Пособие по беременности и родам в 2017 году в беларуси

Пособие по беременности и родам в 2017 году в беларуси thumbnail

С 1 июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30 июня 2017 года № 33-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей». Данным законом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Закон с 1 июля 2017 года изложен в новой редакции.

Согласно Закону, пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации относятся к государственным пособиям семьям, воспитывающим детей:

  • пособие по беременности и родам – к пособиям по материнству;
  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации – к пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. 

Право на указанные пособия, их размер и условия назначения установлены Законом, порядок исчисления и выплаты регламентирован Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 года № 569.

Как и ранее пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации назначается на основании представленного листка нетрудоспособности, выданного в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Какие же изменения и дополнения внесены Законом в порядок назначения и выплаты указанных пособий? 

Изменения связанные с пособием по беременности и родам

Порядок исчисления пособия по беременности и родам остается прежним.

В подпункте 1.2 пункта 1 статьи 9 Закона, вместо перечисления лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы на социальное страхование, применено общее понятие: «лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании».

 Законом введена новая норма о доплате к пособию по беременности и родам, выплаченному в минимальном  размере или приближенно к минимальному размеру.

  • Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала относительно каждого календарного месяца отпуска по беременности и родам.
  • Минимальный размер пособия по беременности и родам за неполный месяц определяется в размере величины, получаемой путем деления минимального размера пособия за месяц на количество календарных дней данного месяца, с последующим умножением полученного результата на количество календарных дней освобождения от работы в связи с беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности в этом месяце.

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона, если размер выплаченного пособия по беременности и родам за период, установленный пунктами 1 – 3 статьи 8 Закона, ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам, производится доплата разницы между размерами указанных пособий.

Введение указанной нормы позволяет повысить размер пособия по беременности и родам женщинам, получившим его в невысоких размерах (учащимся и студентам, женщинам, стаж работы у которых в общей сложности составляет менее 6 месяцев, женщинам, зарегистрированным в качестве безработных, женщинам, получающим низкую заработную плату в связи с неполной занятостью).

При определении доплаты к пособию по беременности и родам сумма выплаченного женщине всего пособия по беременности и родам за удостоверенный листком нетрудоспособности период (включая и период 14 календарных дней, если выдавался дополнительный листок нетрудоспособности в случае осложнений беременности, родов и (или) послеродового периода, рождения двух или более детей) сравнивается с суммой пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если бы указанное пособие назначалось женщине за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам (определяется в зависимости от того, назначалось ли бы пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка, на второго и последующих детей, на ребенка-инвалида).

Если сравниваемая сумма всего выплаченного пособия по беременности и родам окажется ниже, чем сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам, производится доплата к пособию по беременности и родам в размере полученной разницы.

Расчет сравниваемой с пособием по беременности и родам суммы пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, которая была бы предусмотрена женщине, если бы листок нетрудоспособности по беременности и родам ей не оплачивался, и доплата к пособию по беременности и родам производятся после окончания периода, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Установленная Законом норма о доплате к пособию по беременности и родам применяется, если день возникновения права на пособие по беременности и родам (дата начала листка нетрудоспособности по беременности и родам) наступил 1 июля 2017 года и позднее. Если день возникновения права на пособие по беременности и родам (дата начала листка нетрудоспособности по беременности и родам) имел место по 30 июня 2017 года включительно, применяются нормы старой редакции Закона.

Пример:Работница работает у плательщика на 0,3 ставки. 1 августа 2017 года представила плательщику листок нетрудоспособности по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября 2017 года (126 календарных дней). Период уплаты обязательных страховых взносов за работницу в общей сложности до дня возникновения права на пособие по беременности и родам составлял более 6 месяцев. Исчисленное из среднедневного заработка (3,95 руб.) пособие по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября составляет 497,7 руб. (3,95 руб. х 126 дней), и превышает минимальный размер пособия по беременности и родам за указанный период (минимальный размер пособия по беременности и родам за период с 10 июля по 12 ноября – 401, 1 руб.). Пособие выплачивается в сумме 497,7 руб.

Допустим, что роды произошли 17 сентября (родился первый ребенок в семье). Установленное с 1 августа 2017 года пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка – 278,88 руб. Исчисленная сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период с 17 сентября (со дня рождения ребенка) по 12 ноября (по день, по который работнице было выплачено пособие по беременности и родам) составляет 520,57 руб. (278,88 руб. / 30 дней х 14 дней (сентябрь) + 278,88 руб. (октябрь) + 278,88 руб. / 30 дней х 12 дней) (ноябрь)).

Поскольку сумма выплаченного работнице пособия по беременности и родам (497,7 руб.) менее суммы исчисленного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (520,57 руб.), производится доплата к пособию по беременности и родам в сумме 22,87 руб. (520,57 руб. – 497,7 руб.).

Доплата производится после 12 ноября (после дня, по который было выплачено пособие по беременности и родам).

Изменения связанные с пособием по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации

В целях социальной поддержки семей, в которых воспитываются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, статьей 19 Закона установлено, что в случае нуждаемости ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет в уходе в период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и при условии, если уход за ребенком-инвалидом не осуществляется другим лицом (в том числе другим родителем) с выплатой пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, либо осуществляющее уход лицо (другой родитель), получающее пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, по объективным причинам (по состоянию здоровья или в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, другим ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, больным ребенком в возрасте до 14 лет) не имеет  возможности осуществить уход за ребенком-инвалидом в период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, мать (мачеха)  или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) этого ребенка-инвалида имеют право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом на период его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Пример: Фактический уход за ребенком-инвалидом в возрасте 8 лет осуществляет в семье трудоспособная, неработающая бабушка ребенка-инвалида с выплатой ей пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Мать и отец ребенка-инвалида работают. Ребенок-инвалид направлялся на санаторно-курортное лечение. ВКК организации здравоохранения определена необходимость ухода за ребенком-инвалидом на период санаторно-курортного лечения. В семье принято решение, что в период санаторно-курортного лечения уход за ребенком-инвалидом будет осуществлять его мать.

Вопрос:  Имеет ли в данном случае мать ребенка-инвалида право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом на период его санаторно-курортного лечения?

Ответ: Права на указанное пособие у матери ребенка-инвалида не имеется. Уход за ним в период санаторно-курортного лечения должна осуществлять бабушка, получающая пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Источник

Пособие по беременности и родам в 2017 году в беларусиОба родителя работали в одной организации. В 2016 г. в семье родился ребенок. Мать получала пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В 2017 г. организация ликвидируется.

Куда надо обращаться и какие документы представлять для того, чтобы продолжать получать пособие?

В данной ситуации оба родителя подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации и относятся к категории неработающих лиц.

Законом установлено, что в случае, когда оба родителя в полной семье не работают, не имеют иных видов занятости, пособие |*| назначается матери в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с ее регистрацией по месту жительства (подп. 3.2.1 п. 3 ст. 21 Закона).

* Информация о том, что пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет пересчитываться 2 раза в год

Перечень документов для назначения данного пособия установлен п. 2.9 гл. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

К заявлению прилагаются следующие документы:

– паспорт;

– свидетельство о рождении ребенка;

– свидетельство о заключении брака;

– выписки (копии) из трудовой книжки матери и отца, подтверждающие их незанятость;

– справка о размере пособия на детей и периоде его выплаты.

Справка о месте жительства и составе семьи запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите. Граждане имеют право представить ее самостоятельно.

В случае изменения места выплаты государственного пособия пособие назначается со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту выплаты, если:

– обращение за его назначением последовало не позднее 6 месяцев;

– семья имела право на государственное пособие за период, в течение которого оно не выплачивалось (п. 8 ст. 21 Закона).

Если перерыв в выплате пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил более 6 месяцев, пособие назначается со дня обращения за ним.

В период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работница выезжала с ребенком за пределы республики с 5 января по 12 марта и с 9 мая по 15 июля 2017 г.

Как пересчитать пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если гражданка не информировала комиссию по назначению пособий о выезде на срок более 2 месяцев? Необходимо ли взыскивать излишне выплаченное пособие за весь период с 1 февраля по 15 июля?

Излишне выплаченные суммы пособий взыскиваются не за весь период, а только за периоды выезда ребенка за пределы республики.

Выплата государственных пособий прекращается в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев. Данное условие не распространяется:

– на детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь;

– на детей, выехавших за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи (п. 1 ст. 24 Закона).

В случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, его выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения таких обстоятельств (п. 12 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569)).

При возвращении ребенка в Республику Беларусь выплата государственного пособия, приостановленная в связи с выездом его за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев, производится со дня обращения за его возобновлением.

Поскольку в данной ситуации выплата государственного пособия на этого ребенка не прекращалась, при определении периода, в течение которого работница не имела на него права, следует исходить из имеющихся сведений (даты выезда и даты въезда).

С 1 февраля по 12 марта и с 1 июня по 15 июля работница не имела права на пособие. За эти периоды необходимо взыскать излишне выплаченные суммы пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. За периоды, в течение которых ребенок находился на территории республики, женщина имела право на пособие.

Следует отметить, что с 1 июля 2017 г. действуют новые нормы по перерасчету пособий в зависимости от того, сообщил получатель о наступлении обстоятельств, влияющих на прекращение выплаты пособий, или нет.

Так, выплата назначенных государственных пособий прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выезда, если получатель государственного пособия сообщил сведения о наступлении этих обстоятельств не позднее 5 календарных дней после дня их наступления (п. 3 ст. 24 Закона).

При нарушении получателем 5-дневного срока выплата назначенных государственных пособий прекращается со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты. Исключение – случаи, когда выплата государственных пособий прекращается в связи с изменением места их выплаты, смерти получателя государственного пособия, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Таким образом, получатель будет заинтересован информировать комиссию по назначению государственных пособий о наступлении обстоятельств, влияющих на размер пособия либо прекращение его выплаты для того, чтобы сократить период, за который пособие не выплачивается.

При выявлении обстоятельств, влияющих на размер пособия, наступивших после 1 июля, следует руководствоваться новыми нормами Закона. Нормы Положения № 569 в части перерасчета пособий также будут конкретизированы и приведены в соответствие с Законом. Предполагается введение в действие обновленного Положения № 569 в январе 2018 г.

Средняя численность работников организации на 1 января 2017 г. составила 14 человек, на 1 июня 2017 г. – 17 человек, а на 1 августа 2017 г. – 14 человек. Работнице организации следовало выплачивать пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет с 19 июня 2017 г. Семья полная.

Где начислять это пособие: в организации или в органах по труду, занятости и социальной защите?

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается матери (мачехе), в органах по труду, занятости и социальной защите, если оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье работают в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно (подп. 3.2.1 п. 3 ст. 21 Закона).

Если мать (мачеха) в полной семье относится к категории лиц, работающих в микроорганизации, а отец (отчим) работает (служит), обучается в дневной форме получения образования или проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, пособия также назначаются матери (мачехе) в органах по труду, занятости и социальной защите (подп. 3.2.2 п. 3 ст. 21 Закона).

При определении места назначения пособий для лиц, работающих в коммерческих организациях, следует руководствоваться текущей средней численностью работников. Если на дату обращения работницы за назначением пособия средняя численность работников коммерческой организации составляет до 15 человек включительно (далее – микроорганизация), пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите.

Сведения о средней численности работников выдаются микроорганизацией лично работнику либо представляются в органы по труду, занятости и социальной защите по их запросу (удостоверяются подписью руководителя организации и главного бухгалтера, печатью) (п. 10 Положения № 569*). Форма сведений утверждена приложением 2 к Положению № 569.

______________________
* Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденное постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569).

В семье работницы организации 25 сентября родился второй ребенок. Первому ребенку 12 лет. В настоящее время работница находится на больничном по беременности и родам.

С какой даты она имеет право на пособие на старшего ребенка?

Днем возникновения права на пособие |*| семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет является день рождения младшего ребенка (независимо от назначения пособия по беременности и родам) (подп. 3.5 п. 3 ст. 22 Закона).

* Информация о назначении по месту работы пособий на детей старше 3 лет

Важно! Данное пособие назначается и выплачивается лицу, имеющему право на него, при условии назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет матери (мачехе) или отцу (отчиму), другому родственнику или члену семьи ребенка (п. 2 ст. 14 Закона).

Таким образом, работнице пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначается с даты рождения младшего ребенка – с 25 сентября одновременно с назначением ей пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (т.е. после окончания листка нетрудоспособности по беременности и родам).

В полной семье работника родился ребенок. Мать работает по гражданско-правовому договору.

Где и кому должно назначаться пособие: матери в органах по труду, занятости и социальной защите либо отцу по месту его работы? В каком размере назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет?

С 1 июля 2017 г. изменен подход при определении места назначения пособий в ситуациях, когда мать (мачеха) ребенка в полной семье выполняет работу по гражданско-правовому договору, а отец (отчим), работает (служит), обучается или проходит подготовку в клинической ординатуре.

Учитывая временный характер выполнения работ по гражданско-правовому договору, государственные пособия (в данной ситуации – в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности в организациях здравоохранения, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет) назначаются в организации по месту работы отца ребенка по его заявлению.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на период выполнения матерью работ по гражданско-правовому договору назначается и выплачивается в размере 50 % от установленного законодательством (подп. 3.4 п. 3 ст. 13 Закона).

В семье работницы ребенок родился в августе 2017 г. 12 сентября она обратилась за назначением пособия в связи с рождением ребенка и пособия женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения: подала заявление и необходимые документы, в т.ч. справку о месте жительства и составе семьи с указанием регистрации ребенка по месту жительства. 13 сентября ребенок умер.

Назначаются ли указанные пособия, если на момент смерти ребенка решение о назначении пособий комиссия еще не приняла?

Государственные пособия назначаются на детей, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь на день обращения за назначением государственных пособий при условии их фактического проживания в Республике Беларусь (п. 2 ст. 1 Закона).

Учитывая, что по состоянию на день обращения за пособиями ребенок был зарегистрирован и проживал на территории республики, единовременное пособие в связи с рождением ребенка |*| назначается и выплачивается. Пособие женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности в организации здравоохранения, также назначается и выплачивается (такое пособие назначается в т.ч. и в случае рождения мертвого ребенка).

* Информация о порядке выплаты пособий на детей семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид

Источник