Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни

Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни thumbnail

Локоматорные
функции наиболее динамично развиваются
в первые 3года.

К
2мес
-удерживает
голову(К концу 1месяца, на животик,
несколько минут удерживать голову.

На
2месяце сможет находясь в вертикальном
положении, несколько минут.В три хорошо
держит длительное время).

К
4мес
– начинает
ощупывать руками предметы (проявляет
интерес к игрушкам, находящимся у него
в руках). Лежа на животе, поднимает свое
туловище, опираясь на предплечья.

К
5мес

переворачивается

К
6
сидит.
ребенок опирается только о ладошки,
поднимаясь на вытянутых руках.

К7
ползает

К
8 произвольно удерживает предметы

К
9 всатетпри поддержке за руки

К
10 ходит с поддержкой

К
11 стоит самостоятельно,может сделать
первые самостоятельные шаги (1-2) от
опоры к опоре

К
11,5-12 ходит самостоятельно.

После
года ребнок свободно управляет своим
туловищем.

1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0

2.2-3мес(комплекс
оживления)

3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)

4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)

5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)

Массаж
грудному ребенку

делает мама, а участковый педиатр и
патронажная медсестра должны научить
ее технике и определить сроки введения
новых приемов. Начинать массаж можно
с 4х недель.-должна зажить пупочная
ранка.

Массаж
расширению кровеносных и лимфатических
сосудов и улучшению циркуляции крови
и лимфы, усилению функции потовых и
сальных желез, удалению отмирающих
слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится
упругой и эластичной, повышается ее
сопротивляемость к механическим,
температурным. Массаж укрепляет ОДА,
повышает тонус мышц, эластичность и
сократительную способность мышц,
эластичность и подвижность связочного
аппарата.
Гимнастика,
благодаря физическим упражнениям
активизируется деятельность всех
органов и систем организма: улучшается
снабжение мышц кровью, в них усиливаются
окислительные процессы. Движения
вызывают усиленный приток крови к
связкам, костям, что способствует
лучшему росту и функционированию их.
У
детей углубляется дыхание и увеличивается
насыщение крови кислородом, укрепляется
мышца сердца, а регуляция кровообращения
и дыхания становится более совершенной.
При систематических физических
упражнениях улучшаются обменные
процессы, повышаются пластические
процессы роста, и дети физически
развиваются гораздо лучше.

23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.

Развитие
речи происходит в несколько этапов.

Подготовительный-гуление
и лепет.

В
3-4 месяца характерно певучие гуление.
Лепет связывают с произношением слов
к 6мес.

Этап
возникновения сенсорной речи(т.е.
способности ребенка связывать слышимое
слово с конкретными предметами). Его
обычно оценивают в 7-8 мес.

Этап
возникновения моторной речи:

1)первые
слова ребенок может произносить в
10-11мес

2)к
концу 1г запас слов более 10, а в1,5г
30-40слов. Наличие облегченых слов:
гав-собака, мяу, би-би.

3)в
1-1,5г значительное расширение сенсорной
речи, понимание целых предложений

4)1,5-2г
происходит скачок моторной речи, запас
200-300словю

К
концу первого года появляется словесная
членораздельная речь, к 2м-связаная
речь отдельными короткими фразами. С
2х лет речь активная, состоящая из
простых предложений.

1мес-произношение
гортанх звуков

2-4мес-гуление

6мес-лепет,
первые слоги

6-12
мес- развите сенсорной и моторной речи

12-18-простые
суждени

1,5-2,5г
формирование предложений

2,5-3г
позиционирование себя как личность –Я

3-5лет-постижение
отношений между предметами, событиями,
запоминание и воспроизвидение.

24.Периоды
нервно-психического развития детей
первого года жизни. Роль условий среды,
питания, перенесенных заболеваний и
воспитания в развитии нервно-рефлекторной
деятельности ребенка. Режим дня у детей
раннего возраста. Подбор игрушек и
значение игры в познании окружающего
мира.

Особенности
периода раннего детства:

1.Интеснсивный
темп развития(первые 3года-период
быстрого становления и развития всех
особенностей)

2.Высокая
пластичность организма, легкая
обучаемость

3.Врожденная
сенсомоторная потребность и потребность
а разнообразной двигательной активности

4.потребность
общение со взрослыми

5.влияние
взрослых на ход развития
ребенка
6.неустойчивость и незавершенность
формирующихся умений и навыков

ПЕРИОДЫ:

1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0

2.2-3мес(комплекс
оживления)

3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)

4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)

5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)

За
первые 4года формируется 50% интелекта,
к 8годам еще 30%, т.е. за 8 лет =80%, а за всю
оставшуюся жизнь только 20%. Каждый
последующий период отличается от
предыдущего качественно новым признаком.

На
первом году жизни
режим
дня

ребенка определяется чередованием
кормления, бодрствования и сна. В
возрасте 1-4 месяцев у ребенка в течение
суток совершается 4 цикла, привязка
которых к определенным часам вырабатывает
у него условные рефлексы на время и как
бы заранее подготавливает к той или
иной деятельности. Добиться четкого
ритма смены режимных элементов в течение
дня можно, начиная со 2-го месяца жизни
ребенка.

Первым
элементом режима дня считается утреннее
пробуждение и кормление, после которых
ребенок около часа бодрствует. Желательно
создавать условия: ребенка кладут на
живот, разговаривают с ним, привлекают
его внимание яркой игрушкой, проводят
гигиенические процедуры. В это время
нужна одежда, не затрудняющая движений
(ползунки и свободная кофточка с зашитыми
рукавами).

Читайте также:  История развития ребенка купить тула

Здоровых
малышей в первые 4 месяца кормят через
3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом,
т. е. 6 раз в сутки, сохранять интервал
между отдельными кормлениями. Первые
изменения в режиме дня ребенка вносят
в 5-месячном возрасте: уменьшают до 5
число кормлений, удлиняют промежутки
активного бодрствования, сокращают
частоту и длительность дневного сна.
К 9 месяцам уже может бодрствовать 3
часа без утомления.

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Читайте также:  Абвгдейка центр развития ребенка москва

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Развитие моторной сферы плода и ребенка является одним из необходимых факторов возрастного развития. Моторная деятельность плода обеспечивает нормальное внутриутробное развитие и роды. Раздражение внутренних рецепторов и рецепторов кожи обеспечивает возникновение специфической «внутриутробной» позы, которая является крайне позитивной в плане занимаемого объема и обеспечивает минимальное внутреннее давление на стенки матки, что способствует нормальному вынашиванию беременности даже при достаточно больших размерах плода. Формирующиеся внутриутробно лабиринтные (лабиринт расположен в головном мозге), двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, так называемого, головного предлежания плода. Определенные двигательные рефлексы, которые также формируются внутриутробно, оказывают помощь как плоду, так и матери в период родов. Рефлекторные повороты головки, туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют благополучному течению родов.

Кора головного мозга ребенка становится деятельной примерно середины первого месяца жизни ребенка, о чем свидетельствуют условные рефлексы, которые можно вызвать в это время. Но движения даже двух-трехмесячного ребенка еще далеки от совершенства.

Первыми у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы – слуховой и
зрительный, и лишь затем развиваются анализаторы, требующие сложной координации, двигательные акты. Наличие данной закономерности имеет огромное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений у детей в определенной последовательности.

Движения новорожденного хаотичны, носят генерализованный характер. Они нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Координация движений у детей начинает развиваться после рождения. Вначале формируется координация мышц глаз, что проявляется у ребенка на 2-3 неделе жизни в виде фиксации взора на ярком предмете. Постепенно ребенок начинает следить за высоко поднятой движущейся игрушкой, поворачивая голову вслед за ее перемещением, что свидетельствует о начале развития координации движения шейных мышц.

С 1,5-2 месячного возраста ребенок начинает держать голову. После этого начинают развиваться координированные движения рук. Ребенок приближает руки к глазам и носу, рассматривает их.

С 3-3,5 месяца ребенок начинает потирать и ощупывать свои руки, перебирать пальцами, поглаживать и теребить одеяло. В этот период ребенку необходимо предлагать игрушки, которые следует подвешивать в кроватке невысоко, так, чтобы ребенок мог дотягиваться до них ручками и играть с ними. Это период, когда начинают формироваться целенаправленные движения. Ребенок сначала удерживает игрушку двумя руками, а затем начинает делать попытки захватить ее руками.

К 5-му месяцу хватание предмета начинает напоминать подобные движения взрослого человека. Целенаправленным движениям сопутствуют множественные нерациональные движения. Хватательные движения этого периода сопровождаются параллельными движениями второй руки, в связи с этим можно говорить о двуручном хватании. Во время хватания движения возникают также в ногах и туловище, нередко они сопровождаются одновременным открыванием рта. Рука ребенка совершает много лишних ищущих движений; схватывание осуществляется исключительно ладонью, т. е. пальцы сгибаются так, чтобы прижать игрушку к ладони.

В 7-8 месяцев развивается взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов, что приводит к большей прицельности движения хватающей руки.

В 9-10 месяцев возникает хватание посредством смыкания большого и II-III пальцев по всей длине.

С 12-13 месяцев возникает клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев.

В течение периода детства нерациональные движения исчезают.

С развитием координации движения мышц спины ребенок на

Читайте также:  Задержка развития ребенка в полтора года

  1. 5-м месяце начинает переворачиваться со спины на живот, а в 5-6 месяцев с живота на спину, что связано с развитием координации движений мышц спины.

На 6-м месяце ребенок начинает сидеть самостоятельно, что говорит о развитии координации движений мышц ног.

В 6-7 месяцев ребенок начинает принимать положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом при этом устремлен вперед – это исходная позиция для развития навыков ползания. Через небольшой промежуток времени к этому присоединяется интерес к игрушке, которая располагается в поле зрения ребенка. Возникает попытка продвинуться вперед и схватить ее. Ребенок хватает игрушку не
только руками, но и ртом. Если схватить игрушку не получается, то, протягивая руки вперед, ребенок постепенно начинает подтягивать туловище и повторно выбрасывать руки вперед. В этот возрастной период необходимо стимулировать навыки ползания, для чего игрушку необходимо располагать на небольшом расстоянии, слегка превышающем расстояние вытянутой руки ребенка, но находящуюся в поле его зрения. Отсутствие чередования в выбрасывании рук и беспорядочные вначале движения ножками часто заканчиваются либо переворачиванием на бок, либо даже отползанием назад.

К 7-8 месяцам формируется достаточно активное ползание с перекрестным движением рук и ног.

Через 2-3 недели после этого ребенок начинает приподнимать живот и передвигаться в пространстве на четвереньках.

Около 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке или манеже и переступает ножками вдоль спинки кровати или барьера. В этом возрасте при поддержке ребенка за две руки родители могут наблюдать, как он делает первые шаги. Когда он уже уверенно ходит при поддержке за две руки, следует предлагать ему держаться за одну руку.

Около года ребенок делает первые самостоятельные шаги. Описаны значительные вариации сроков возникновения ходьбы. Некоторые дети начинают ходить в 10-11 месяцев, другие чуть позднее, около 1 года 4 месяцев. Устойчивая, зрелая походка будет устанавливаться в течение еще нескольких лет. Сначала ребенок ходит, широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах, а позвоночник в верхней части согнут вперед, в остальных же отделах выгнут несколько назад. Ручки сначала вытянуты вперед, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Через 1-2 года ножки выпрямляются и ребенок ходит, практически не сгибая их.

К 4-5 годам можно видеть правильную походку с синхронными марширующими движениями рук.

Совершенствование движений будет продолжаться еще многие годы, что связано с формированием соответствующих регулирующих звеньев и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания, или тренировки. Огромным стимулом развития нервной регуляции движений является самообучение ребенка движению.

У новорожденных и ребенка первых недель жизни движения являются часто отражением эмоционального возбуждения. Это или отрицательная настроенность – сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его желание: накормить, напоить, сменить, мокрые или неудачно положенные пеленки, устранить боль, или положительные эмоции на удовлетворение этих потребностей. Двигательная активность в значительной степени влияет на формирование сна и бодрствования.

Если у новорожденного двигательная активность относительно низкая, то и распределение ее в течение суток в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное.

На 2-3 месяце жизни происходит рост двигательной активности с максимальной концентрацией ее в часы активного бодрствования.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й, 7- 8-й и 11-12-й месяцы первого года жизни.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Развитие движений у детей первого года жизни
Развитие движений у детей первого года жизни

Новорожденный
Новорожденный

1 месяц
1 месяц

4 месяца
4 месяца

6 месяцев
6 месяцев

6-7 месяцев
6-7 месяцев

Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни
10 месяцев

  1. месяцев

11 месяцев

  1. месяцев

Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни
Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни
18 месяцев
18 месяцев

Источник