Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет thumbnail

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Читайте также:  Развитие ребенка в третьем триместре

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Читайте также:  Развитие талантов ребенка с года

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник

Развивающие книги 1 - 2 годаВ предыдущей статье я рассказывала о книгах для детей в 1 – 2 года. Здесь же сделала обзор развивающих пособий.

В этом возрасте уже есть из чего выбрать, а малыши, как правило, охотно выполняют задания из книжек, если их не перегружать.

Конечно, развивают ребенка все книги, да и вообще все, что его окружает. Однако в этих пособиях все разделено по темам и направлено на развитие конкретных навыков.

А насколько вообще обязательны развивающие книги для детей? Я думаю, что нет ничего такого, без чего не мог бы обойтись ребенок. Но такие пособия очень облегчают родителям жизнь и дают ориентиры, чем занять ребенка, что вообще можно с ним изучать.

Читайте также:  Физическое нервно психическое развитие годовалого ребенка

«Школа семи гномов» (My-shop).

Школа семи гномов для детей 1 - 2 лет

Наверное, не найдется мамы, которая не слышала бы о Школе семи гномов. В год прекрасно подходят некоторые книги, рассчитанные на детей до года, ну и конечно те, что для годовасиков.

Например, мне очень нравится книга «Квадратик и кружок». Она направлена на развитие у ребенка умения различать предметы по величине, форме и цвету – то, что надо в 1 год.

Школа семи гномов. Квадратик и кружок

«Сложи картинку» также прекрасное пособие. Его, кстати, можно сделать самостоятельно, разрезав любые большие картинки на две части и предложив малышу соединить их.

Школа семи гномов. Сложи картинку

Наши самые любимые книги из серии «Школа семи гномов» — это «Мой дом», «Прогулки по городу», в «Деревне и на даче». Антошка подолгу рассматривал их, знакомился с новыми понятиями, искал подходящие картинки. Остальные книги также увлекали его.

Школа семи гномов. Мой дом

Во всех книгах четкие и понятные ребенку большие картинки, без лишних деталей. Текст короткий, рассчитанный специально на детей 1 – 2 лет, простые задания.

Пособия О.Н. Земцовой (My-shop).

Развивающие пособия 1 - 3 года

Это целая система, направленная на умственное развитие ребенка. Мы стали заниматься по ним примерно с 1,5 лет.

Это действительно грамотно составленные задания от кандидата педагогических наук. Здесь математика, знакомство с окружающим миром, развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Пособия Земцовой – настоящие помощники любого родителя.

Пособия Земцовой

Здесь все книги хороши, мы купили всю серию.

Серия «Растем-ка!» Лены Даниловой (My-shop).

Книги Лены Даниловой

Здесь также можно бесконечно перечислять, на развитие чего направлены эти пособия. Мы также купили все и ни сколько не пожалели.

Очень много заданий и подсказок для родителей. Антошка занимался по ним с удовольствием, а для меня это главный показатель качества.

Пособие Лены Даниловой

При покупке будьте внимательны — есть книги для детей старше 2 лет.

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет«Годовой курс занятий» (Лабиринт).

Это объемное красочное пособие. С какими только темами здесь не знакомят ребенка: животные, формы, цвета, противоположности и многое другое. Простые и интересные задания.

Отзывы в интернете в основном восторженные. Я бы просто сказала, что это очень хорошее пособие, но восторга оно у нас не вызвало, в том числе работа некоторых художников.

Годовой курс занятий для детей 1 - 2 лет

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет«Моя первая книга» (Лабиринт, My-shop).

Книга рассчитана на детей с 6 месяцев и до 3 лет. Именно в пол года она у нас и появилась. И сейчас в 3,8 иногда открываем ее.

Это пособие заслуженно является бестселлером. У меня есть претензии к некоторым иллюстрациям, точнее к качеству печати. Но книга тем не менее зачитана до дыр, она самая потрепанная из всех, что говорит о том, как часто мы ее читали.

Моя первая книга 1 - 3 года

Есть у этого пособия и аналоги. Что выбрать – это уже дело вкуса:

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
Лабиринт
My-shop

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
Лабиринт
My-shop

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
Лабиринт
My-shop

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
My-shop

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
Лабиринт
My-shop

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет
Озон

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет«Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 года до 2 лет» Елены Янушко (Лабиринт, My-shop).

Раньше это была полюбившаяся многими серия «Новый ребенок 1+». Сейчас — одно большое пособие. В нем все те же истории про воробушка, лягушку и других животных, направленные на развитие речи малыша. А также шаблоны для занятий лепкой и рисованием.

Отзывы об этом переизданном пособии противоречивые. Но Антошка очень любил старые книги. Истории были зачитаны до дыр, а шаблонами для занятий творчеством мы активно пользовались.

Годовой курс Елены Янушко

Пособие по развитию ребенка от года до 2 лет«Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяевой и Е.В. Савостьяновой (My-shop).

Я долго сомневалась, покупать ли это пособие. И не прогадала.

Это целая система занятий по развитию речи ребенка от 1,5 до 3 лет (можно начинать и с года). Последовательно выполняя задания, ребенок перейдет от понимания речи к произнесению сначала звуков и слов, а затем – целых фраз и предложений. И иллюстрации отличные.

Альбом по развитию речи 1 - 3 года

Альбом является бестселлером. И на мой взгляд, это одно из лучших пособий по развитию речи для детей 1 – 2 лет.

Ниже я даю ссылки на другие развивающие книги для детей 1 – 2 лет, о которых хорошие отзывы.

Серия «Энциклопедия для малышей» от издательства «Махаон» (My-shop).

Энциклопедия для малышей Махаон

Чудесная серия книг для самых маленьких. Познакомит ребенка с окружающим миром. Книги на самые разные темы. Качественный картон, понятные иллюстрации.

«Большая книга малыша. Учим цвета» (Озон).

Большая книга малыша. Учим цвета

Каждый разворот книги посвящен определенному цвету. Качественные фотографии. Малыш не только познакомится с различными цветами, но и расширит словарный запас. Также на страницах книги ребенку предлагается выполнять задания и отвечать на вопросы.

«Мои первые слова в картинках» (My-shop).

Мои первые слова в картинках Росмэн

Это целый словарь в картинках. Каждый разворот книги посвящен определенной теме. С ее помощью малыш узнает более 250 новых терминов.

Глядя на такое количество развивающих книг для детей 1 – 2 лет, можно подумать, что мы только и делали, что занимались по ним. На самом деле все происходит легко, понемногу и в игровой форме. Лишь сев за написание статьи, я осознала, как много мы всего переделали и изучили в этом возрасте. Но это было так незаметно! Зато заметны результаты.

Похожие статьи:

  • Книги для детей 1 — 2 года
  • Книги до года
  • Тактильные книги и книги-игрушки для малышей
  • Книжки с окошками
  • Первые сказки для малыша

Источник