Пособие для развития ребенка с онр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР
«Рассказы цепной структуры»
Автор: Сироткина И.А.
г. Новый Уренгой
2018г
Введение
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической, она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР).
Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.
Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико – фонематического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой сторон речи.
У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании в словоизменении. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. наблюдается сложность в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При оставлении рассказа дети не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.
На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, предложены различные методики обучения рассказыванию(методика Глухова В.П., Красильниковой Т.Н. и Батуевой О.А., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Дьяковой Е.А., Кораблевой Т.А.и др.).
С целью оптимизации работы по развитию связной речи я предлагаю использовать тексты цепной структуры.
Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году.Под цепной связью понимается «Структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем»
Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Как показывает собственный опыт работы и изучение литературы, использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания. Поэтому применение этой методики особенно актуально в дошкольном возрасте, особенно с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов используется предметно-графическая схема.
Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли. Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (слева и справа). Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Стрелки между рамками показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
На базе этого принципа дошкольники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Дошкольники с интересом работают с предметно-графическими схемами, лучше и быстрее запоминают рассказ и пересказывают его.
А в дальнейшем без усилий, самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Предлагаю познакомимся с правилами построения цепного текста и составления рассказ по графической схеме.
Жук
1.Около леса раскинулась лужайка. 2. На лужайке гулял Миша. 3. Вдруг мальчик увидел жука. 4. Жук сидел на ягоде. 5. Ежевику Миша положил в банку. 6. Жалобно в банке зажужжал жук. 7. Жука стало жалко мальчику. 8. Миша решил посадить обратно жука на ягоду.
Методика проведения занятия:
1 этап: Воспитатель читает детям рассказ.
В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.
2 этап: После прочтения рассказа детям дается задание:
из предметных картинок, которые лежат на столе, отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.
3 этап: Составляется предметно – графический план (схема)
На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только записывать его мы будем не словами, а картинками».
первый квадрат — это первое слово в предложении (субъект) , далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие, второй квадрат — это еще одно слово(предсубъект) Все это вместе составляет одно предложение.
Далее педагог предлагает найти предметные картинки к первому предложению и правильно заполнить ими строчку.
В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают» данное предложение и переходят к последующему.
Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно заполняют всю схему (предметно – графический план).
4 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку
Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.
5 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ, сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков – символов.
желтый треугольник – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Какой, какая, какое? каие? ). красный круг – наречие, отвечает на вопрос (когда? как откуда? где? ) прямоугольник, значок запрета – другое слово, близкое по значению.
6 этап: завершающий – пересказ рассказа с опорой на план, включающий задания, связанные с изменением.
Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать полученные знания.
Данная методика успешно применяется на практике, модифицируется и адаптируется педагогами под конкретные цели и задачи.
В настоящее время она находит своё отражение в работах многих авторов: таких, как Бардышева Т.Ю., Арбекова Н.Е., Дорошенко О.Ю., Комиссарова С.А., Гордеева Т.В., Губанова М.В. и других.
Предлагаемое пособие включает в себярассказы, составленные на основе комплексно – тематического планирования дошкольного учреждения .
Подобран соответствующий материал (картинки) для составления повествовательных рассказов.
Системная работа по данному материалу поможет воспитателям в практической реализации программных задач по речевому направлению – развитию связной речи старших дошкольников с ОНР.
Источник
Ольга Стерина-Королева
Пособия-игры для развития дыхания у детей с нарушением речи (ОНР)
Правильное дыхание представляет собой неизмеримое, первичное значение для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание непосредственно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха (воздушной струи). Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений тибетской, индийской и других восточных техник/гимнастик, способствующих развитию не только органов дыхания, а также сердечнососудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют усвоению правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет контролировать воздушную струю, получая необходимый запас воздуха для произнесения различных по длине слов, словосочетаний и предложений.
Также дыхательные упражнения выполняют неоспоримую терапевтическую функцию – они расслабляют ребёнка, формируют (самооценку) адекватное отношение к успехам или неудачам. А в условиях игры упражнения на развитие дыхания приобретают бесценное значение для детей, так как именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (по Д. Б. Эльконину).
Таким образом, такого рода упражнения способствуют всестороннему развитию личности ребёнка, как с общим недоразвитием речи, так и без.
Мы с детьми воодушевились такими играми и решили сами смастерить игры-пособия для развития дыхания. Дети активно принимали участие в изготовлении: вырезали, клеили, раскрашивали.
То, что у нас получилось, Вы увидите ниже.
Цели игр-пособий «футбол» и «лабиринт»: создание игровых условий для усвоения, выработки диафрагмального дыхания, а также развитие длительного, ровного, плавного выдоха.
Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Задачи:
– воспитывать правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;
– выработать у детей умение тонкого регулирования дыхания;
– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
– предупредить возникновения болезней дыхательных путей;
– восстановить носовое дыхания при его нарушении;
– активизировать работу мнемических мышц лица.
Косвенные задачи:
– сформировать у детей чувство соперничества;
– воспитывать положительное отношение в коллективе, умение играть в команде;
– воспитывать адекватное отношение к успехам и неудачам;
– рекреационная задача;
– закрепить умение владения ножницами, вырезая бортики и разноцветные полосы для лабиринта;
– закрепить умение тонировать лист бумаги; ровно рисовать гуашью границы поля.
Игра «Футбол»:
– познакомить детей с правилами игры в футбол, формировать интерес у детей к физической культуре и спорту;
– учить ориентироваться в пространстве (развивать пространственное мышление);
– развитие логики, быстроты реакций;
– формировать ассоциативное мышление, развивать внимание: оранжевая половина поля – «осень», вспомнить особенности осени; зелёная половина – «лето», вспомнить характеристики лета, или, «что бывает в природе оранжевого цвета, а что зелёного?», «найди вокруг себя оранжевый/зелёный предмет» и др. Причём на вопросы отвечает тот игрок, которому забили мяч в ворота.
Игра «Лабиринт»:
– формировать умение планировать свои действия наперёд;
– развивать произвольное внимание;
– развивать волевую сферу ребёнка;
– закрепить знание цветов радуги, повторив мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
– усвоить счёт в пределах семи.
В игре-пособии «Футбол» принимают участие сразу 2 игрока, тогда как в игре-пособии «Лабиринт» игроки по очереди принимают участие (после усвоения правил, игру можно проводить на время).
Правила игры «Футбол»: длительным и сильным выдохом надо переместить мяч на поле соперника и забить воздухом “гол” в ворота, а также не допустить выхода мячика за поле (аут). Выигрывает тот, кто забьет больше “голов”.
Бортиков у поля не было сделано специально, чтобы усложнить игру.
Правила игры «Лабиринт»: дети по очереди перемещают мячик по лабиринту, регулируя силу воздушной струи, проходят через препятствия; на каждой полосе повторяют цвет и соответствующую строчку мнемонической фразы.
На фото видно, что детям пока сложно не надувать щёчки, выполняя упражнение.
Источник
Авторская школа «Речевичок»
Вы современный, активный, неравнодушный родитель?
Вы желаете, чтобы Ваш малыш стал грамотным эрудированным человеком?
Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Если Вы ответили утвердительно хотя бы на один вопрос, тогда эта тетрадь для Вас!
Содержание и структура пособия ориентированы на гармоничное развитие дошкольника как с нормальным развитием речи, так и с ее особенностями.
В целях повышения эффективности коррекционного воздействия на ребенка с ООП, оправданным является поиск все новых путей логопедической работы. Одним из направлений такого поиска является повышение психолого-педагогической компетентности родителей ребенка с ОВР.
Опыт работы показывает, что тесное взаимодействие учителя-логопеда с родителями через тетрадь индивидуальных домашних заданий дает положительные результаты в короткое время.
Цель пособия: повышение эффективности коррекционного логопедического воздействия через использование индивидуальных рабочих тетрадей.
Задачи пособия: способствовать речевому и интеллектуальному развитию дошкольников с общим недоразвитием речи; профилактика вторичных нарушений у дошколят с нарушениями речи; обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.
В чем особенность предлагаемого пособия?
Данная тетрадь разработана по типу тематических модулей-тренажеров.
В рамках одной темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка: мимических мышц; речевого дыхания; артикуляционной и мелкой моторики; лексики; грамматического строя речи; связной речи; общего кругозора; творческих способностей; сенсорных навыков; зрительно-моторной координации; внимания; логического мышления; графических навыков.
При составлении тетради о соблюдались следующие принципы: от простого к сложному (материал усложнялся по мере овладения умений и навыков); принцип развития (выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка); принцип деятельностного подхода (учет ведущей деятельности ребенка данного возраста в логопедической работе).
Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников, все задания предлагаются в игровой и наглядной формах.
Учитывая важность активизации различных анализаторов в работе с детьми с ОНР, речевой материал подкреплен иллюстрациями (из каталогов интернет ресурсов)
Все упражнения и задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.
В предлагаемом пособие собраны лучшие задания логопедической практики. Авторский материал отмечен звездочкой («*»).
Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой воспитания и обучения детей с нарушениями речи «Учимся говорить» и является частью учебно-методического комплекса данной Программы.
Регулярные занятия родителей с ребенком, точное соблюдение рекомендаций логопеда помогут эффетивно преодолеть речевые нарушения у ребенка.
Пособие может быть полезно как родителям, так и учителям-логопедам, олигофренопедагогам, воспитателям, учителям начального звена.
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»
Игра «Большой— маленький»
Соедини овощи парами, правильно назови:
огурец — огурчик, помидор — помидорчик, лук – лучок, горох – горошек.
Игра «Один — много»
Соедини огурец и огурцы, помидор и помидоры, перец и перцы.
Правильно назови:огурец — огурцы, помидор — помидоры… перец – перцы.
Игры «Найди фигуру»
Проведи дорожки от овоща к подходящей фигуре
Заучивание загадки по мнемокарте.
Загадка (Репа)
Источник
Ирина Кукиева
Использование авторских игр и пособий для преодоления ОНР у детей старшего возраста
Цель: Преодоление речевых нарушений у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Задачи:
Образовательные:
-Развивать координацию движений у детей;
-Формировать пространственное ориентирование у детей;
-Развивать связную и монологическую речь у детей;
-Закреплять у детей знания основных и оттеночных цветов;
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух у детей ;
-развивать общую и мелкую моторику у детей ;
-развивать координацию движений во взаимосвязи с речью;
-развивать у детейумение правильно употреблять в речи предлоги : «на, под, в, из, из-за;
-развивать у детейумение изменять слова в :уменьшительно-ласкательную форму, в родительном падеже, по родам в сочетании с цветом;
-автоматизировать и дифференцировать в речи детей звуки (Ш и Ж);
-развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление;
Воспитательные:
-формировать положительную мотивацию на занятии;
-развивать коммуникативные навыки;
Оборудование и материалы:
-мультимедийное оборудование;
-персонаж «Буся»;
-кусочки целлофана 10 см на 10 см по количеству участников
-ковер;
-коррекционно-развивающее пособие «Художник»
-коррекционно-развивающее пособие «Солнечный Зайчик»;
-коррекционно-развивающее пособие «Чудо-дом»;
-картинки со звуком (Ш и Ж) в начале, середине и в конце слова -10 штук;
-для сюрпризного момента-«Чудо-дом» -картинки формата А4 каждому участнику занятия;
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Александровна.
Я работаю в другом детском саду. Но, я столько хорошего про вас слышала, что мне захотелось с вами познакомиться. Говорят, что вы очень дружные, трудолюбивые, внимательные и послушные дети. Это правда? (ответы детей)Мне очень захотелось поиграть с вами в разные полезные игры, в которые мы играем с ребятами в нашем детском саду. А вы, ребята,любите играть (ответы детей)
Тогда, отправляемся в игровое путешествие!
Но, для начала, давайте познакомимся. Поможет нам в этом моя помощница -Буся.
Посмотрите, какая она круглая, как большая бусинка. Поэтому её так и назвали -Буся. Перед каждым нашим занятием, Буся «задает» ребятам разные вопросы. Только в начале,нам надо произнести любимый стишок Буси:
Буся, Буся, Бусинька,
Круглая -как бусинка.
Ловко мы тебя поймаем,
Ведь ответ мы точно знаем!
Сегодня, Буся хочет, чтобы вы назвали свои имена, но только ласково.
Логопед бросает по очереди каждому ребенку Бусю. Дети называют свои имена.
Логопед: Ну, вот, мы и познакомились.
Бусе очень понравилось с вами играть, а вам (ответы детей) А, ещё, Буся очень любит кататься по полянке, как мячик…но, где же нам здесь взять полянку, куда нам можно сесть?
Дети: На ковер!
Логопед и ребята садятся на ковер.
Логопед: Ребята, в моём детском саду, ребята очень любят играть в разные полезные игры. У нас есть игры для ручек, покажите ваши руки (дети показывают) ,язычков –покажите свои язычки и, даже для ушек -а, где у вас ушки? Хотите, я и вас научу играть в эти игры? (ответы детей)
У меня есть игра, которая понравится вашим ушкам. Она называется
«СЛОГОВИЧКИ» Я буду запутывать слова, а вы постараетесь их распутать. Ушки готовы?Слушайте внимательно:
Шу-Шу-Шу—БА-БА-БА получается?
Дети-Шуба!
Жа-Жа-Жа—Ба-Ба-Ба?
Раздается звук скайп-звонка.
Логопед: Ребята, мне кажется, что с нами кто-то хочет пообщаться.
Логопед с детьми подходят к экрану. На экране появляется изображение детей.
Логопед: Ребята, да это же дети из моего детского сада. Они хотят с вами познакомиться. У нас появился настоящий телемост между вашим и нашим детским садом. Давайте поздороваемся.
Дети: Доброе утро!
Ребята на экране здороваются.
Логопед: Ребята, а мы только что начали играть в вашу любимую игру для ушек. Как она называется?
Дети на экране: Слоговички! Мы тоже хотим с вами поиграть!
Логопед: Ребята, а давайте по очереди будем загадывать слова.
Сначала, мы с ребятами загадаем для вас такое слово…Логопед предлагает детям загадать слово «Лу-жа»
Дети:Лу-Лу-Лу—Жа-Жа-Жа?Дети на экране: «Лужа!»
Дети на экране : А, теперь,наша очередь:
У-У-У—Ши-Ши-Ши?
Дети: Уши!
Шап-Шап-Шап-Ка-Ка-Ка? – Шапка!
Логопед: Ребята, нам с вами было очень весело играть, выходите на связь ещё, будем дружить и играть детскими садами!
Дети : До свидания!
Логопед: Молодцы ребята, ваши ушки слышат хорошо, а теперь, давайте поиграем в игру,которая называется : «Художник»
Кто знает, что делает художник? (ответы детей)
Логопед: Верно, ребята. А, еще художник должен хорошо знать все цвета, чтобы уметь раскрасить любой предмет. А вы знаете цвета? Давайте заполним нашу палитру красками.
Логопед предлагает каждому ребенку достать по одной краске, назвать её и закрепить на пособии.
Логопед: Ребята, у меня есть очень грустные картинки. Как вы думаете, почему они грустят?
Дети: Они грустят, потому что их забыли раскрасить.
Логопед: Давайте им поможем, раскрасим их во все цвета!.
Логопед закрепляет в центре пособия первую картинку (жук)
Дети: Красный жук, желтый жук, зеленый жук ит. д.
Логопед меняет картинку (Машина) (картинки отобраны со звуком (Ш и Ж)
Логопед: Ребята, только тетерь,давайте по очереди скажем : «Я еду на красной машине»
Дети: каждый произносит предложение со своим цветом.
Логопед: Как хорошо вы играете в мои игры!
А сейчас, давайте поиграем в игру, которая очень понравится вашим пальчикам. Для этого нам надо будет сесть за столы.
Дети рассаживаются.
Логопед: Ребята, эта игра называется «Клеёночка»
Я каждому из вас дам кусочек целлофана, а можно сказать и клеёночку
Логопед: клеёночку кому?
Ребенок называет своё имя в родительном падеже (напр. Кате, Васе ит. д.)
Логопед: Ребята, поднимите правую руку, а левую спрячьте за спиной.Повторяйте за мной:
Руку правую свою
На клеёночку кладу:
Раз, два, три, четыре, пять-
Ни кусочка не видать!
(дети собирают клеёночку в кулак, показывают, что получилось)
Затем меняют руку:
Руку левую свою
На клеёночку кладу
Раз, два, три, четыре, пять-
Ни кусочка не видать!
Логопед: Вы молодцы, у вас всё замечательно получается! А сказки вы любите (ответы детей) Хотите, я расскажу вам сказку про «Солнечного зайчика?»(ответы детей)
Логопед устанавливает пособие «Солнечный Зайчик»
Логопед: Однажды, заглянул в окошко «Солнечный Зайчик».
В комнате никого не было, и ему захотелось там поиграть. Сел Зайчик (логопед перемещает зайчика на диван)
Дети : На диван
Логопед: И,вдруг услышал : «Мяу». Испугался Зайчик и спрятался (перемещает его за диван)
Дети: За диван.
Логопед: Но за диваном было темно и скучно. Выглянул Солнечный Зайчик…Откуда?
Дети: Из -за дивана!
Логопед: И,снова услышал : «Мяу». От страха Язычок спрятался…Куда?
Дети: В шкаф!
Логопед: Стало ему любопытно, кто же его пугает? Выглянул он …
Дети: Из шкафа!
Логопед: Сел он …
Дети: На стол!
Логопед: И увидел на полу…
Дети : Кота!
Логопед :Начали они играть в догонялки. (логопед перемещает Солнечного Зайчика по пособию, дети называют его положение)
Логопед: Но, вот, наступил вечер, и Зайчику пришлось вернуться к себе домой, к солнышку. С тех пор Зайчик стал каждый день приходить в гости к коту, чтобы поиграть и порезвиться. А, куда сейчас сел Зайчик (логопед перемещает его на голову одного из детей, на руку, на плечо, на нос, на ухо ит. д. (ответы детей)
Логопед : Ну, что ж, вы действительно молодцы!
У нас осталась всего одна игра. Вы не устали?Давайте сделаем маленькую разминку:
Логопед показывает движения,дети за ним повторяют:
Тили- тили -тили –бом (машут поднятыми вверх руками)
Это кто стучится в дом (движения плечами)
Подбегаю (выполняют бег на месте)
Открываю (разводят руки в стороны)
Крепко маму обнимаю (обхватывают себя руками)
Теперь, можно и поиграть. В этой игре, вам пригодиться наблюдательность и внимание. Пойдемте со мной.
Логопед с ребятами подходит к пособию «Чудо-дом»
Садятся в полукруг.
Логопед : Вот чудо домик для друзей
В нем очень много этажей.
Не ленись и не зевай,
Ты жильцов всех называй!
Логопед: Ребята, сколько этажей в нашем домике? (ответы детей)
А сколько квартир на каждом этаже? (ответы детей)
Давайте заселять жильцами первый этаж.
В первой квартире поселится (показывает картинку, ребята называют её .Картинки отобраны по звукам «Ш и Ж» в начале и середине слова, в открытых и закрытых слогах, со стечением согласных)
Когда первый этаж заселен,логопед задает вопросы:
Кто «живет» в первой квартире, в третьей? И т. Д.
Кто живет справа от «Жука?» и т. д.
Логопед: Сейчас, еще раз посмотрите внимательно и запомните всех жильцов. Закройте глазки. (Логопед убирает одну картинку)
Кто уехал? (ответы детей) повторяют несколько раз.
Логопед : А сейчас давайте заселим второй этаж.
(дети называют картинки. Логопед заселяет квартиры)
Логопед: Ребята, кто живет под (называет картинку?
Кто живет над (называет картинку? Ит. д.
А,кто живет по адресу: второй этаж, третья квартира (ответы детей, первый этаж, вторая квартира? И т. д.
А теперь, я хочу, чтобы каждый из вас по очереди ответил на мой вопрос (Логопед задает вопросы индивидуально)
Логопед: А теперь,давайте снова поиграем в игру : Кто уехал?
Закрывайте глаза. (игра с десятью картинками)
Логопед: Ребята, наши жильцы все перессорились.Теперь они хотят жить так: на первом этаже живут жильцы со звуком (Ш, а на втором, со звуком (Ж).Ребята, поможете их расселить?
Логопед собирает все картинки. Раскладывает их вновь, вместе с ребятами.
Логопед: вот теперь в нашем домике мир и покой. Кто назовет мне жильцов первого этажа (ответы детей)
Назовите жильцов второго этажа (ответы детей)
Логопед: Ну, что ж, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Вам понравилось играть в наши игры? А кто вспомнит, в какие игры мы сегодня играли (ответы детей)
Назовите игру, которая больше всего понравилась каждому из вас (индивидуальные ответы детей)
Мне тоже очень понравилось с вами играть, но мне пора возвращаться к своим ребятам, в свой детский сад. А на память о нашей встрече, я хочу подарить вам эти домики. Вы сможете поиграть дома с родителями в нашу игру «Чудо-дом».
До свидания, ребята!
Источник