Пособие для оценки психического развития ребенка

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2013

Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ

Рецензенты:

Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.

Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.

Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)

Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Оглавление

Предисловие……………………………………………….………………………………4

Методические указания…………………………………………………………..………7

Введение…………………………………………………………………………….……..7

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8

Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13

Тестовые задания………………………………………………………………………..14

Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26

Тестовые задания…………………………………………………………………………27

Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47

Тестовые задания………………………………………………………………………..48

Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51

Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61

Тестовые задания………………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы….…………………………………………………………….….…65

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III – IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.

Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. – 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. – 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.

Практическое занятие проводится по плану:

1) Проверка подготовки студента к занятию;

2) Демонстрация преподавателем методики исследования;

3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;

4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;

5) Подведение итогов занятия;

6) Обозначение задания на следующее занятие.

Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.

В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК – 1, ПК – 5, ПК – 16.

Студенты будут знать:

· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.

· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.

· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.

· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.

· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.

· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.

· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.

· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка как личности начинается с

· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.

· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.

· Методы исследования нервной системы.

Уметь:

· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.

· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.

· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.

· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.

· Подобрать игрушки для детей различного возраста.

· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).

Перечень практических навыков:

· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).

· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).

· Оценка двигательных умений ребенка.

· Оценка развития речи ребенка.

· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.

· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.

· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.

Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.

Источник

метки: Ребенок, Месяц, Психический, Возраст, Результат, Соответствовать, Оценка, Показатель

Оценка психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал (по достижению ребенком определенного возраста) по шести основным показателям:

— речь (А),

— общение (Б),

— культурно-гигиенические навыки (В),

— рисование (Г),

— действия с предметами (Д),

— моторика (Е).

С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все шесть показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.

Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или/и воспитателей просят отметить те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка.

Первичные баллы вносят в сводную таблицу, сопоставляя оценки, данные разными взрослыми. Значительное расхождение оценок родителей и воспитателей развития одного ребенка должно стать предметом анализа.

При обработке результатов выбирается максимальный (?) возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития.

Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам (расстегивает 3 пуговицы), речи — 36 месяцам (может связно рассказывать), а общения 24 месяцам (общается с детьми) и т. д.

Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом определяется ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:

КР=ВПР/КВ*100%

где ВПР — реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем шести показателям;

KB — календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;

КР — коэффициент психического развития.

Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:

110-120 — высокое развитие;

13 стр., 6031 слов

Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

… психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка … чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются …

107-90—нормальное развитие;

87-80 — недостаточный уровень развития;

77-70 – критический уровень развития;

67 и ниже – возможно умственная отсталость.

Если по результатам экспертной оценки ребенок получает 87 и менее баллов проводят индивидуальное углубленное обследование.

Возрастная шкала оценки психического развития детей

Возраст (месяцы)Факторы психического развития
(1)1. Произносит 20 и более слов 2. Выполняет 2 поручения 3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5. Ставит 5 кубиков один на другой 6. Ходит сам, но часто падает
(2)1. Стремится связать 2 слова в предложение 2. Хочет сделать все самостоятельно 3. Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой 6. Ходит стабильно, редко падает
(3)1. Называет 5 изображений на рисунке 2. Ищет помощи у взрослых 3. Черкает карандашом в рамках листа 4. Самостоятельно ест 5. Бросает мяч в ящик 6. Пробует бегать
(4)1. Задает первые вопросы 2. Общается с детьми 3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4. Регулирует отправление физиологических потребностей 5. Пробует ловить брошенный мяч 6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой
(5)1. Задает различные вопросы 2. Может связно рассказывать 3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию 4. Регулярно сообщает о физиологической потребности 5. Расстегивает 3 пуговицы 6. Бегает значительно лучше
(6)1. Может связно рассказывать 2. В игре входит в роль 3. Рисует шар, яблоко и другие предметы 4. Сам раздевается и одевается 5. Ставит 10 кубиков один на другой 6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры
Читайте также:  Развитие речи у ребенка в возрасте 2 года

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (…..месяцев)

Группа………………………………..ДОУ №………

Дата:…………..20….г.

Ребенок шифр или дата рожденияРечьОбщениеРисованиеКГНДействия с предметамиМоторикаКРСоответствие возрастной норме
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 
АПроизносит 20 и более словСтремится связать 2 слова в предложениеНазывает 5 изображений на рисункеЗадает первые вопросыЗадает различные вопросыМожет связно рассказывать
БВыполняет 2 порученияХочет сделать все самостоятельноИщет помощи у взрослыхОбщается с детьмиМожет связно рассказыватьВ игре входит в роль
ВДержит карандаш и оставляет им следы на бумагеЧеркает карандашом целенаправленно и старательноЧеркает карандашом в рамках листаЧеркает вертикальные и горизонтальные линииУмеет чертить кривую, замкнутую линиюРисует шар, яблоко и другие предметы
ГДержит ложку во время едыПробует самостоятельно естьСамостоятельно естРегулирует отправление физиологических потребностейРегулярно сообщает о физиологической потребностиСам раздевается и одевается
ДСтавит 5 кубиков один на другойПосле наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкойБросает мяч в ящикПробует ловить брошенный мячРасстегивает 3 пуговицыСтавит 10 кубиков один на другой
ЕХодит сам, но часто падаетХодит стабильно, редко падаетПробует бегатьПоднимается и спускается по лестнице с поддержкойБегает значительно лучшеПоднимается и спускается по ступенькам без опоры

БЛАНК экспертной оценки развития ребенка ……………………………………………………………

(имя, фамилия, дата рождения, дата заполнения)

Пожалуйста, отметьте достижения ребенка, выбрав номер высказывания по каждому из пунктов (от А до Е)

Источник

Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста

Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле

ный.

Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

сличение – от 1,5-2 лет;

выбор по названию – в 2-3 года;

самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Вступление

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.

Читайте также:  Влияние среды на развитие речи ребенка

В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:

– принятие задания;

– способы выполнения задания;

– обучаемость;

– отношение к результату своей деятельности.

План работы

Введение….

Методика 1….

Методика 2. …

Заключение….

Список литературы…

Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года

Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.

Нормативы:

выбор из двух картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Инструкция:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?».

Результат исследуемой:

• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.

• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам

Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.

Общий результат обследования:

Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Методика 2

Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.

Пример инструкций:

Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.

Нормативы:

2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.

Анализ результатов:

1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.

2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;

3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Инструкция:

Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.

1) Посади мишку в корзинку.

2) Положи куклу в корзинку.

3) Положи картинку под корзинку.

4) Достань картинку из-под корзинки.

5)Покажи, где верх; где низ.

Результат исследуемой:

1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;

2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;

3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;

4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Список литературы

1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011

Заключение

Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».

Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет

Сведения о ребёнке

Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без

осложнений

Показатели при рождении:

вес – 3500г,

рост – 53см,

по шкале Апгар – 7-8 баллов.

Развитие:

На первом году жизни – без осложнений.

На втором году жизни – без осложнений.

По достижении трёх лет – без осложнений.

На настоящий момент:

Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.

Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.

Обращенную речь понимает в полном объеме.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.

Список литературы

1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:

Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов

2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005

3) Специфика психического развития ребенка.

https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542

Источник