Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка thumbnail

Речевые нарушения

И их последствия

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы – это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи – это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, но очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

1. Вашему ребенку – 3,5 года или даже больше:

– он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

– к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

2. Вашему ребенку – 3,5-4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, но
он не выговаривает:

– отдельные звуки (при этом его речь понятна);

– большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.

3. Вашему ребенку – 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

– речь ребенка в целом неразборчива;

-у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема.

За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам картинка

4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5 -5 лет, а возможно, и
больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки.

Но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду.

Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

В заключении хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, особенно, смелости. Здесь, пока не возьмешь в руки предмет, с которым предстоит оперировать, бывает трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с компьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуществлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Последствия речевых нарушений

Очень важно вовремя предупредить и устранить целый ряд последствий неразвитой речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляются уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

4. Нарушение течения занятий в школе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Чтоб предупредить и вовремя выявить возможные нарушения, нужно на первом году жизни, помимо осмотров педиатра, показать малыша невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а в возрасте 2х лет – рекомендуется добавить еще и осмотр логопеда.

Такие осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути становления речи.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Задержка речевого развития. Причины, последствия и лечение нарушений развития речи

Речь – это одна из наиболее важных форм общения с другими людьми и один из критериев развития человека в целом. Ведь речь – это не только восприятие слов и их произношение – это совокупность данных процессов, без которых тормозится не только понимание чужой речи и формирование собственной, но и уровень коммуникации, мышления.

Причины

Формирование речи начинается у ребенка почти с первых дней жизни, прогрессируя по мере роста. Однако, каждый ребенок развивается индивидуально, и бывает так, что один малыш, все еще “агукая”, когда его сверстники уже говорят “мама” и “папа”, в дальнейшем может в значительной степени опередить их, говоря про стол, стул и кровать – “мебель”, в то время, как те же дети будут показывать на все это пальцем, вспоминая названия каждого предмета.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • Недостаток общения с малышом. Ребенок редко слышит чужую речь, вследствие чего он не пополняет внутренний запас звуков, понятий и интонаций;
  • Малыша не настраивают на произношение слов. Свои пожелания он выражает неопределенными звуками, которые понимаются родителями, т.е. у ребенка нет необходимости выражаться словами;
  • Проблемы со слухом, черепно-мозговые травмы и прочее.
  • Индивидуальное развитие. Как говорилось выше, в дальнейшем малыш может дать фору ровесникам.

задержка речевого развития у детей

Последствия

Установлено, что задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. Не говоря уже об усложнении общения с окружающими, у ребенка ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия.

Малыш будет труднее понимать речь и даже то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему также затруднительно будет выразить свою мысль самому. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом.

Лечение

О задержке речевого развития могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Начиная от 3 до 6 месяцев, ребенок не поворачивается, когда к нему обращаются, не реагирует на смену интонации, в его лепетании отсутствуют звуки “м”, “б”, “п”;
  • От 10 до 12 месяцев также не поворачивается, когда его окликают, не пытается имитировать звуки взрослой речи, обращает на себя внимание только плачем;
  • В возрасте от 1 до 2 лет не может показать предмет, о котором ему говорят на картинке, не понимает самых простых вопросов;
  • От 2 до 3 лет не может выполнить подряд два действия со слов “подними мячик и подай его мне”, не может назвать предметы и составить фразы из двух, трех слов;
  • В возрасте от 3 до 4 произносит фразы, состоящие не более чем из 3-4 слов, большую часть звуков произносит неправильно, не отвечает на простые вопросы.

задержка речевого развития у детей

Заметив какой-либо из вышеперечисленных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу и начать усиленно заниматься с малышом. Ну а чтобы избежать этой проблемы, необходимо изначально больше времени уделять ребенку, следить за его развитием. Чтобы не было задержки развития речи, достаточно соблюдать некоторые несложные рекомендации:

  • Разговаривать с малышом нужно с первых дней после рождения. Сначала ребенок воспринимает только интонацию, затем начинает понимать некоторые слова, потом фразы и целые предложения, хотя сам еще не может сказать ни одного слова. Разговаривать с ребенком нужно в спокойных, ласковых интонациях, четко выговаривая слова, но не слишком замедляя свою речь;
  • Не стоит чересчур много “сюсюкаться” с малышом, иначе он будет понимать слова и воспроизводить их искаженно;
  • Нужно больше читать ребенку вслух;
  • Нужно стараться, чтобы у малыша были задействованы все пять органов чувств;
  • Следует развивать воображение и любопытство?
  • Нужно поощрять ребенка задавать больше вопросов, на которые он должен получать ясные и полные ответы;
  • Ребенок должен достаточно играть;
  • У ребенка должны быть новые впечатления, но не слишком много;
  • Нужно, чтобы малыш общался со сверстниками и другими детьми;
  • Иногда малышу полезно послушать детские песенки, но не слишком много;
  • Не стоит забывать про ласку, похвалу, объятия;
  • Ребенку нужно установить правила поведения, которые он обязан соблюдать, их количество должно возрастать постепенно.

Немного терпения, проявление любви и внимания способны предотвратить многие нарушения в развитии.

– Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний”

Автор: Искандер Милевски

Источник

Отсроченные последствия ОНР и ЗРР.

Прочитайте и начинайте действовать.

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

Именно речь – важный показатель развития интеллекта.

Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.

Диагноз «ЗРР»( задержка речевого развития) обычно  ничего не говорит обычным  родителям…

Думающие родители начинают беспокоиться и искать специалистов.

 И правильно делают, потому как: задержка может быть как специфической  (церебрально-органической, связанной с повреждением нервной системы) и

 неспецифической, обусловленной замедленным темпом созревания мозговых структур без неврологической симптоматики.

Специфическая задержка развития характеризуется наличием неврологических симптомов и

общим отставанием психомоторного развития.

Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания.

У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития,

недостаточность внимания,

незрелость эмоционально-волевой сферы,

отставание в развитии предметной и игровой деятельности.

Неспецифическая задержка развития легко преодолевается путемранней стимуляции и медикаментозной поддержки, которую рекомендует и назначает врач-невролог.

Возможно, в дальнейшем у ребенка будет дислалия, нерезко выраженные грамматические нарушения.  Все это устраняется  практически без последствий,

при условии систематической логопедической  работы.

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

Исследователи отмечают

вариативность проявлений и степени выраженности ЗРР, недостаточность общей, мелкой и артикуляционной моторики, отставания в развитии психологической базы речи и эмоционально-волевой сферы.

 О.Е. Громова выделяет несколько видов ЗРР:

неосложненный вариант (отмечается отставание только в речевой сфере);

ЗРР при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной);

грубая ЗРР при парциальных нарушениях в других сферах;

 ЗРР в структуре сложного дефекта.

До 3-х лет при отсутствие речи, интеллект может быть сохранен.

После 3-х лет  отсутствие  речи   ведет за собой  задержку развития всех психических функций.

 Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии»  в развитии  центральной нервной системы.

 Программа развития языковых явлений, которая генетически должна  была запуститься самостоятельно, по ряду причин НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ.

 Для ее «запуска» необходимы специальные усилия.

 Чем раньше начнется коррекция,

тем благоприятнее прогноз!

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

Специфическая задержка,  без  грамотной коррекционной  помощи и специального лечения после 3-х лет плавно перейдет в более серьезное нарушение; и логопед,   и невролог  имеют право поставить другой диагноз: ОНР I уровня.

К сожалению, сегодня очень много детей имеют сочетанные нарушения.

Чтобы определить структуру дефекта и выделить ведущее нарушение (для определение коррекционного маршрута ребенка) необходима комплексная диагностика и медицинское обследование.

ОНР делят на три уровня: 1 — отсутствие связной речи, звукоподражание; 2 — в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены; 3 — ребенок произносит целые фразы, но в словах слоговые нарушения, речь аграмматична.
 

ОНР (любого уровня) считается условно обратимым нарушением,

это значит, что последствия будут …..

 и чтобы их минимизировать необходима  систематическая и длительная

(не год и не два, а 5-6 лет, возможно и дольше) коррекционная логопедическая  работа, предполагающая тесную связь с неврологом.

 Поэтому, чем раньше родители ребенка,  у которого наблюдается задержка речевого развития, начнут бить тревогу и обратятся  к логопеду и к неврологу – тем лучше прогноз!

 Чем раньше – это значит  до 3-х лет.

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

 Позиция некоторых педиатров, невропатологов, логопедов, считающих, что до 3-х лет  можно ничего не предпринимать  и не беспокоиться – свидетельствует об отсутствии   у этих специалистов современных знаний в области детской невропатологии,  нейрофизиологии, нейропсихологии и логопедии!

 Сотрудничайте с грамотными специалистами.

Родителям очень важно знать этапы и сроки нормального речевого развития.

Первоначальные ориентиры:

 Если к концу 5-го месяца малыш  не прислушивается к музыке,к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации, к концу 9-гоунего отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослым звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего – поводы для беспокойства есть и весьма основательные. 

 Если у ребенка с опозданием формируется все психомоторные функции (поздно сел, не ползал, ползал мало и неправильно, плохо брал игрушки, долго молчал и

т. д.) констатировать нарушения речевого развития уже возможно и начинать стимулировать развитие всех отстающих от нормы функций просто необходимо, чтобы минимизировать в дальнейшем нарушения речи.

 Конечно,

начинать нужно с визита  к грамотному  невропатологу,

поскольку в настоящее время существуют препараты, стимулирующие и активизирующие развитие мозга.

Первые слова у ребенка должны появиться к году, а самые элементарные фразы, состоящие из двух слов, примерно к полутора (иногда — к двум) годам.

Если этого не происходит, это уже повод для тревоги!

Период до трех лет — особенно важен.

Коррекционный потенциал мозга в это время огромен, благодаря пластичности мозга, взамен  поврежденных клеточек мозга   в работу могут включиться другие,  и функции будут сохранены…..

 «Именно в это время созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции.  

Доказано, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования.  

Если же в это время создаются неблагоприятные условия, развитие функций задерживается,  то

 в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и неполностью.

Как раз первые три года жизни ребенка и являются «критическим» периодом развития для речи»

(Т. Г. Визель)

Сегодня есть логопеды, которые владеют методиками , позволяющими работать с детьми  раннего возраста. 

Превентивная логопедия ( логопедия предупреждающая развитие дефекта) интенсивно развивается. Уже определены критерии ранней диагностики  и прогноза речевых нарушений!

Ищите специалистов, работающих  в области  ранней диагностики и коррекции!

 Можно ждать, что само все рассосется, слушать бабушек и соседей,  не имеющих дефектологического образования, но уверенных в том, «что все будет нормально»…. можно   занять позицию страуса, спрятавшего голову и в песок и делать вид, что все хорошо, что «просто  такой ребенок»……

И тем самым  усугубить проблемы ребенка, вместо того, чтобы начать их решать!

А будущие проблемы – это  огромны трудности при обучении в школе.

Отсроченные последствия 

о которых не догадываются родители

3-х летних «неговорящих» детей:

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

– дислексия (нарушения чтения);

– дисграфия (нарушение письменной речи)  стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

ОСОБО «РАСЦВЕТАЕТ» ДИСГРАФИЯ ВО 2-3 КЛАССЕ.

Скорректировать   дисграфию может только логопед, специализирующийся на коррекции нарушений письменной речи.

При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания!  Ребенок не виноват!

 Виноваты  родители, которые  упустили драгоценное время: не вникли, не оценили вовремя  всю сложность проблем ребенка и не приложили достаточно усилий  для их устранения.

«Язык — наш главный код и мира удвоение…»

Чтобы научиться читать и писать, нужно иметь достаточно развитую устную речь, хорошо «слышать» ее нюансы, выделять в речевом потоке отдельные звуки речи, иметь память на буквы и т. д. От чего зависят эти способности? В первую очередь от состояния головного мозга, центральной нервной системы».

( Т. Визель)

 Нарушения письма и чтения и усугубляются:

 -расстройством всех видов внимания (зрительного, слухового);

ослаблением памяти;

-отставанием в речевом развитии;

– снижением когнитивных (умственных) способностей;

ограниченностью сведений об окружающем;

недоразвитием словесно-логического мышления;

– снижением любознательности и мотивации познавательной деятельности.

Кроме того, отмечаются

– недостаточность целенаправленности деятельности, прогнозирования и самоконтроля;

– выраженная психическая истощаемость;

– инертность психических процессов;

разнообразные эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.

 При раннем начале коррекционной работы все вышеперечисленное можно свести к минимуму!

 Важно понимать, что без специальной коррекционной комплексной работы  и медикаментозной поддержки  прийти к норме ребенку с ОНР – невозможно!

Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с ОНР могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии.

Именно речь – важный показатель развития интеллекта.

Действуйте!

 Изучайте!

Вникайте в проблемы своего ребенка и решайте их всеми доступными для Вас средствами  сейчас!

Не теряйте время, не ждите, что все пройдет  само  и все будет хорошо.

Будет, обязательно будет, если Родители этого захотят и найдут в себе силы и возможности помочь своему ребенку!

 Ведь Ваш ребенок – это самое ценное и дорогое для Вас в жизни!

Последствия речевых нарушений в развитии ребенка

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка с первой недели и до 9 месяцев