Последовательность развития активной и пассивной речи ребенка
ТОП 10:
Как часто, когда мы говорим о раннем возрасте, приходится повторять слова “первый”, “впервые”. Первые шаги, первые попытки сделать что-то самостоятельно, первые слова. С каким нетерпением родители ждут первого слова ребенка, как радуются ему.
Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит во второй половине второго года, хотя первые слова малыш начинает произносить уже в конце первого – начале второго года. Овладение активной речью нередко носит характер “взрыва” – еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Психологи связывают такую внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название. Бесконечные вопросы “это что?” и такие же бесконечные называния различных предметов и в самом деле отражают особый интерес малыша к миру вещей и к их словесному обозначению.
Речь развивается в двух направлениях. Первоначально происходит становление так называемой пассивной речи: малыш начинает понимать обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить. Пассивная речь возникает уже в младенческом возрасте. Так, на седьмом-восьмом месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Мама спрашивает малыша: “Где часы?”, и он ищет глазами будильник, останавливает на нем взгляд; “Где мячик?” – и малыш показывает на него пальчиком, тянется к нему. К концу первого года дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с движениями. Скажешь ребенку “ладушки-ладушки” – и он начинает весело хлопать в ладошки. А скажешь “до свидания” – и он машет вам ручкой.
В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: “Принеси мне газету”, “Подними игрушку” и пр. Ребенок этого возраста очень любит, когда с разговором обращаются прямо к нему. Но он внимательно относится и к разговорам, прямо к нему не относящимся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка произносит: “Никак очки не найду” – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно.
Кроме смысла речи малышам интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Слово приобретает особое и самостоятельное значение для ребенка второго-третьего года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает и в его смысловом содержании, и в звучании. Это давно подмечено в народной педагогике и привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как “сорока-ворона”, “коза рогатая” и др. Малыш еще не умеет говорить, но с удовольствием принимает игру взрослого, слушает выразительные строчки прибауток, внимательно смотрит на губы взрослого, иногда пытается повторять звуки его речи.
Позже возникает активная речь – самостоятельное использование слов. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух-двух с половиной лет, понимая все, что говорят ему взрослые, правильно выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова, продолжая объясняться с окружающими с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи. Бывает так, что дети, упорно молчащие до двух лет, вдруг начинают сразу же говорить предложениями и быстро догоняют в речевом развитии своих сверстников, начавших говорить в начале второго года.
Поэтому не следует особенно беспокоиться, если до двух лет в активном словаре малыша имеются всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и находит по названию знакомые ему предметы, значит, его речевое развитие идет нормально, и ребенок вскоре должен заговорить. А вот насколько рано он заговорит, во многом зависит от условий жизни малыша, которые создают взрослые.
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, стараются давать малышу словесные образцы: “Скажи – кроватка, скажи – ложка”. И к великой радости взрослых некоторые дети уже в восемь-десять месяцев начинают отчетливо повторять те или иные слова, поражая близких своими “необыкновенными способностями”. Долгое время было принято считать, что такие упражнения в подражании являются главным источником развития собственной активной речи ребенка. Однако наблюдения показывают, что, несмотря на, казалось бы, впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием словам и активной речью все же нет. Дети часто охотно повторяют за взрослым слова, но в реальных жизненных ситуациях ими не пользуются. Получается, что обучение слову не носит столь прямого и простого характера. Конечно же, подражание – необходимое условие овладения речью, но все же умение подражать само по себе еще не ведет к активному использованию слов в целях общения. Что же нужно делать, чтобы малыш перешел от пассивного понимания речи и повторения слов за взрослым к собственной активной речи?
Первое активное слово малыша рождается в его совместных играх и занятиях со взрослыми по поводу предметов. Вспомним, что на первом году жизни, особенно в первой его половине, общение взрослых с малышом состоит преимущественно в эмоциональных контактах: обмене взглядами, улыбками, жестами. Хотя при этом взрослые разговаривают с ребенком, в этом возрасте речь еще не является необходимым для него средством общения, ведь взрослые и без слов понимают, что нужно малышу. После шести месяцев, а особенно после года, когда интересы ребенка начиняют расширяться и его все больше привлекают предметы окружающего мира, эмоциональных контактов становится недостаточно для того, чтобы общение, приобретающее форму предметно-практического взаимодействия, протекало полноценно и выполняло свою развивающую функцию. Ребенок пытается объяснить взрослому что-то с помощью жестов, лепета, аффективных возгласов, но взрослый уже далеко не всегда может понять, чего от него добивается малыш. Поэтому в этом возрасте часто возникают конфликты, обусловленные взаимным непониманием. Теперь, для того, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком протекало благополучно, малыш должен не только уметь слушать взрослого, но и сам выразить словом свои желания. Таким образом, слово должно стать для него средством общения.
Возникновение речи как средства общения часто протекает довольно драматично. Если ребенок хочет получить какой-либо предмет, он вначале прибегает к уже испытанным способам воздействия на взрослого: он тянется к предмету и настойчиво твердит “дай-дай, да-да-да!”. При этом просьбы взрослого назвать желанный предмет словом оказываются совершенно безуспешными. Ребенка занимает только сам предмет, он как бы не слышит и не желает слушать взрослого. Ему нужно не общение с ним, а игрушка. Произносимое взрослым слово не вызывает у малыша никакого отклика. Такую ситуацию можно охарактеризовать как “ребенок-предмет”. Именно на отказ ребенка выразить свое желание с помощью называния предметов чаще всего жалуются родители. Если они настаивают на том, чтобы малыш все-таки произнес нужное слово, ребенок начинает плакать, кричать, устраивать истерику, которая длится до тех пор, пока мама или папа не сдадутся и не уступят сыну или дочке. Этот этап может длиться достаточно долго.
Если взрослые периодически создают “ситуацию непонимания” в ответ на требования ребенка, обращенные скорее к предмету, чем к взрослому, наступает такой момент, когда малыш как-будто переосмысливает происходящее и переключает свое внимание с предмета на взрослого. Если он не может достать нужную ему игрушку, он начинает смотреть уже не только на нее, но и на маму, обращаясь с просьбой именно к ней с помощью развернутого лепета и указательных жестов. Эту ситуацию можно назвать “ребенок-взрослый”. В этой ситуации слова взрослого усиливают внимание малыша к нему и одновременно стимулируют речь самого ребенка. Однако и сейчас малыш еще не называет предмет соответствующим словом.
И, наконец, наступает следующий этап: малыш отвлекается от предмета, который хочет получить, и начинает внимательно смотреть на губы взрослого, который просит назвать предмет, прислушивается к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок начинает делать попытки произнести нужное слово. Если ему это удается, он радостно и многократно повторяет это слово. Слово становится средством общения. Более того, очень часто это слово превращается в самостоятельный предмет общения. Многие родители, наверняка, наблюдали, как ребенок, который вначале требовал, к примеру, чтобы ему дали для игры часы, стоящие высоко на полке, научившись называть их словом, превращал это слово в своеобразную игру, без конца показывая маме или папе на часы и с удовольствием произнося “тися, тися”, уже не требуя их получения. Таким образом, малыш открывает для себя возможность словесной игры, чисто вербального общения.
Только пройдя через эти три этапа, ребенок начинает активно пользоваться словом. Если же любое желание малыша, выражаемое с помощью невербальных средств, удовлетворяется, и взрослые предугадывают все его желания, не побуждая ребенка пользоваться речью, ее появление может надолго задержаться. Следует помнить, что цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-либо предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать предмет, выразить словами свое желание.
Какое же оно, первое слово малыша? Многим родителям кажется, что первое слово малыша должно обозначать что-то самое дорогое для него, нужное и любимое, например, “мама” и “папа”. Но так происходит далеко не всегда. Чаще всего вообще трудно “поймать” это первое слово, потому что оно мало отличается от лепета. Но, тем не менее, это уже не лепет, а слово, потому что оно повторяется в одних и тех же обстоятельствах и означает что-то определенное. А вот что именно, бывает выяснить трудно. Это связано с некоторыми особенностями первых детских слов, которые психологи называют автономной детской речью.
Первая особенность автономной детской речи – особый звуковой состав слова. Ребенок может произносить лишь какой-либо слог слова, например, “па” вместо “упал” или произносить слово полностью, но искажать его звучание, например, “ооня” вместо “ворона”. Среди первых слов много звукоподражательных, например, “ав-ав” (собака), “му-у” (корова), “ту-ту” (машина) и др.
Вторая особенность – своеобразное значение детских слов. Обозначение ребенком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так “кис-кис” может относиться и к кошке, и к меховой шапке. И наоборот – одному и тому же предмету ребенок дает разные названия. Например, игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а другой раз как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого цвета. Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребенка строятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных качеств.
В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово “мама” в ситуации, в которой ребенок, произнося это слово, тянется рукой к мячику, обозначает: “Дай мне мячик”, а в ситуации, когда он, ударившись, зовет маму, за этим словом стоит жалоба: “Мне больно, пожалей меня”.
Специфика детской речи объясняется особенностями мышления ребенка на этом переходном этапе развития. Речевое мышление только начинает складываться, мысль ребенка пока еще находится в зависимости от конкретной ситуации, которую он воспринимает. Ситуативность детской речи, ее особый звуковой состав часто затрудняют общение ребенка с окружающими, поскольку слова малыша бывают понятны только тем взрослым, которые постоянно общаются с ребенком.
После полутора лет речь ребенка становится все более самостоятельной, нарастает темп ее развития. Словарь быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи ребенка появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух – трех слов.
К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим его близким по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.
На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь включается практически во все аспекты их жизнедеятельности. Разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что–то сделать; он может развернуто рассказать об увиденном, придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Ребенок задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту “почемучек”. Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.
К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году ребенок в основном овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). В этот период усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться трёх, четырёх и более – словными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, со временем малыш начинает употреблять и сложные придаточные предложения. Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.
Несмотря на наличие определенных закономерностей в развитии речи, сроки ее возникновения, темпы и характер ее становления могут быть различными. Указанные особенности развития речи на втором и третьем году жизни детей имеют условную возрастную отнесенность. Одни дети произносят свои первые слова уже в конце первого года жизни, другие – лишь после двух лет. Некоторые малыши задерживаются на этапе произнесения отдельных слов, другие сразу же начинают говорить предложениями. Одни дети рано проявляют себя “вербалистами”, другие, несмотря на достаточно сформированную речь, растут “молчунами”. Свою лепту в сроки появления речи вносят и генетические факторы. Так, в семье, где один из родителей начал говорить поздно, можно ожидать и более позднего появления активной речи у ребенка. Известно также, что девочки часто начинают говорить раньше, чем мальчики.
Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически, основываясь только на паспортном возрасте ребенка, относить его к той или иной возрастной категории и делать выводы о задержке в развитии. В первой половине раннего возраста самым важным показателем речевого развития является пассивная речь.
Источник
Людмила Таюрская
От пассивной речи к активной. Методы и приемы развития речи детей третьего года жизни
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребёнка Задачи этого возраста:
1. Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
2. Расширять активный словарь.
3. Формировать грамматический строй речи.
4. Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
5. Важное значение имеет ориентировки в окружающем. Нужно развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате этого развивается смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.
В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируют дидактически направленную деятельность.Это зависит от типа занятий: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками – рассматривание.
Наблюдения значительно расширяются и углубляются. Например, при наблюдении за транспортом (легковые, грузовые, автобусы и т. д.). Показываем, из каких частей они состоят (кабина, руль и т. д.).
При наблюдении за живыми объектами детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками; как и что они едят, где живут. Например, птичка – у неё есть пёрышки, крылышки, клюв, на лапках коготки. Когда она ходит – коготки стучат, ходит она редко. Чаще птичка прыгает. Много летает. Когда летает, расправляет крылышки. Птичке дают зёрнышки, она их клюёт. Птичка живёт в гнёздышке.
На повторном занятии нужно активизировать речь детей. Следует задавать вопросы. При неполных ответах нужно дополнять речь детей.
В процессе наблюдение нужно констатировать не только то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей. Для развития речииспользуются картинки: с изображением отдельных предметов, предметов в действии и сюжетные. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Это закрепление имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых.
Занятия протекают по- разному. Водном случае следует рассказ воспитателя. В другом случае дети рассказывают что изображено, а воспитатель обобщает и также задаёт вопросы.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Нужно привлечь внимание детей к картинке и читать текст или рассказывать своими словами. На следующих занятиях побуждать детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о том, что написано в книге. Книги способствуют установлением контактов как между взрослыми и детьми, так и между детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять. Большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок, и др.
Особенно важно систематически организовать рассказывание. Вначале один и тот же рассказ повторяется несколько раз как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в два – три дня. Затем следует усложнение. Оно увеличивает количество действий, даётся более подробное описание отдельных персонажей; описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.
Занятия с использованием сюжетных игрушек (кукол, животных) влияют на развитие детейво многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь.
На таких занятиях, как правило, разыгрываются сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязных между собой, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъём после сна, кормление и т. д.). При развёртывании сюжетов даётся много названий разных предметов, показываются действия с ними и раскрываются их значения, а также закрепляются навыки детей в самообслуживании, нормы поведения.
На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. Их обучают выполнять элементы различных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально – ритмические движения, возводить элементарные постройки).В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный. Закрепляются навыки, приобретённые ранее и формируются новые. Навыки, связанные с процессами приёма пищи, раздевания, одевания и т. д.
Наряду с называнием предметов детей учат обозначать словами различные действия с разными предметами – налить суп, чай, компот и т. д. Называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, тёплая); разные действия с одним предметом – застегнуть, расстегнуть пуговицу и т. д.
Во время одевания, умывания и др. детей приучают помогать друг другу, формируя положительные отношения между собой. В результате этого усваивается разнообразный словарь (не трогай это полотенце, оно Танино и т. д.). Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. Во время игры дети произносят много различных слов.
Постепенно в сознании ребёнка слова отдаётся от действия. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают её в своей активной речи: «Поехал к бабушке… на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался… Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке…» В этот возрасте дети мало задают вопросам к взрослым. Поэтому надо больше ставить вопросов, обращённых и к детям, и к игрушкам. Это создаёт условия для подражания.
По-прежнему сохраняется приём поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).
Необходимо внимательно следить за речью ребёнка. Если он говорит неправильно,его нужно остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи,как следует: голубок, а не губулёк. Повтори чётко: голубок». В случае отказа настаивать не надо.
Для активизации речи побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания: «Скажи, повтори, спроси, расскажи.» Важными являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.
Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.
Источник