Последствие нарушений развития речи ребенка

Последствие нарушений развития речи ребенка thumbnail

Речевые нарушения

И их последствия

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы – это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи – это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, но очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.

1. Вашему ребенку – 3,5 года или даже больше:

– он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

– к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли сможет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправильных звукопроизношений.

2. Вашему ребенку – 3,5-4,5 лет. Речь у него появилась вовремя, но
он не выговаривает:

– отдельные звуки (при этом его речь понятна);

– большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать звуки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее определить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.

3. Вашему ребенку – 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

– речь ребенка в целом неразборчива;

-у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема.

За неразборчивой речью могут скрываться тяжелые расстройства, которые в дальнейшем могут сказаться на общем психическом развитии ребенка.

4. Вашему ребенку уже исполнилось 4,5 -5 лет, а возможно, и
больше. Вы знаете, что он неправильно произносит некоторые звуки.

Но по каким-либо причинам у вас нет возможности обратиться к логопеду.

Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных логопедических занятий, научиться произносить звуки правильно уже не может. В дальнейшем у него будет, скорее всего, сохраняться дефектное произношение тех звуков, которые он сейчас не выговаривает.

В заключении хотелось бы пожелать вам успеха, терпения и, особенно, смелости. Здесь, пока не возьмешь в руки предмет, с которым предстоит оперировать, бывает трудно разобраться и в самих описаниях. Попробуйте, не взяв в руки спицы, научиться вязать по картинкам или понять, как работать с компьютером, глядя на схемы в учебнике, а не на экран монитора.

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие меню

В данном же случае этим «предметом», который вам следует «взять в руки», является речь вашего ребенка. Когда вы приступите к осуществлению описанных здесь вещей, они станут вам вполне понятны.

Последствия речевых нарушений

Очень важно вовремя предупредить и устранить целый ряд последствий неразвитой речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляются уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

4. Нарушение течения занятий в школе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Чтоб предупредить и вовремя выявить возможные нарушения, нужно на первом году жизни, помимо осмотров педиатра, показать малыша невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а в возрасте 2х лет – рекомендуется добавить еще и осмотр логопеда.

Такие осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути становления речи.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Задержка речевого развития. Причины, последствия и лечение нарушений развития речи

Речь – это одна из наиболее важных форм общения с другими людьми и один из критериев развития человека в целом. Ведь речь – это не только восприятие слов и их произношение – это совокупность данных процессов, без которых тормозится не только понимание чужой речи и формирование собственной, но и уровень коммуникации, мышления.

Причины

Формирование речи начинается у ребенка почти с первых дней жизни, прогрессируя по мере роста. Однако, каждый ребенок развивается индивидуально, и бывает так, что один малыш, все еще “агукая”, когда его сверстники уже говорят “мама” и “папа”, в дальнейшем может в значительной степени опередить их, говоря про стол, стул и кровать – “мебель”, в то время, как те же дети будут показывать на все это пальцем, вспоминая названия каждого предмета.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • Недостаток общения с малышом. Ребенок редко слышит чужую речь, вследствие чего он не пополняет внутренний запас звуков, понятий и интонаций;
  • Малыша не настраивают на произношение слов. Свои пожелания он выражает неопределенными звуками, которые понимаются родителями, т.е. у ребенка нет необходимости выражаться словами;
  • Проблемы со слухом, черепно-мозговые травмы и прочее.
  • Индивидуальное развитие. Как говорилось выше, в дальнейшем малыш может дать фору ровесникам.

задержка речевого развития у детей

Последствия

Установлено, что задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. Не говоря уже об усложнении общения с окружающими, у ребенка ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия.

Малыш будет труднее понимать речь и даже то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему также затруднительно будет выразить свою мысль самому. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько отсталый уровень развития в целом.

Лечение

О задержке речевого развития могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Начиная от 3 до 6 месяцев, ребенок не поворачивается, когда к нему обращаются, не реагирует на смену интонации, в его лепетании отсутствуют звуки “м”, “б”, “п”;
  • От 10 до 12 месяцев также не поворачивается, когда его окликают, не пытается имитировать звуки взрослой речи, обращает на себя внимание только плачем;
  • В возрасте от 1 до 2 лет не может показать предмет, о котором ему говорят на картинке, не понимает самых простых вопросов;
  • От 2 до 3 лет не может выполнить подряд два действия со слов “подними мячик и подай его мне”, не может назвать предметы и составить фразы из двух, трех слов;
  • В возрасте от 3 до 4 произносит фразы, состоящие не более чем из 3-4 слов, большую часть звуков произносит неправильно, не отвечает на простые вопросы.

задержка речевого развития у детей

Заметив какой-либо из вышеперечисленных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу и начать усиленно заниматься с малышом. Ну а чтобы избежать этой проблемы, необходимо изначально больше времени уделять ребенку, следить за его развитием. Чтобы не было задержки развития речи, достаточно соблюдать некоторые несложные рекомендации:

  • Разговаривать с малышом нужно с первых дней после рождения. Сначала ребенок воспринимает только интонацию, затем начинает понимать некоторые слова, потом фразы и целые предложения, хотя сам еще не может сказать ни одного слова. Разговаривать с ребенком нужно в спокойных, ласковых интонациях, четко выговаривая слова, но не слишком замедляя свою речь;
  • Не стоит чересчур много “сюсюкаться” с малышом, иначе он будет понимать слова и воспроизводить их искаженно;
  • Нужно больше читать ребенку вслух;
  • Нужно стараться, чтобы у малыша были задействованы все пять органов чувств;
  • Следует развивать воображение и любопытство?
  • Нужно поощрять ребенка задавать больше вопросов, на которые он должен получать ясные и полные ответы;
  • Ребенок должен достаточно играть;
  • У ребенка должны быть новые впечатления, но не слишком много;
  • Нужно, чтобы малыш общался со сверстниками и другими детьми;
  • Иногда малышу полезно послушать детские песенки, но не слишком много;
  • Не стоит забывать про ласку, похвалу, объятия;
  • Ребенку нужно установить правила поведения, которые он обязан соблюдать, их количество должно возрастать постепенно.

Немного терпения, проявление любви и внимания способны предотвратить многие нарушения в развитии.

– Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний”

Автор: Искандер Милевски

Источник

Мама с ребенком

Развитие речи важны аспект в жизни малыша. Чем раньше родители обнаружат проблему, тем легче и быстрее ее можно будет решить. Тревожным сигналом может стать запаздывание лепета, а не только отсутствие речи, как принято считать многими родителями.

Если же в 3-4 года ребенок говорит достаточно много слов для своего возраста, но большинство из них непонятны, либо малыш заменяет звуки, у него явно выражено нарушение темпа речи, то такие признаки тоже должны быть сигналом к действию.

Поэтому, если вы заметили за своим ребенком что-то неладное в речевом развитии, то стоит посоветоваться с профессионалами. Квалифицированный логопед поможет не только исправить проблемы с произношением, но и научит ребенка писать, читать, составлять рассказы.

Развитие ребенка

Кроме того, если вовремя обратиться к такому специалисту, то он скорее поможет стимулировать речь у тех детей, которые до этого не разговаривали. Родителям не стоит забывать о том, что чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить дефекты речи. Поэтому обращаться к специалистам стоит при первом же тревожном сигнале. Паралельно с логопедом с ребенком должны заниматься психологи и учителя.

Если ваш годовалы ребенок еще не произнес ни одного слова, не может выполнить элементарной просьбы (к примеру, принести или показать что-либо), а так же не способен адекватно отреагировать на похвалу или замечание, то это один из признаков того, что у ребенка есть нарушение речи.

Ребенок читает

Второй причиной может стать то, что в два года ребенок не знает частей тела и не может их показать, когда об этом его просят. Если же в этом возрасте малыш не выполняет сложные просьбы (к примеру, пойти в комнату и принести мячик), постоянно молчит, не узнает близких на фотографиях, то это тоже может стать поводом для обращения не только к логопеду, но и психологу.

К трем годам ребенок уже должен понимать короткие рассказы, запоминать маленькие стихи, пытаться их пересказать, знать свое имя и адрес проживания. Если он затрудняется в этом, то помочь ему может так же профессиональный логопед.

Развитию речи и памяти у ребенка 5-6 лет способствует изучение иностранного языка, в чем может помочь репетитор английского языка на дому. Лучшим вариантом будет его совместная работа с логопедом.

Ребенок в школе

Последствия нарушения речи у ребенка

В формировании и обогащении мышления немаловажную роль играет правильно поставленная речь. Если не устранить нарушения речи вовремя, это может отразиться на умственном развитии ребенка. Уже в пятнилетнем возрасте можно заметить, что ребенок начинает нервничать по поводу недостатков своей речи. Из-за этой проблемы у него могут возникнуть проблемы с общении со сверстниками.

Проблемы с речью у ребенка могут вызвать затруднения в школьном обучении, это проявляется во вторичных нарушениях: дисграфии (письма) и дислексии (чтения).

Обращаться к профессионалам необходимо сразу же после обнаружения у ребенка первых признаков нарушений речи. Не стоит думать, что все пройдет само собой. Важно записаться хотя бы на один сеанс к логопеду, чтобы он определил, необходимо ли вашему ребенку в дальнейшем продолжать курс лечения, или это возрастная проблема, и малыш сможет справиться с ней самостоятельно.

Источник

Согласно исследованиям, 60% дошкольников допускают ошибки в овладении нормами родного языка, а доля детей с общим недоразвитием речи (ОНР) составляет примерно 40%. Согласитесь, цифра внушительная.

Что такое ОНР

ОНР может проявляться как в виде полного отсутствия речи, когда малыш издаёт только какие-то звуки, так и в виде связной речи, но с остаточными нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевых дефектов, например:при синдроме дизартрии – патология речи связана с нарушением иннервации (подвижностью) работы речевого аппарата;
ринолалии – «волчья пасть», «заячья губа», аденоиды и т.д.;
алалии – грубые нарушения речи или её отсутствие в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
афазии – распад уже сформировавшейся речи из-за локального органического поражения речевых зон головного мозга (например, после травмы головы).

https://lucky-child.com

Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

К сожалению, многие родители недооценивают проблемы с речью. Отговорки могут быть разными: «само как-нибудь пройдёт», «это просто особенности развития», «наш папа в 3 года заговорил и ничего». А когда в школе ребёнок не справляется с программой, взрослые хватаются за голову, ругают школьника за плохие оценки и думают, что их чадо – безграмотный лентяй. Но дело не в ребёнке: при ОНР дети «получают в подарок» нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия).

Причины ОНР

Причин такой патологии много. Одна из самых распространённых – это внутриутробная гипоксия. Так же это могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, тяжёлая беременность, интоксикация, асфиксия (кислородное голодание) и другое.

Неблагоприятная среда тоже влияет на развитие речи ребёнка. Часто такие случаи наблюдаются в неблагополучных семьях, когда родители, к примеру, злоупотребляют алкоголем и не обращают внимания на детей, порой, даже не выпускают их на улицу. У ребят можно обнаружить «синдром Маугли». У детей не сформированы навыки общения, потому что с ними попросту никто не разговаривает и не занимается.

Что должно насторожить родителей: признаки ОНР

  • поздно появляется речь (в 3-4 года, порой в 5 лет);
  • малыш говорит, словно у него «каша во рту»;
  • допускает много ошибок в речи: пропускает предлоги, трудно выявляет причинно-следственные связи, переставляет слоги в словах, не может согласовать части речи и т.д.;
  • малышу сложно запомнить и пересказать текст;
  • страдает память и внимание;
  • словарный запас сильно ограничен, ребёнку сложно выразить свою мысль;
  • плохо развита общая и мелкая моторика.

В этом случае родители не должны слушать окружающих, которые уверяют, что ребёнок «скоро заговорит», а идти на обследование к специалисту.

Выделяют 4 уровня речевого развития с учётом степени ОНР:

1 уровень – «безречевой». Словарь ребёнка очень беден, малыш использует лепетные слова, звокоподражание, жесты для общения. В этом случае основная задача логопеда – развить у малыша понимание обращённой к нему речи и добиться от него речевой мотивации.

2 уровень – ребёнок пользуется простыми фразами из 2-3 слов, при этом наблюдаются грубые ошибки в речи, словарный запас отстаёт от возрастной нормы. Малыш не может объединять предметы по общему признаку (ложка, вилка, тарелка – посуда; яблоко, груша, слива – фрукты). Нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива.

3 уровень – появляется развёрнутая фраза. Несмотря на то, что на этом уровне речь ребёнка становится более живой, он всё равно использует простые предложения. Звукопроизношение нарушено. Словарный запас увеличивается, однако малышу ещё трудно даются распространённые фразы и сложные обороты. Он неправильно использует предлоги, может их опускать, есть ошибки в согласовании частей речи («Увидела собака и дому пошла» вместо «Увидела собаку и пошла к дому»).

4 уровень – в целом грамматический строй у ребёнка приближается к норме, но ему трудно произносить слова со сложным слоговым составом («блалажан» вместо «баклажан»), он допускает ошибки при словоизменении («пять цыплёнков» вместо «пять цыплят»). Во время пересказа ребёнку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений, он часто путает местами слова. Заметны остаточные пробелы в развитии речи.

Коррекция общего недоразвития речи

Дети с ОНР поступают в коррекционную группу дошкольного учреждения с 5 лет, где логопед совместно с воспитателями ведёт работу над преодолением нарушения. Старшая и подготовительная группы работают по специальной программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Не стоит думать, что коррекционная группа – это приговор. Наоборот, при такой форме обучения у педагогов есть возможность уделить пристальное внимание проблеме ребёнка с ОНР. А малышу будет проще справляться с нарушением, потому что педагоги коррекционной группы имеют соответствующее образование и опыт работы.

Если у ребёнка ОНР 1-2 уровня, то после сада он поступает в школу для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Дети с ОНР 3 уровня идут в классы коррекционного типа в массовой школе; с ОНР 4 уровня – учатся в обычных классах.

Чтобы преодолеть общее недоразвитие речи, нужно время. Родители должны понимать, что это вопрос не одного месяца и им нужно прикладывать максимум усилий: заниматься развитием речи ребёнка, побуждать его к речевой инициативе. Это, конечно же, большая работа с логопедом, психологом, а также неврологом.

Чего НЕ должны делать родители ребёнка с патологиями речи

  1. Слушать «подружек», которые уверяют, что их брат/сват/племянница/дядя Ваня заговорили в 3 года и счастливы. Это ваш ребёнок. Если вас что-то смущает, то обратитесь за помощью к специалисту и не ждите, пока ребёнку исполнится 5 лет.
  2. Игнорировать проблему. Нужно признать факт, что у ребёнка есть дефект речи и бросить все силы на его преодоление до школы. Само не пройдёт.
  3. Не заниматься с ребёнком. Если ребёнка определяют в логопедическую группу, то не стоит спорить. При этом не ограничивайтесь только занятиями в саду. Как правило, дети часто пропускают посещение дошкольного учреждения из-за сезонных заболеваний, а частые пропуски плюс нерегулярные занятия с логопедом равно низкий эффект коррекции. При возможности, найдите специалиста, который будет заниматься с ребёнком индивидуально. Тем более, если вы понимаете, что лично у вас нет на это времени.
  4. Отказываться от медикаментозного лечения. Бывает так, что невролог назначает препарат, а родитель уверен (особенно прочитав инструкцию), что эта история не про его ребёнка. Врач плохого не посоветует, а мозг малыша только скажет «спасибо».
  5. Ругать за плохую успеваемость. ОНР подаётся длительной коррекции, и, скорей всего, ребёнок будет посещать логопеда и в школе. Из общего недоразвития речи часто вытекают сопутствующие дефекты письма и чтения. Ребёнок пишет неаккуратно, отзеркаливает и пропускает буквы, меняет местами слоги, списывает с ошибками. Чтение также страдает. Необходимо набраться терпения и понять: ребёнок не глупый, просто его мозг работает иначе. Если это необходимо, то продолжите работу с логопедом и в начальной школе.
  6. Паниковать. Подходить к решению проблемы нужно с холодной головой. Слушать рекомендации специалистов и выполнять все их советы.

Проблемы с речью касаются многих людей. Только посмотрите на список знаменитостей, страдающих тем или иным дефектом:

Андрей Макаревич, Михаил Боярский имели заячью губу в детстве. Теперь вы знаете, что за усами Боярского скрывается шрам от операции.

Иван Охлобыстин знаменит не только актёрскими ролями, но и своим грассирующим «р».

Николь Кидман, Брюс Уилис, Сэмюэл Л. Джексон, Роуэн Аткинсон, Риналь Мухаметов победили заикание. А Константину Меладзе заикание не мешает быть успешным продюсером в мире музыки.

• Телеведущий Антон Привольнов построил карьеру несмотря на нарушения в произношении свистящих и шипящих звуков.

• Актёры

Киану Ривз, Орландо Блум, Кира Найтли, Алиса Милано, Том Круз в детстве страдали от дислексии – нарушения чтения.

• Продюсер

Яна Рудковская немного шепелявит, в её случае есть дизартрический компонент. Дизартрия, напомню, это нарушение речи, связанное с плохой подвижностью речевого аппарата.

Как видите, знаменитости неидеальны. Но разве это мешает им быть успешными? Верьте в своего ребёнка и вместе вам удастся преодолеть проблему.

Светлана Александрова

Больше полезных статей на тему развития детей вы можете найти в нашем блоге:
Многоразовые рабочие тетради
Говорим правильно: забавная гимнастика для языка
7 игр для развития речи
Раз прищепка, два прищепка…
Как мы заговоРРРиЛЛЛи
Сенсорная коробка
Неговорящий ребёнок: норма или нет?
Развивающая книжка своими руками
Конструктор – лучшая развивающая игрушка
Как распознать аутизм
5 советов по обучению раннему чтению
8 правил профилактики плоскостопия
Как выбрать прописи для подготовки к школе
Ребёнок заикается. Что делать?

Источник

Читайте также:  Центр развития ребенка объявляет набор