Пособие для оценки психофизического развития ребенка

Пособие для оценки психофизического развития ребенка thumbnail

#det_PSY

???? Подборка книг по детской психологии

???? «Азбука эмоций», Ковалец И.В.
Первое практическое пособие по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.
Цель пособия – научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям . внутреннему миру; развивать у него умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. В пособии представлены разнообразные упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики.
Пособие адресовано педагогам-дефектологам, психологам, родителям.

???? «В мире детских эмоций», Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.
Поведение ребенка, динамика развития его эмоциональной сферы составляют для практического психолога основу понимания внутреннего мира маленького человека; говорят о его психическом состоянии, возможных перспективах развития. Это пособие, адресованное практическим психологам ДОУ, педагогам и воспитателям, включает теоретические и практические материалы по проблемам развития и коррекции эмоциональной сферы детей. дошкольного возраста. Содержащиеся в этой книге интересные игры, упражнения, этюды, конспекты занятий, советы и рекомендации помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

???? «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей», Ткачева Т. Е.
Книга содержит рассказы и сказки психопрофилактической и коррекционной направленности. Рассказы могут быть использованы как профессиональными психологами в процессе практической работы с клиентами, так и простыми читателями для самостоятельного осознания собственных проблем и коррекции моделей поведения. Основная идея книги заключается в том, чтобы обычные читатели, не прибегая к помощи психологов, могли сами подумать над своей проблемой и решить ее. Материалы приближены к настоящему времени, каждый имеет небольшой объем и содержит четкий алгоритм действия. После каждого рассказа составлен приблизительный план работы с материалом.
Книга предназначена для широкого круга читателей разных возрастных групп, исключая детей младше 8-9 лет. Некоторые рассказы предназначены только для взрослых.

???? «Психологическое консультирование детей и подростков», Монина Г.Б.
Книга знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков.
Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно-психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности. ( фрагмент книги!).

???? «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Галанов А.С.
В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от одного года до трех лет, приведены нормы физического развития. В каждом разделе дано подробное описание рекомендуемых игр для развития зрительной и слуховой системы, внимания, памяти, воображения, воли. В конце пособия — примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей данного возраста. В Приложениях рекомендованы методы оценки психофизического развития ребенка, а также лечебно-профилактические мероприятия.

???? «20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь», Сосорева Е.П.
Ваш ребенок выходит за рамки принятых норм поведения? А вы не знаете, как на это правильно реагировать? Если это так, то у ребенка может развиться размытое представление о том, что ему дозволено, а что нет, и его (и, конечно же, вас!) ждут большие проблемы в будущем.
В этой книге разбираются наиболее распространенные ситуации с детьми дошкольного возраста, в которых родители испытывают сложности. Это такие ситуации, когда вы расстроены, обеспокоены, разгневаны, а может быть, даже обескуражены тем, как ведет себя ваш ребенок. Каждая ситуация рассматривается детально: вы узнаете, почему она возникла, как ее преодолеть и что сделать для того, чтобы в дальнейшем она не повторилась.

???? «Практикум по детской психологии», Урунтаева Г.А.
Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: «Личность», «Деятельность и общение», «Познавательные процессы».
В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции, чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

источник: klex.ru; e-reading.club

Источник

Приложение N 6
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 16 апреля 2012 г. N 366н

1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук

1.

Стол

1

2.

Стул

3

3.

Весы электронные для детей до года

1

4.

Весы

1

5.

Аппаратура для инфракрасной терапии

1

6.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

7.

Пособия для оценки психофизического развития ребенка

по требованию

8.

Стетофонендоскоп

1

9.

Термометр медицинский

3

10.

Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года

1

11.

Шпатель

по требованию

12.

Пеленальный стол

1

13.

Стол массажный

1

14.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

15.

Емкость для дезинфицирующих средств

по требованию

2. Прививочный кабинет детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук

1

2

3

1.

Кушетка

1

2.

Стол

1

3.

Стул

2

4.

Термометр медицинский

по требованию

5.

Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года

1

6.

Шкаф для хранения медикаментов и медицинских инструментов

1

7.

Пеленальный стол

1

8.

Медицинский стол с маркировкой по видам прививок

3

9.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

10.

Шпатель

по требованию

11.

Холодильник

1

12.

Термоконтейнер или сумка-холодильник с набором хладоэлементов

1

13.

Емкость – непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин

по требованию

14.

Шприцы одноразовые емкостью 1, 2, 5, 10 мл с набором игл

по требованию

15.

Бикс со стерильным материалом (вата – 1,0 г на инъекцию, бинты, салфетки)

2

16.

Пинцет

5

17.

Ножницы

2

18.

Резиновый жгут

2

19.

Грелка

2

20.

Почкообразный лоток

4

21.

Емкость с дезинфицирующим раствором

по требованию

22.

Лейкопластырь, полотенца, пеленки, простыни, одноразовые перчатки

по требованию

23.

Противошоковый набор с инструкцией по применению**

1

24.

Этиловый спирт

0,5 мл на инъекцию

25.

Нашатырный спирт

по требованию

26.

Смесь эфира со спиртом

по требованию

27.

Кислородная подводка

по требованию

28.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

29.

Укладка для экстренной профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции***

1

3. Процедурная детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук (по числу посещений)

до 250

250 – 500

свыше 500

1

2

3

1.

Стол

1

1

1

2.

Стул

1

1

1

3.

Кушетка

1

1

1

4.

Мешок Амбу

1

1

1

5.

Тонометр с манжетой для детей до года

1

2

2

6.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

7.

Светильник бестеневой медицинский передвижной

1

1

1

8.

Стетофонендоскоп

1

1

1

9.

Пеленальный стол

1

1

1

10.

Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов

по требованию

по требованию

по требованию

11.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

2

2

12.

Лейкопластырь, полотенца, пеленки, простыни, одноразовые перчатки

по требованию

по требованию

по требованию

13.

Холодильник

1

1

1

14.

Шкаф для медикаментов

1

1

1

15.

Укладка для экстренной профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции

1

1

1

4. Физиотерапевтическое отделение (кабинет) детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук (по числу посещений)

до 250

250-500

свыше 500

1

2

3

1.

Стол

1

1

1

2.

Стул

1

1

1

3.

Аппарат для высокочастотной магнитотерапии (индуктотермии)

1

1

4.

Аппарат для гальванизации и электрофореза

1

1

2

5.

Аппарат для ультратонотерапии

1

1

1

6.

Аппарат для дарсонвализации

1

1

1

7.

Аппарат для низкочастотной магнитотерапии

1

1

2

8.

Аппарат для лечения поляризованным светом

1

1

2

9.

Аппарат для кислородных коктейлей

1

1

1

10.

Аппарат для лечения

интерференционными

токами

1

1

2

11.

Аппарат для мезодиэнцефальной модуляции

1

1

12.

Аппарат для микроволновой СВЧ-терапии

1

1

13.

Аппарат для УВЧ-терапии

1

1

1

14.

Аппарат для электросна

1

1

2

15.

Аппарат магнитолазерной терапии

1

1

1

16.

Аппарат для динамической чрескожной электронейростимуляции

1

1

2

17.

Аппарат ультразвуковой терапевтический

1

1

1

19.

Аппарат для лечения диадинамическими токами

1

1

1

20.

Аэрофитогенератор

1

1

1

21.

Ванна бальнеологическая

1

1

22.

Ванна вихревая

1

1

23.

Ванна гидрогальваническая

1

1

24.

Ванна для подводного массажа

1

1

25.

Ванна сухая углекислая

1

1

26.

Галоингалятор индивидуальный

1

1

1

27.

Аппарат для вибротерапии

1

1

1

28.

Ингалятор ультразвуковой

2

3

4

29.

Тонометр с манжетой для детей до года

1

1

1

30.

Аппарат для амплипульстерапии

1

1

1

31.

Матрац для вибрационного массажа

1

1

32.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

33.

Утратил силу с 8 августа 2020 г. – Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

35.

Утратил силу с 8 августа 2020 г. – Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

36.

Парафинонагреватель

1

1

1

37.

Галокамера

1

1

38.

Небулайзер

1

1

1

39.

Установка для проведения жемчужных ванн

1

1

40.

Термостат

1

1

1

41.

Аппарат для импульсной высокоинтенсивной магнитотерапии

1

1

42.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

2

2

43.

Емкость для дезинфицирующих средств

по треб.

по треб.

по треб.

5. Кабинет лечебной физкультуры детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук (по числу посещений)

до 250

250 – 500

свыше 500

1.

Аппарат для вибротерапии

1

2

3

2.

Велотренажер

1

2

2

3.

Весы

1

1

1

4.

Динамометр ручной

1

1

1

5.

Динамометр становой

1

1

1

6.

Тонометр с манжетой для детей до года

1

2

2

7.

Метроном

1

1

1

8.

Ростомер

1

1

1

9.

Шведская стенка

1

1

1

10.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

11.

Пульсотахометр

1

2

2

12.

Спирометр

1

1

1

13.

Угломер для определения подвижности суставов конечностей и пальцев

1

1

1

14.

Вертебральный тренажер-свинг-машина

1

2

2

15.

Секундомер

2

2

2

16.

Часы

1

1

1

17.

Зеркало 1,5 х 2 м

1

1

1

18.

Гимнастические палки, обручи, гантели, гимнастические коврики

по требованию

по требованию

по требованию

19.

Набор мячей

1

2

2

20.

Стол

1

1

1

21.

Стул

1

1

1

22.

Шкаф/стеллаж для инвентаря

1

2

2

23.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

2

2

6. Кабинет массажа детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук (по числу посещений)

до 250

250 – 500

свыше 500

1

2

3

1.

Кушетка массажная с изменяющейся высотой

1

2

2

2.

Стул для массажиста с изменяющейся высотой

1

2

2

3.

Часы настенные

1

1

1

4.

Набор валиков для укладки пациента

6

6

6

5.

Стол

1

1

1

6.

Стул

1

1

1

7.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

2

2

7. Дневной стационар детской поликлиники (отделения)

N п/п

Наименование оборудования (оснащения)

Количество, штук

1

2

3

1.

Стол рабочий

2

2.

Стул

2

3.

Настольная лампа

2

4.

Ширма

1

5.

Шкаф для одежды

1

6.

Шкаф для хранения игрушек

1

7.

Стол обеденный

по требованию

8.

Шкаф для чистой посуды

по требованию

9.

Столик-термос для перевозки пищи

по требованию

10.

Стол четырехместный детский

по требованию

11.

Стол для детей среднего возраста

по требованию

12.

Кровать для детей

по требованию

13.

Ростомер

1

14.

Шкаф для хранения медицинской документации

1

15.

Негатоскоп

1

16.

Холодильник

1

17.

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

18.

Весы электронные для детей до 1 года

1

19.

Весы

1

20.

Шкаф для лекарственных средств и медицинских инструментов

1

21.

Стол инструментальный

1

22.

Пеленальный стол

1

23.

Стетофонендоскоп

1

24.

Шпатель

по требованию

25.

Термометр медицинский

по требованию

26.

Термометр комнатный

по требованию

27.

Сантиметровая лента

1

28.

Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года

2

29.

Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов

по требованию

30.

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

2

______________________________

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сноской с 8 августа 2020 г. – Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).

Информация об изменениях:

Нумерация сноски изменена с 8 августа 2020 г. – Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

** В противошоковый набор входит: 0,1% раствор адреналина, мезатона, норадреналина, 5,0% раствор эфедрина, 1,0% раствор тавегила, 2,5% раствор супрастина, 2,4% раствор эуфиллина, 0,9% раствор хлористого кальция, глюкокортикоидные препараты – преднизолон, дексаметазон или гидрокортизон, сердечные гликозиды – строфантин, коргликон.

Информация об изменениях:

Нумерация сноски изменена с 8 августа 2020 г. – Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

*** В состав укладки входит: 70% этиловый спирт – 50 мл (спиртовые салфетки в упаковке), 5% спиртовой раствор йода – 5 мл, навески сухого марганцевокислого калия по 50 мг, 1% раствор борной кислоты, дистиллированная вода в емкостях по 100 мл, 1% раствор протаргола, бактерицидный пластырь, глазные пипетки – 2 шт., стерильные ватные шарики, тампоны, индивидуальные салфетки, резиновые перчатки, одноразовый халат.

——————————

Источник

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голос?