и голос.
Малыш должен быть внимательным
Придумывайте интересные занятия с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.
Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают “урожай” по всей квартире.
Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.
Хочу все помнить!
Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.
В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года – очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.
Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.
- Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников – чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
- Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, “какого цвета платье надето на девочке?”, “что растет возле дерева?” Просите приносить предметы из другой комнаты.
- Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.
Мышление и восприятие у детей 2-3 лет
Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.
Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.
Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.
Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.
На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.
Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года – это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.
В заключение
Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.
Источник
Да простит меня мой читатель за две статьи про книги подряд, но уж очень хочется закончить начатое. Вот сейчас выговорюсь и, обещаю еще долго про книги не писать
Итак, если вы еще не читали ранее опубликованные подборки для 2-летних детей, то обязательно почитайте, их можно найти здесь: русские и зарубежные авторы. А сегодня я хочу рассказать про интересные развивающие книги для детей 2-3 лет. Те, которые мы с Таисией действительно читали, которые нам понравились, и которые не стыдно порекомендовать.
В наш список развивающих книг вошли:
- книги, которые помогают знакомить малыша с окружающим миром, рассказывают об основных профессиях, животных, временах года и даже о том, как вести себя в основных житейских ситуациях. Так называемые первые энциклопедии.
- литература для знакомства малыша с цветами, формами, освоения навыков счета.
- сборники заданий на логику, внимание, память, развитие речи.
- книги с пальчиковыми играми и различными упражнениями на развитие мелкой моторики.
Ну а теперь обо всем по порядку.
Серия «Зачем? Отчего? Почему?» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
.
Начну подборку с замечательной серии энциклопедий для малышей от издательства «АСТ». В этих книжках отобраны самые интересные и понятные малышам факты обо всем на свете: животных, машинах, человеке, технике. Текста в книгах не слишком много, важную роль на себя берут иллюстрации. Они, кстати, очень приятные, рисованные. Но главное, что здесь так привлекает внимание ребенка – это множество открывающихся окошек (клапанов). По-моему, детей, равнодушных к подобного рода «секретикам» просто не бывает, так что интерес ребенка гарантирован.
В серии довольно много энциклопедий на самые разные возраста. Для детей от 2 лет, на мой взгляд, хорошо подходят «Мое тело, мои чувства» (самые элементарные представления о строении человеческого тела, чувствах, умениях), «Как это работает?» (рассказывается про основную технику в доме: зачем она нужна, и как ей пользуются), «Машины-спасатели» (немного о работе спасателей и о спецтехнике; для мальчиков, по-моему, просто лучше не придумаешь), «Моя собака» и др.
Ричард Скарри «С утра до вечера в городе добрых дел» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Свои книги Ричард Скарри создал еще 20 лет назад, но они по-прежнему не теряют своей актуальности. Да, возможно, некоторые единичные элементы немного устарели, но в целом я пока что не встречала более интересной для малыша книги, которая бы также доступно и в то же время с юмором объясняла, как работает почта, больница, железная дорога, пожарные, уборщики мусора и т.д. Например, в книге ребенок может отследить, что происходит с письмом, после того как мы бросаем его в почтовый ящик, или куда девается мусор, выброшенный нами в урну. Очень милые иллюстрации, потешные персонажи, попадающие в смешные ситуации, сразу становятся любимыми, поэтому книгу хочется читать снова и снова.
Есть еще одна похожая книга Ричарда Скарри (и, пожалуй, самая известная) – «Город добрых дел» (Ozon, Лабиринт, My-shop), но она все-таки больше подходит на возраст от 3 лет, в ней различные жизненные ситуации рассматриваются более детально. А вот «С утра до вечера в городе добрых дел» — как раз то, что нужно малышам.
Если говорить про недостатки книги, то текст все-таки не идеален. Во-первых, его мало, во-вторых, он перегружен большим количеством имен персонажей и слов, которые переводчик выдумал сам, вроде «пылесосельщик» или «одеждоскладыватель». Так что многое здесь точно нужно говорить от себя, однако это не слишком портит впечатление от книги. Мы с Таисией ее просто обожаем.
Д. Колдина «Воспитание на примерах. Жизненные ситуации» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Думаю, все мамы слышали о кризисе 2-3 лет, и, возможно, уже даже с ним столкнулись Действительно этот возраст непростой, в ребенке просыпаются сложные эмоциональные процессы, он учится выстраивать свои отношения с окружающими, часто начинает манипулировать родителями при помощи капризов и обид. Поэтому будет очень хорошо, если у вас под рукой окажется вот такой сборник примеров поведения. Нет, он совсем не занудный, в довольно приятной манере ребенку здесь описываются различные жизненные ситуации, показывается, к чему приводит то или иное поведение (например, долго одевались на улицу – там уже стемнело, игрушки были разбросаны на полу – папа случайно наступил, и игрушка поломалась). Текст в книге очень простой, хотелось бы более развернутых предложений, но зато самым маленьким все понятно.
Особенность этой книжки еще и в том, что главным героем здесь является сам ребенок. (Во время чтения вместо маленьких картинок с малышом вам предстоит подставлять имя ребенка.) Таисии очень нравилось, что книга именно про нее и про ее друзей. Она искренне переживала за героя, как за саму себя.
Мы покупали это издание в виде нескольких маленьких книжечек, сейчас в продаже его можно найти в виде сборника «Воспитание на примерах».
К. Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
О.Громова «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
.
Эти тонкие книжечки окажутся очень полезными, если вы решили, что настало время отправлять малыша в детский сад. Они помогут морально подготовить ребенка к саду. И хотя было бы глупо утверждать, что книги полностью решат проблему адаптации, однако положительно настроить, думаю, все-таки помогут.
По своей сути обе эти книжки очень похожи, они описывают основные ситуации, с которыми ребенок встречается в детском саду: прощание с мамой, еда, сон, прогулка и т.п. Ну и, конечно, здесь обращается внимание ребенка на то, что все ребята поначалу грустят, скучают без мамы, стесняются подойти к другим детям, но, в конечном счете, все проходит благополучно
В истории про Зайку больше внимания уделено вопросу необходимости посещения детского сада, рассказано про посещение врача перед садом, а в книжке про Аню («Я иду в детский сад») больше бытовых ситуаций из жизни детского сада. Если же сравнивать картинки, то история Ани проиллюстрирована более художественно.
И еще, обратите внимание, книжка «Зайка идет в садик» входит в состав «Книги-мечты о том самом зайке», о которой я писала раньше.
«Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Сборник состоит из нескольких частей. Самая интересная и полезная, на мой взгляд, первая – про Таню и Ваню. Таисия однозначно выделяла ее среди остальных. Вместе с Таней и Ваней очень интересно наблюдать, как сменяются времена года, как изменяется природа, времяпрепровождение и одежда ребят в зависимости от сезона. Нам эта книга очень помогла научиться отличать времена года.
Помимо сезонной темы в книге раскрываются и другие вопросы, например, домашние животные, фрукты и овощи, праздник Пасха и т.д. Весь материал подан в художественной форме, также в тексте есть подсказки для родителей (какие вопросы задать малышу, что еще с ним обсудить).
Вторая часть сборника – это истории про Аню и Митю, они во многом похожи на «Жизненные ситуации» Колдиной, но текст тут уже не такой упрощенный, да и Аня с Митей, мне кажется, товарищи более вредные, чем главный герой у Колдиной В целом ситуации рассматриваются совсем другие, поэтому можно почитать и их для разнообразия.
В остальной части книги собраны различные идеи Монтессори-игр.
«Школа семи гномов. Времена года» (Ozon, My-shop, Read)
Если в сериях «От 0 до 1» и «От 1 до 2» в «Школе семи гномов» еще можно было найти что-то интересное, то после 2-летнего возраста пособия стали сильно разочаровывать. По сравнению с имеющимся сейчас на рынке многообразием детских развивающих книг, «Школа семи гномов», на мой взгляд, сильно проигрывает и по иллюстрациям и по информационному наполнению. Но вот для этого пособия я все-таки сделала исключение, понравилось оно мне тем, что времена года здесь описаны четко и понятно, ничего лишнего. Хорошо просматриваются основные характерные явления времен года и, более того, их можно еще и приклеить, тем самым закрепив материал.
Ротраут Сузанна Бернер «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга»
.
В Ozon: Зимняя, Весенняя, Летняя, Осенняя, Ночная книга
В Лабиринте: Зимняя, Весенняя, Летняя, Осенняя, Ночная книга
В My-shop: Зимняя, Весенняя, Летняя, Осенняя, Ночная книга
Про знаменитые книги Бернер я уже писала не раз, например, здесь.
После 2 лет книги не только не теряют своей актуальности, а даже наоборот – ребенок начинает замечать все больше новых деталей.
Гебель, Кнорр «Однажды в городе», «За городом», «В цирке»
Про эту замечательную серию виммельбухов можно почитать здесь.
Т. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Хорошо известно, что уделять внимание мелкой моторике рук, играть в пальчиковые игры чрезвычайно важно для развития речи ребенка, да и для развития в целом. Существует масса книг с пальчиковыми играми для малышей (их можно найти и на этом сайте), но неоспоримыми преимуществами этой книги являются, во-первых, большое количество красивых картинок, которые однозначно повышают интерес ребенка во время занятия, а, во-вторых, картинки-подсказки для родителей с изображением рук. Это избавляет от необходимости ковыряться в тексте, пытаясь понять, как же надо сложить пальцы.
Минусом книги является то, что пальчиковые игры не упорядочены в порядке возрастания сложности, поэтому придется заранее просмотреть книгу и сделать пометки, прежде чем предлагать стишки малышу.
«Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках и ладошках…» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Еще одна очень хорошая книга пальчиковых игр. Как и в предыдущем издании, в ней тоже можно найти много игровых стишков и рассказов, снабженных яркими иллюстрациями и схематичным изображением рук. Книги прекрасно дополняют друг друга (стихи не повторяются), но если выбирать только одну, я бы, наверно, все-таки посоветовала Ткаченко.
Чернова, Тимофеева «Пальчиковые шаги» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Вот еще полезная книжица для развития моторики пальчиков. Книга очень простая, нецветная, но задания в ней довольно интересные. Здесь малышу предлагается пройти пальчиками по самым разным дорожкам: прямым, извилистым, узким, широким. Где-то до цели нужно добраться, используя один пальчик, где-то два, а кое-где и три. При этом ходить нужно не только указательным и средним, как мы привыкли, но используя и другие пальчики. Все задания расположены в порядке возрастающей трудности и сопровождаются стихами. Интересна становится примерно с 2,5 лет.
О. Земцова «Умные книжки. 2-3 года» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
.
У Ольги Земцовой есть две замечательные серии книжек с развивающими заданиями для малышей – это «Умные книжки» и «Дошкольная мозаика». В сериях довольно грамотно подобраны задания на развитие речи, внимания, моторики, освоения навыков счета, простые логические задания. Мы с Таисией с удовольствием по ним занимались Единственное, мне показалось, что примерно после 2,5 лет большая часть заданий стали для нее слишком просты, поэтому ближе к 3 годам, мы уже стали переходить к следующей серии – 3-4 года.
Больше всего в серии «Умные книжки» мне нравятся именно Тесты (сейчас они издаются в 3 уровнях сложности), но некоторые тоненькие книжечки тоже заслуживают внимания, например, «Веселые часы» (Ozon, Лабиринт, My-shop).
О.Земцова «Дошкольная мозаика» 2-3 года (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Неоспоримым плюсом «Дошкольной мозаики» по сравнению с «Умными книжками» является присутствие большого количества наклеек. Практически в каждом задании нужно что-то приклеить, а это здорово повышает интерес ребенка, ведь детей равнодушных к наклейкам, крайне мало
Мне в этой серии больше всего понравились книжки:
В Лабиринте: Развиваем мышление, Развиваем речь, Цифры и счет, Развиваем память
В Ozon: Мышление, Речь, Счет, Память
В My-shop: Мышление, Речь, Счет, Память
рамках этой статьи хочется также напомнить про несколько полезных книжек для освоения навыков счета и запоминания цифр, о которых я уже писала раньше. Такие книги являются замечательным дополнением к математическим играм.
Фото книга «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.
С.Маршак «Веселый счет»(Ozon, Лабиринт, My-shop)
Н. Владимирова «Веселый счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
.
Подробнее про книги можно почитать здесь.
Магнитные книжки-игрушки «Счет», «Формы», «Цвет»
Подробнее уже написано здесь.
«Чудесные наклейки» (Ozon, My-shop, Read)
Ну и напоследок хочется упомянуть одну очень хорошую серию книжек с наклейками. В ней малышу прежде, чем что-то приклеить нужно будет проявить смекалку: выбрать предметы по размеру, форме, найти героев сказки в соответствии с последовательностью их появления, рассортировать предметы по категориям (фрукты, овощи, мебель, посуда, насекомые) и т.д.
Вот и все, благодарю за внимание! Буду рада, если в комментариях вы расскажите о том, какие книги читаете с малышами. А еще давайте дружить в Инстаграм, Вконтакте или других соцсетях (ссылки слева от статьи).
Да, и чтобы покупки книг были более выгодными, не забудьте воспользоваться кодовыми словами на скидки, подарки и бесплатную доставку в Лабиринте и My-shop.
Искренне ваша, Яна Разначенко
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. СПИСОК ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ РУССКИХ АВТОРОВ
ГОТОВЫЙ ПЛАН РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ПОДВИЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА
Источник