Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка

Виктория Кожевникова
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)

Мастер-класс «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка»

(слайд 1)

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем?И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.

(слайд 2)

Значимость данной технологии состоит в следующем. Во – первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).

Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио- представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.

Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.

(слайд 3)

Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.

(слайд 4)

Виды портфолио:

Портфолио можно разделить на несколько видов.

Электронный портфолио – это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

Портфолио – раскраска – ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.

Портфолио традиционное, в виде папки – печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

(слайд 5)

Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.

(слайд 6)

Задачи:

Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-Повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

-Развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;

— формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;

— формировать положительные нравственные качества личности;

— приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

(слайд 7)

Функции:

диагностическая – фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;

целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

(слайд 8)

Алгоритм работы над портфолио:

Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

Определить структуру портфолио: количество, название разделов.

Презентация портфолио.

(слайд 9)

Портфолио имеет свою структуру,каждый раздел имеет название:

«Познакомьтесь со мной»;

«Я расту»;

«Как стать красивой?», «мои любимые занятия»;

«Кем буду»;

«Награда для героя»;

«Волшебные пальчики»;

«Чем могу, помогу»;

«Прыг-скок» и т. д.

(слайд 10)

Просветительская работа с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

(слайд 11)

Рассмотрим подробнее структуру,а именно разделы:

Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка в таблицах

(слайд 12)

Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.

(слайд 13)

Раздел 2.Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой?». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).

(слайд 14)

Мальчики: «Я будущий солдат».

(слайд 15)

Раздел 3. «Я расту!».Антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту!».Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.

(слайд 16)

Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.

Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел – копилка всевозможных наград, полученных ребенком.

(слайд 17)

Раздел 7. «Чем могу, помогу».

Дошкольники с первых лет жизни активно “принимают участие” в работе по дому: поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.

Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.

(слайд 18)

Раздел 8. «Волшебные пальчики».

(слайд 19)

Раздел 9. «Что ни слово-золото».

В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.

(слайд 20)

Раздел 10. «Прыг-скок».

В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.

(слайд 21)

Раздел 11. На будущее «Почитай-ка».

Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге,но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.

Создание Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

(слайд 22)

Раздел 12. На будущее «Мне интересно».

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.

Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в д/с. Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.

Портфолио также мы используем как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, нами было отмечено, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Нами был проведён цикл родительских собраний и консультаций на тему:

«Для чего нужен портфолио;

«Как правильно его составить?».

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Самое главное, что работас родителями дала положительные результаты:

– расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;

– в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;

– при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.

Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.

Оформление портфолио различно, так как они составлялись добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открывали новые таланты. Страницы оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность нашего дошкольного учреждения, мы, предложили родителям варианты разделов, продумали возможное их содержание.

Читайте также:  Род собрание значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.

(слайд 23)

Памятка для педагогов.

И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио – это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “ребенок – родители“. А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Источник

Гюльбагар Михралиева
Проект «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка»

Портфолио дошкольника –это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. Возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими, ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Участники проекта: воспитатель, дошкольники и родители.

Цель проекта:

– создание портфолио дошкольника.

Задачи:

– определить форму и содержание портфолио;

– привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по оформлению портфолио;

– активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель»;

– обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Проект реализовывался в три этапа.

1 этап: подготовительный – выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.

2 этап: реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями, специалистами.

3 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат:

– повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей и их родителей;

– создание портфолио дошкольника;

– выставка – презентация;

Дальнейшее развитие проекта: ведение портфолио в школе.

Актуальность

На сегодняшний день умение работать с потрфолио, как с технологией, очень актуально. Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений. Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и внеучебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Консультирование

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.

Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных

• достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам пред профильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

• Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду и дома. Введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже с 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Читайте также:  Роль связной речи в развитии ребенка

Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у дошкольника уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

Примерная структура портфолио дошкольника:

«Моя семья» (информация о родителях; совместные занятия; встречи в родительском клубе; отзывы о совместных прогулках и экскурсиях; консультации для родителей; отзывы и предложения о работе).

«Мир, в котором я живу» (сведения об окружении ребенка, его семье, друзьях, родственниках и близких людей; генеалогическое древо семьи; картинки и фотографии друзей; семейный фотоальбом;).

«Я хожу в детский сад» (информация о воспитателях, расписание непосредственно организованной деятельности, режим дня)

«Мое творчество» (рисунки ребенка; фотографии поделок, аппликаций, оригами и т. д.).

«Мои увлечения» (перечень любимых книг ребенка, успехи ребенка в различных областях, особые склонности и особенности ребенка)

«Я учусь общаться» (придуманные ребенком игры, рассказы, слова, рисунки и творческие работы).

«Мои впечатления» (фотографии, рисунки, поделки с мест отдыха и поездок)

«Мои награды» (отметки о наградах, грамоты, сертификаты).

«Скоро в школу» (фотография или рисунок школы; рисунки по данной тематике; буквы и цифры, которые знает ребенок; рекомендации для родителей; критерии готовности к школе).

Условия достижения цели при создании Портфолио.

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать, по возможности, самостоятельно. И если он не согласен, разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.

3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Алгоритм работы над портфолио

1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Система работы

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»может быть представлена следующим образом:

Работа педагога Работа с детьми Взаимодействие с родителями

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка структуры портфолио.

3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами

4. Презентация образца портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ 1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальная беседа с детьми.

3. Презентация собственного портфолио в ДОУ. 1. Индивидуальная работа педагога ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.

2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)

Примерный план мероприятий реализации проекта

Вид деятельности

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2017г):

• информирование о проекте – подготовка материалов на компьютере, распечатывание, копирование;

• определение графика работы, степени вовлеченности в проект;

• определение структуры портфолио: количества, названия рубрик.

2 этап – основной (ноябрь- апрель 2018г):

разработка комплексных мероприятий.

• создание диагностических карт и диагностика по определению уровня развития дошкольника;

• анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи;

• проведение обучающих семинаров и «круглых столов» для родителей по курсу «Работаем над портфолио дошкольника»;

• открытых занятий для родителей;

• экскурсий в ДОУ;

• тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества;

Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем:

• адаптация ребенка к детскому саду;

• семейные традиции;

• роль семьи в воспитании и развитии ребёнка и др.

Организация и проведение совместных праздников и развлечений:

• Осеннее развлечение

•Конкурс: «Наши таланты!»

• Праздник «Вот какая бабушка!».

• Новогодний праздник.

Развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества.

«8 марта – праздник мам».

Развлечение по правилам дорожного движения.

• 12 апреля – день космонавтики.

• Выпускной бал.

3 этап – заключительный (май 2017г):

• обобщение опыта;

• оформление отчетной документации;

• анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта.

• выставка портфолио дошкольников.

Таким образом, портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка. Это способ взаимодействия педагогов между собой; педагогов и родителей. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом

Источник