Понятия зона ближайшего развития и зона актуального развития ребенка
Картинка взята с сайта smartprogress.do
Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.
Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.
Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.
Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.
Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.
Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.
Источник
Первым ученым-психологом, начавшим разработку вопросов о связи детского развития и обучения, был Л. С. Выготский. В рамках своей исследовательской традиции, получившей название культурно-исторической теории, ученый вырабатывал собственные пути познании высших психических функций у детей.
Он сформировал две конструкции – зона ближайшего развития, сокращенно ЗБР, и зона актуального развития, сокращенно ЗАР. Эти конструкции используются для опосредования связей между обучением детей и их психическим развитием.
Обучение по сути сводится к приобретению навыков, а навыки связаны с развитием психики. Поэтому обучая ребенка, взрослый развивает его психику, делает его восприимчивым все к новым и к новым знаниям.
Что такое зона актуального развития
ЗАР понимают, как комплекс знаний, навыков и умений, которыми ребенок владеет на конкретный момент. Этот комплекс – резерв ребенка, то, что он может использовать в своей деятельности без помощи и организации взрослого. Например, навык держать карандаш и наносить линии на бумагу – это отработанный навык, привычное действие из ЗАР. Малыш может сам брать карандаш и черкать им в альбоме. Для него еще не имеют значение ни цвет карандаша, ни качество бумаги – он просто реализует полученное умение.
Рисование сюжетной картинки, например, солнышка с лучиками, требующее помощи взрослого, в ЗАР пока не входит. По примеру взрослого или ведя руку вслед за его рукой, ребенок может изобразить круг и черточки за внешним краем круга – солнечный диск и лучи. Однако, сам он не в силах еще найти решение. При этом потенциал ребенка в рисовании солнышка должен учитываться при организации занятий с ним.
Для организации процесса обучения таким образом необходимо учитывать не только уже отработанные навыки, но и потенциально возможные в ближайшее время, находящиеся пока что на пределе трудностей ребенка. Так решаются сразу две задачи: диагностическая – понимание того, что ребенок может, и педагогическая — понимание того, как научить ребенка большему на основе реальных знаний.
Что такое зона ближайшего развития
Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.
В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.
То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.
Отличия между ЗАР и ЗБР
Граница между ЗАР и ЗБР пролегает через первое задание, выполнение которого затрудняет ребенка. Последнее, самостоятельно выполненное малышом задание списывается в ЗАР, а первое, на котором он, условно говоря, споткнулся, — уже относится к ЗБР.
Что касается элементов ЗАР, то здесь ребенок не испытывает затруднений. Его деятельность по-своему упорядочена и организована. В условиях ЗБП ребенок находится в замешательстве, но справляется с ситуацией при содействии взрослого.
Содействие взрослого для отработки с ребенком навыков из ЗБР сводятся к следующему:
- Личный пример,
- Совместная работа с ребенком,
- Руководство действиями ребенка,
- Работа с ребенком, для которого данный навык уже лежит в сфере ЗАР, в присутствии ребенка, не отработавшего еще навык. При этом корректно и правильно будет сравнивать не способности и уровень развития двух разных детей, а способности и уровень развития одного ребенка в различные моменты его жизни. При таком подходе налицо будет прогресс.
Область ЗБР, во-первых, всегда ограничена, во-вторых, всегда непостоянна. С одной стороны, она ограничена областью ЗАР, которая все время расширяется за счет освоения ребенком новых «ближайших» навыков. С другой стороны, перечень «ближайших» навыков небесконечен в данный конкретный момент.
За границами ЗБР лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не в состоянии сделать даже при содействии взрослого. Так, научившийся стоять на ногах малыш делает первые шаги, держа за руку другого человека. Умение стоять для него актуально, а умение ходить – ближайший к освоению навык. Но бежать сейчас ребенок не может даже при содействии взрослого, так как в силу физических особенностей не может подражать бегающим. Умение бегать на данный момент ля него актуально недоступно.
При этом неосвоенные навыки ЗБР постоянно переходят в ЗАР по мере освоения, а им на смену приходят неосвоенные навыки из числа актуально недоступных. В ЗБР переходят только те навыки, которые ребенок интеллектуально осознает, но ему требуется помощь. в сфере актуально недоступных лежат навыки, неосознаваемые ребенком, не понимаемые им, не поддающиеся осмыслению.
Например, восьмимесячный ребенок получил коробку шахмат. Он может взять фигурки в ручки – это действие ему уже доступно на протяжении нескольких месяцев и входит в его ЗАР. Он может попытаться поставить фигурку на шахматную доску, стол или другую горизонтальную поверхность, если взрослый покажет, как это делается. Этот навык из сферы ЗБР будет отрабатываться какое-то время, но вполне успешно усвоится.
Но если взрослый, манипулируя руками ребенка, расставит фигуры в игровом порядке, то ребенок ничего не поймет в этом процессе. Даже после освоения навыка постановки фигурки на стол так, чтобы она не падала, младенец не поймет логики и значения расстановки фигур в игровом порядке. Это умение попадет в его ЗБР очень нескоро и только при условии, что взрослый станет пробуждать у ребенка интерес к игре в шахматы.
Применение понятий ЗАР И ЗБР в обучении ребенка
Эффективное обучение ребенка строится следующим образом. Его познавательная деятельность организовывается так, чтобы он задействовал свои силы и возможности, пользовался твердо усвоенными навыками и знаниями из ЗАР, но стремился к освоению элементов ЗБР.
Научив ребенка надевать колготки, убедившись, что он надевает их самостоятельно, правильно определяя, где пятка, а где носок, и ориентируется в пресловутых «полосках», взрослый показывает, как вывернуть колготки лицевой частью, если они были сняты наизнанку. Поскольку малыш умеет надевать колготки, то вскоре он освоил их выворачивание, которое пока находится в рамках ЗБР.
Помощь взрослого сводится к многократной демонстрации процесса выворачивания и поощрению попыток самостоятельно вывернуть одежду. Помощь тогда эффективна, когда ребенок приобретает способность справляться с тем, что было для него недоступно. Если ребенок долгое время не осваивает новый навык, взрослому следует пересмотреть свои методы помощи.
Психика человека устроена таким образом, что каждое небольшое усилие – физическое, умственное, волевое, — которое ему приходится прикладывать, стимулирует его к деятельности. Взрослый может вообще никак не сотрудничать с ребенком, но ребенок все равно, движимый природными силами, неосознанно копирует его навыки и развивается, хотя и гораздо медленнее тех детей, с которыми взрослые намеренно занимаются отработкой навыков.
При этом навыки более прочно усваиваются у тех детей, с которыми организованно занимались, полученные в условиях сотрудничества со взрослым знания также более глубокие, чем схваченные случайно.
Ребенок тогда гармонично развивается, когда имеет возможность получить помощь взрослого во всякое время. Но задача взрослого не только оказать помощь, но и удержаться от ее оказания тогда, когда ребенок ее еще не просит. Зачастую взрослые в спешке или по каким-то иным причинам делают за ребенка не только то, что лежит для него в ЗБР и только подлежит освоению, но также то, что он давно усвоил и поместил в багаж ЗАР.
Например, ребенок делает поделку для детского сада. Он умеет приклеивать детали, может определять место элементов поделки, создавать сюжетную композицию. Эти умения состоят в его ЗАР. Но с ножницами ребенок обращается неуверенно и ему требуется помощь взрослого. С первого, второго и нескольких последующих раз вырезать деталь у ребенка не получится.
Но после экспериментов с несколькими заготовками он более-менее справится с задачей. Но взрослый не хочет ждать, пока ребенок сам вырежет ножницами деталь и приклеит ее. К тому же взрослый знает, что вырезанный элемент будет непропорциональным, неправильной формы, с неровными линиями разреза. Взрослый сам вырезает нужный элемент, лишая ребенка возможности отработать навык из ЗБР.
Желая, чтобы предназначенная для садика поделка выглядела аккуратно, взрослый сам приклеивает ее, точно отмерив количество клея и определив место приклеивания. Так он лишает возможности ребенка реализовать знакомый навык из ЗАР. Обычно ребенок теряет интерес к поделке, поскольку испытывает разочарование: он бесполезен. Особо впечатлительный ребенок еще и потеряет интерес к освоению навыка владения ножницами. В данном случае сотрудничества нет, поскольку участие малыша сведено к простому наблюдению без возможности участвовать.
Обучение в условиях сотрудничества со взрослым крайне благоприятно сказывается на развитии психики ребенка. Организовывая совместную с ребенком деятельность в ЗБР, взрослый активизирует у него познавательные процессы. Но участие взрослого должно быть ровно таким, чтобы ребенок смог реализовать все полученные ранее навыки для полноценного освоения «ближайшими» навыками.
Если деятельность ребенка и взрослого лежит за пределами ЗБР, в зоне актуально недоступного, то ее не только нельзя назвать обучающей, но можно охарактеризовать как угнетающую, более вредную, чем отсутствие организованных занятий. Ребенок ничего не понимает и может принимать посильного участия. Это укрепляет в нем уверенность в собственной несостоятельности и неспособности к познанию. Постепенно познавательный интерес у такого ребенка угасает.
Важным моментом обучения выступает так называемая работа над ошибками. Мало показать ребенку образец и объяснить, как его сделать. Нужно проанализировать то, что привело несколько раз к неудаче, и обратить на это внимание ребенка. Он сам должен прийти к выводу, как ему изменить алгоритм действий. Маленькому ребенку можно предложить на выбор две схемы – с исправленным алгоритмом и с неисправленным – и мягко подвести к нужно выбору. Так ребенок получает важнейший опыт самостоятельного преодоления трудностей и принятия решений.
Таким образом, содействие взрослого выражается разнообразно: как демонстрация примера для подражания, как совместное решение проблемы, как совместный поиск ошибки в действиях, как предложение альтернативы.
Источник
онаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.
Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам. Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.
А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.
Область применения
Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.
Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.
Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми. Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении. Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.
Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.
Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.
Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:
Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.
Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.
Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.
Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.
Позиции общения
Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.
Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.
Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.
Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.
Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.
Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.
Принято различать пять позиций общения:
- Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
- Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
- Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
- Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
- Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.
Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Рекомендации
Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».
- Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
- Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
- Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
- Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
- В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
- Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
- Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
- Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.
Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!
То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!
Источник