Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка оставшегося без попечения родителей
Описание презентации Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, по слайдам
Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения
Роль психологических потребностей в личностно развитии ребенка.
Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо. — это внутренние побудители активности, появляющиеся в зависимости от ситуации.
• К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: • потребность в безопасности • эмоциональные потребности • когнитивные (познавательные) потребности • Примерно после 3 х 4 х лет у ребенка появляется потребность в • социальном самоутверждении • духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту • Наряду с перечисленными говорят о таких потребностях как: • потребность в привязанности • потребность ребенка в здоровье • потребность в идентичности • потребность в социальной адаптации • потребность в устойчивых позитивных отношениях
Основные неудовлетворенные потребности приемного ребенка: • Утрата семьи • Привязанность • Признание
Утрата семьи Дети переживают двойную жизненную травму: • с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, • с другой – сам факт разрыва с семьей.
Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых
• Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей- «социальных сирот» , а не «наследственность» и органические нарушения. • Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.
Признание — это принятие ребенка «как своего» , как «одного из нас» , «похожего на нас» . Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье
• Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного — все это оказывает влияние на чувства взрослых. • При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.
Основные характеристики привязанности: • Конкретность; • Эмоциональная насыщенность; • Напряжение; • Продолжительность; • Врожденный характер потребности в отношениях привязанности; • Ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям
Проявления привязанности: • ребенок отвечает улыбкой на улыбку • не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом; • стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань» ; • принимает утешения родителей; • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании; • переживает положительные эмоции, играя с родителями; • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей
Типы нарушенной привязанности: 1. Негативная 2. Амбивалентная 3. Избегающая 4. Размытая 5. Дезорганизованная
Негативная ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
Амбивалентная ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
Избегающая ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
Размытая так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа» , — и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.
Дезорганизованная эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
• Психологи выделяют следующие правила выстраивания взаимоотношений с ребенком, которые могут быть полезны родителям : • быть сензитивным, чувствительным, отзывчивым; • быть ответственным; • делиться эмоциями, намерениями, мыслями и опытом • создавать чувство безопасности и надежности
Теория привязанности Джона Боулби
Боулби Эдвард Джон Мостин (John Bowlby) (26 февраля 1907 г. – 2 сентября 1990 г. ) — английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии. Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.
Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется.
Согласно Джону Боулби (Bowlby, 1980), между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни после рождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его.
Важным положением теории является то, что ребенок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связь требует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношений будет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшего формирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировала с близкими, потом будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений
Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическая организация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка). Число этих привязанностей не может быть бесконечным, так же как существует ограничение числа эмоциональных интенсивных взаимодействий в естественных условиях, требующих отдачи и соответствующего ресурса.
Основная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, и не в удовлетворении физических потребностей ребенка, а в обеспечении защиты и безопасности
Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный и чувство идентичности с объектом первичной привязанности.
Чувство идентичности – ощущение принадлежности роду, клану, семье ( «Вырастешь и станешь как папа» ). Из него формируется система Я ребенка. На него будет опираться он в кризисные моменты формирования своей личности. Созидая себя, он будет отталкиваться от этих фигур. То есть поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует (фигуры первичной привязанности) в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей
Для маленького ребенка уход родителя является событием катастрофическим – оно означает прямую угрозу жизни. К поведенческим механизмам, направленным на удержание взрослого, относятся плач, улыбка, действия цепляния, сосания и следования. Фактически младенец уже рождается с набором способов, которые позволяют ему привлекать внимание взрослого. Однако только в конце первого года жизни этот набор преобразуется в систему привязанности, соотносящую параметр близости с безопасностью.
Теория привязанности рассматривает предрасположенность к установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми как базовый компонент человеческой природы, присутствующий в зачаточной форме уже на стадии новорожденности и сохраняющийся на протяжении всей жизни вплоть до старости. Необходимое условие выживания и роста ребенка – длительная забота других людей.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей Педагог-психолог Ширёва А.А.
2 слайд
Описание слайда:
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка рассматривается в двух аспектах: Нарушение привязанности Особенности переживания горя и потери у ребенка
3 слайд
Описание слайда:
Привязанность – это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить. Потребность в привязанности – т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением – является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Привязанность – это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).
4 слайд
Описание слайда:
Цикл формирования привязанности в первый год жизни ребенка У ребенка возникает потребность Ребенок проявляет беспокойство, плачет Взрослый удовлетворяет потребность ребенка У ребенка формируется доверие к взрослому
5 слайд
Описание слайда:
Цикл формирования привязанности на втором году жизни ребенка У ребенка возникает потребность Взрослый либо удовлетворяет потребности ребенка, либо ограничивает, говорит «нет» Ребенок либо слушается, либо не подчиняется, либо спорит со взрослым Взрослый реагирует соответственно
6 слайд
Описание слайда:
Необходимые условия, для формирования привязанности Удовлетворение потребностей ребенка, забота основанная на интересе Позитивное взаимодействие, эмоционально окрашенное общение, телесный контакт Восприятие ребенка, как своего
7 слайд
Описание слайда:
Нарушение формирования привязанности У ребенка возникает потребность Ребенок плачет, проявляет беспокойство Взрослый не удовлетворяет потребности ребенка Ребенок вместо доверия испытывает гнев
8 слайд
Описание слайда:
Способность устанавливать отношения (привязанность) не безгранична
9 слайд
Описание слайда:
Виды нарушения привязанности Негативная (невротическая) Амбивалентная Избегающая Размытая Дезорганизованная
10 слайд
Описание слайда:
Последствия нарушенной привязанности Невозможность устанавливать теплые отношения, дружить, любить, в будущем – заботится о собственных детях Проблемы с законом Хорошо развита реакция, интуиция, наблюдательность в ущерб развитию логического мышления, внимания, памяти Низкая самооценка Разного рода зависимости Жестокость по отношению к людям и животным
11 слайд
Описание слайда:
«Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком, – это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок – это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка – весь его мир» Мария Капилина
12 слайд
Описание слайда:
Особенности переживания ребенком горя Проявляют странности поведения (гиперпослушность, замкнутость, отказ от развлечений, молчаливость и т.п.) Предпочитает общество маленьких детей (еще не умеющих говорить), очень пожилых людей, домашних животных Длительно выполняют однообразные действия, предпочитают рутинную работу Гнев, немотивированные вспышки ярости, аутоагрессия Дисфории – продолжительные периоды дискомфорта, раздражения Мучительное чувство вины Апатия, вялость, возрастной регресс Периоды горевания обычно сменяются просветами (ребенок радуется, играет) Период горевания длиться от полугода до двух лет.
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1435434
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения.
Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения
Слайд 2
Описание слайда:
Роль психологических потребностей
в личностно
развитии ребенка.
Слайд 3
Описание слайда:
Потребность
Потребность
– это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо.
– это внутренние побудители активности, появляющиеся в зависимости от ситуации.
Слайд 4
Описание слайда:
К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие:
К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие:
потребность в безопасности
эмоциональные потребности
когнитивные (познавательные) потребности
Примерно после 3х 4х лет у ребенка появляется потребность в
социальном самоутверждении
духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту
Наряду с перечисленными говорят о таких потребностях как:
потребность в привязанности
потребность ребенка в здоровье
потребность в идентичности
потребность в социальной адаптации
потребность в устойчивых позитивных отношениях
Слайд 5
Описание слайда:
Основные неудовлетворенные потребности приемного ребенка:
Основные неудовлетворенные потребности приемного ребенка:
Утрата семьи
Привязанность
Признание
Слайд 6
Описание слайда:
Утрата семьи
Дети переживают двойную жизненную травму:
с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт,
с другой – сам факт разрыва с семьей.
Слайд 7
Описание слайда:
Привязанность
Привязанность
– это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.
Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых
Слайд 8
Описание слайда:
Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения я?