Порядок развития ног у ребенка

Порядок развития ног у ребенка thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Читайте также:  Развитие дополнительного образования и социализации ребенка

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Как и к какому возрасту формируется правильная стопа? Что для этого нужно? Как не допустить плоскостопия? Как не потратить деньги на излишние меры по “лечению” плоскостопия?

Ребёнок рождается с плоскостопием. Свод стопы у малыша еще не сформирован. Он начнёт формироваться, когда на стопу будут приходиться нагрузки. Правильная форма стопы формируется в среднем до 12 лет.

Для того чтобы стопа формировалась правильно, ей нужны нагрузки: ходьба по неровной поверхности, бег, прыжки, лазание и пр. Мышцы стопы при такой нагрузке будут укрепляться, а свод стопы, необходимый для амортизации, формироваться.

Плоскостопие может быть врождённым (анатомическим).
В таком случае стопа даже при правильных нагрузках не формируется нужным образом. Исправить это можно лишь хирургической операцией или подбором специальной обуви, да и то не всегда.

Плоскостопие может быть функциональным (приобретённым).
Такое плоскостопие формируется при отсутствии нагрузок на стопу, при постоянном хождении по ровной поверхности.

Если ребёнок постоянно занят смартфоном, планшетом, сидит за компьютером, телевизором, не гуляет, не бегает, не прыгает, то и стопа у него будет неправильно формироваться. Она не будет формироваться для нагрузок, т.к. нагрузок на неё не осуществляется.

При хождении, беге, прыжках нагрузка равномерно распределяется на все нижние конечности. Если же у человека плоскостопие, то одно звено (стопа) не гасит нагрузку и нагрузка увеличивается на другие суставы (коленный, тазобедренный). Вследствие таких увеличенных нагрузок могут возникать дискомфорт и заболевания коленного или тазобедренного суставов.

Ребёнок должен ходить, бегать, прыгать, лазать. По полю, по песку, по неровной поверхности, по шведской стенке. Обувь должна быть с нежесткой подошвой, чтобы стопа ощущала нагрузки.

Еще раз заметим, что правильная форма стопы формируется у ребёнка примерно до 12 лет. Поэтому, если вы с шестилетним ребёнком пойдёте к ортопеду, он посмотрит стопы вашего ребёнка и скажет, что у него плоскостопие. Некоторые могут даже прописать лечебные мероприятия: знакомого массажиста, “правильную” ортопедическую обувь. Но это будет гипердиагностикой. Это когда ставят диагноз “не к месту” и назначают ненужное или избыточное лечение. Таким образом, назначая излишние меры, некоторые голодные врачи могут на вас заработать. Массаж в таких случаях очень полезен для того, кто его делает. Для ребёнка это, конечно, не вредно, но для формирования стопы не обязательно. В любом случае, не нужно обращаться к массажисту, лёгкий массаж может сделать мама или папа. Никакая “правильная” ортопедическая обувь такому ребёнку не обязательна, никакой специальный массажист не нужен. Нужны лишь физическая активность, ходьба по неровной поверхности, бег, прыжки, лазание и т.п. Ортопедическая обувь понадобится только в том случае, если вы не можете обеспечить ребёнку нормальную естественную нагрузку на стопы.

Вообще, для чего человеку нужна обувь?

Для того, чтобы:

1) согреть ноги;

2) защить ноги от повреждений.

Поэтому, если нет угрозы повредить или переохладить ноги, то обувь не нужна. Если у вас во дворе, на огороде, на детской площадке, на пляже или в других местах чисто, а на улице тепло, то лучше походить босиком, чем в обуви.

Теперь давайте рассмотрим рекомендации при покупке и требования к обуви.

Рекомендации при покупке обуви:

• покупать обувь лучше во второй половине дня (т.к. размер ноги во второй половине дня увеличивается);

• обязательно примеряйте обувь, не просто надев, а еще и походив ней;

• примерять нужно на обе ноги;

• все пальцы должны свободно шевелиться;

• примеряема обувь должна сразу “подойти”, в ней сразу же должно быть удобно, не нужно надеяться на “растянется” и “разносится”.

Требования к обуви:

• гибкая и тонкая подошва;

• натуральный материал, обеспечивающий вентиляцию;

• небольшой каблук или без него;

• плотный задник, фиксирующий голеностопный сустав;

• мягкая влагопоглощающая стелька, которую можно извлечь.

Следите за вашим здоровьем и вовремя обращайтесь к врачу. Не занимайтесь самолечением – это может быть опасно!

Желаю всем здоровья и долголетия! 🙂
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в социальных сетях (кнопки соц. сетей справа).
Приглашаю вас в сообщества: Facebook | Вконтакте | Одноклассники

Источник

Содержание:

  • Развитие стопы ребенка
    • Особенности костной системы
    • Особенности сводов стопы
    • Особенности мышечной системы
    • Особенности нервной системы
  • Как выглядят здоровые стопы
  • Проблемы развития
    • Вред от ходунков и прыгунков
    • Стелечная стопа
    • Вред от жесткой ортопедической обуви
  • Заключение
Читайте также:  Интеллектуальное и речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Развитие стопы ребенка

Важное значение в здоровом физическом развитии ребенка имеет правильное формирование стоп с самого раннего возраста. 

Здоровая стопа человека — это уникальный орган имеющий очень сложное анатомическое строение. Для перемещения тела в пространстве и поддержания равновесия, стопа должна обеспечивать опору, амортизацию и балансировку.

Благодаря растущему организму, стопа ребенка имеет ряд особенностей, делающую ее совершенно не похожей на стопу взрослого человека. 

Что же отличает детскую стопу от взрослой? 

  1. Особенности костной системы
  2. Особенности сводов стопы
  3. Особенности мышечной системы
  4. Особенности нервной системы

Особенности костной системы

В первые месяцы жизни кости стопы представляют хрящевые образования с ядрами окостенения. К трем-четырем годам жизни происходит их частичное замещение на костную ткань, а к шести-семи годам наступает полное окостенение. Полностью детская стопа заканчивает свое созревание к десяти-двенадцати годам. К этому времени окостеневает пяточная кость стопы — самая крупная кость стопы.

Суставы стопы ребенка чрезвычайно подвижны из-за широких суставных щелей и высокой растяжимости капсульного аппарата, а сама стопа обладает высокой эластичностью связок и сухожилий. 

Особенности сводов стопы

В возрасте от девяти месяцев до полутора лет малыш начинает самостоятельно ходить. Но кости стопы, как мы уже знаем, еще не зрелые. Погасить возникающие ударные нагрузки при каждом шаге стопа не готова и поэтому организм предусмотрел временный запасной вариант: до трехлетнего возраста роль амортизатора выполняет жировая подушечка, заполняющая собой область внутреннего продольного свода. По прошествии этого времени она исчезает. 

Формирование внутренних продольных сводов стоп полностью заканчивается к семи годам. Поперечные своды в переднем отделе появляются только в одиннадцать-двенадцать лет у девочек, а у мальчиков чуть позже — в двенадцать-тринадцать лет.

Особенности мышечной системы

Мышцы у ребенка слабые, но хорошо кровоснабжаются, что позволяет быстро восстанавливаться после утомительных физических нагрузок. Нейромышечные связи еще не до конца сформированы, поэтому нервная система не может полноценно управлять мышцами, совершающими взаимно противоположные действия. Мышцы находятся в разном тонусе и не могут правильно участвовать в актах передвижения, поддержания позы и равновесия.

Особенности нервной системы

На стопе ребенка много различных  чувствительных нервных окончаний — это рецепторы. Они необходимы для решения ряда задач:

  1. Определения характера поверхности, а именно твердости, гладкости, температуры. 
  2. Улавливания информации о движениях в суставах при ходьбе по наклонным поверхностям и реакции мышц на эти изменения.
  3. Информирование мозга о возможной длительности контакта стопы с поверхностью в норме или при болях.

Весь массив данных направляется в центральную нервную систему,  обрабатывается в ней и обратно уже идут команды для сокращении конкретных мышц  для совершения определенных движений. У малышей нейромышечные связи, как было сказано выше, еще незрелы. Поэтому информация до мозга может доходить не синхронно и в искаженном виде. Тем ценней каждый импульс посылаемый каждым рецептором стопы. Мозг еще только учится быстро обрабатывать информацию и отдавать команды на определенные действия. Полностью нейромышечные связи формируются к школе, к шести-семи годам. Ребенок полностью начинает контролировать свои движения, формируется индивидуальная походка, свойственная каждому человеку.

Как выглядят здоровые стопы 

До трехлетнего возраста ножки малыша выглядят плоскими, но это является нормой! Такую картину дает жировая подушечка. Сама стопа в отличие от взрослого человека в переднем отделе короче и шире, а в области пятки более узкая. Нарастание высоты внутреннего продольного свода после трех лет происходит неравномерно параллельно с выравниванием мышечного тонуса. 

Визуально пяточка может быть отклонена кнаружи. В норме угол отклонения составляет до восьми градусов. 

При ходьбе стопа должна полностью контактировать с поверхностью. Легкое приведение стоп внутрь при движении допускается — это является следствием слабости мышц и гиперэластичности связок. Преимущественное передвижение ребенка на носочках, пятках, внешней стороне стопы с приведением носка требует более детального обследования у детского врача-ортопеда.

Читайте также:  Значение эмоционального развития ребенка в семье

Проблемы развития стопы в раннем детском возрасте

Развитие стоп в раннем детском возрасте

Стопа в раннем детском возрасте

Вред от ходунков и прыгунков 

Ребенок начинает ходить только тогда, когда он физически “созрел”. Это происходит в момент готовности к прямохождению со стороны скелета, мышц и нервной системы. 

К сожалению, некоторые родители стараются форсировать события еще до того, как ребенок начинает ходить и помещают его в прыгунки или ходунки.

Повышенная вертикальная нагрузка на неокрепшие кости стопы, суставы ног и позвоночник приводит различным деформациям. Формируются не правильный мышечный тонус, а следствием этого у ребенка появляется патологический стереотип передвижения на носочках и патологическая вальгусная деформации костей голени. Нарушается чувство равновесия и опороспособность. Повышенная масса тела (паратрофия) у малышей, в настоящее время является актуальной проблемой, является дополнительным фактором неблагоприятного воздействия на стопу. 

Поэтому раннее неконтролируемое применение ходунков и прыгунков, часто приводит уже не к физиологическим, а патологическим отклонениям. От данных приспособлений лучше отказаться полностью. Ну а если они уже куплены или подарены, то ограничить время пребывания малыша в них до 15 минут за один раз но не более четырех раз в день.

Стелечная стопа

Некоторые врачи и продавцы ортопедических стелек часто не знают или не учитывают важный период — возраст до трех лет, когда роль амортизатора выполняют не своды, а жировая подушечка под стопой.

Видя патологические, но чаще физиологические вальгусные отклонения стоп, они рекомендуют жесткие ортопедических стельки или “дубовую” ортопедическую обувь. Это назначение может привести к раннему исчезновению подушечки и формированию, так называемой, стелечной стопы.

Это то состояние, когда стопа не может обходиться без ортопедических стелек. Жесткие ортопедические элементы берут на себя роль поддержки сводов, а жировая подушечка теряет свою изначальную функцию и досрочно редуцируется — исчезает. Матрицей для формирования сводов становятся жесткие элементы ортопедической стельки, а не упруго-эластичная жировая подушечка. Амортизация стопы полностью отсутствует, мышцы управляющие сводами не развиваются. Ношение стелек становится обязательным и постоянным условием, для недопущения развития плоскостопия. Это очень важный момент — ребенок “подсаживается” на стельки и становится постоянным пользователем ортопедических стелек или обуви. 

Исходя из вышесказанного до трех лет нет никакой необходимости в ношении ортопедических стелек. Применяя их без очень строгих показаний, мы вместо профилактики только ускорим приближение заболевания. В этот период лучшим решением для развития будет массаж и физкультура для укрепления мышц голени сводов стопы!

Вред от жесткой ортопедической обуви

Вы наверное замечали как некоторые дети не устойчивые при движении: часто спотыкаются, падают, особенно при беге под горку или в горку. 

Почему это происходит? 

При ношении слишком жесткой ортопедической обуви и обуви на толстой негнущейся подошве большая часть рецепторных зон стопы изолируется от поверхности. Рецепторы не получают информацию об изменении условий вокруг стоп и не импульсируют об этом в нервную систему. При недостатке информации адекватно управлять мышцами мозг не может. Они не развиваются и их силы не хватает для формирования сводов стопы в рамках возрастных норм. 

Поэтому оптимальней будет обувь с мягкой эластичной подошвой, но при этом контролирующая подвижность пятки. Такая обувь позволит лучше чувствовать поверхность и напрягать нужные мышцы.

Заключение

Зная все вехи развития стопы ребенка, можно правильно выбрать тактику воспитания стоп и не допустить досадных ошибок, которые могут перевести стопу из физиологического состояния в патологическое. 

Нужно запомнить, что:

  • ранняя постановка малыша на ножки опасна, для неподготовленного организма, различными деформациями; 
  • маленькая стопа не нуждается в дополнительной поддержке сводов ортопедической стелькой;
  • жесткая обувь, пусть и ортопедическая, может очень эффективно погубить стопу за немалые деньги. 

Но все это относится только к здоровой стопе без грубых врожденных изменений. Но это уже другая проблема, требующая грамотного и внимательного взгляда врача-ортопеда.

Здоровья Вашим малышам и будьте грамотны!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник