Понятия развития и социализации личности ребенка
Елена Ефимова
Социализация детей дошкольного возраста
Социализация детей дошкольного возраста
Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.
Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений.
Состав семьи и межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейного уклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события, адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки, которые создают определенный тип семьи.
-воспитательно-сильная семья. Воспитательные возможности в этих семьях близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля
– воспитательно-устойчивая. Семья обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологической близости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов, и, прежде всего школы
-воспитательно-неустойчивая. Этот тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д., которая в то же время замыкается и корректируется. Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.
-воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте, контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально, поэтому «чем больше ослаблено влияние семьи. тем больше места в жизнедеятельности подростка и его развитии занимает стихия неформальных групп».
Остальные типы семей (воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д. ; преступная; психологически отягощенная,характеристики которых, как и уровень воспитательного потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в социально-педагогической действительности. Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его также многообразны, как типы и разновидности семейных союзов.
До сих пор специалистам не удалось раскрыть психологические механизмы перехода семьи из относительно благополучной в категорию неблагополучной.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, педагогу необходимо следовать определённому алгоритму:
1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
2.Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
3.Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
4. Включить детейв конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. д.
И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы)
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольникистановятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
3. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
4.Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.
Что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми? Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.
Источник
Понятие «социализация» детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.
В самом широком смысле процесс социализации – это процесс вхождения в социальную среду и усвоение индивидом социального опыта. «Социализация (от лат. «общественный») – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него знаний об этих общественных отношений (А.В. Мудрик [19], Н.Г. Яковлева [40] и др.).
Социализация, в определении А.В. Мудрик, – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации» [19, с. 141].
В педагогике и психологии социализация понимается как:
интериоризация – овладение социальным опытом, перенесение его в глубинные пласты личности (В.Н. Мясищев и др.) [21, с. 102];
адаптация – сопряжение сущностного и общественного (А.В. Мудрик и др.) [19, с. 51];
гомонизация – приобретение сущности в социуме (А.И. Петровская и др.) [24, с. 33];
самоактуализации «Я-концепции» – самореализация личностью своих потенций и творческих способностей (Л.С. Выготский и др.) [6, с. 133];
экстериоризация – раскрытие изначальной сущности человека в социуме на основе принципа единства деятельности и сознания (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) [8, с. 144].
Л.С. Выготский выделяет три грани интериоризация [6, с. 235]:
грань индивидуализации – переход от социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальным формам его деятельности;
грань «интимизации»: переход от «Мы» к «Я», к самосознанию личности;
грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.
В понимании результатов социализации ученые расходятся во мнениях. Результатами могут быть: личностные нормы (Т.В. Антонова и др. [3, с. 54]) или личностные смыслы (А.В. Запорожец, Т.А. Маркова и др.) [9, с. 121]; социальные привычки (Л.И. Божович и др.) или ценностные ориентации, а также характер личности [5, с. 187].
Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Мы изучили соответствующую литературу, пронаблюдали за деятельностью и развитием детей. Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. По мнению Е.И. Рогова, объемы понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае совпадают. В понятие «развитие» более четко представлена собственная активность личности, в то время как социализация подчеркивает направление, воздействие социальной среды на ребенка. При этом не исключается его активность [26, с. 51].
Сравнение понятий «социализация» и «воспитание» в узком значении выявляет их различия: акцент делается на целенаправленности воздействия на ребенка с целью передачи, привития определенных представлений, понятий, норм и т.д. Понятие «социализация» связано с понятием «психологической адаптации», но разные. Социализация предполагает формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Адаптацию, указывает Н.Г. Яковлева, можно рассматривать в качестве ведущих механизмов социализации. [40, c. 153]
Социально-психологическая адаптация бывает прогрессивной и регрессивной, в ходе социализации повышается адаптированность личности, которая может быть внутренней, когда внешние формы поведения и деятельность ребенка видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями, требованиями среды. Бывает и внешняя (приспособительская) адаптированность, при которой ребенок поступает так, как требуется, внутренне не соглашаясь и не перестраиваясь. (Это инструментальная адаптация).
По мнению Н.Г. Яковлевой, при смешанной адаптированности личность видоизменяется частично, сохраняя свою самостоятельность [40, с. 161]. Кроме адаптации, по мнению А.А. Люблинской, к механизмам социализации относятся [16, с. 122]:
идентификация – отождествление индивида с людьми и группами; подражание – воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей; внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психических состояний людей, с которыми он общается; социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних на деятельность других.
Авторы «Классической социальной психологии приводят и классификацию Н. Смелзера. В ней, кроме имитации, идентификации, называются стыд и чувство вины, которые некоторыми рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. [Цит. по Яковлевой: 40, с. 174]
Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка, отмечает Н.А. Лиман, выступает следующее [15, с. 27]:
для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.
Н.А. Михайленко указывает, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна [17, с. 24].
Е.И. Рогов определяет факторы социализации личности ребенка-дошкольника, представленные следующим образом [26, с. 215]:
внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.
Таким образом, социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.
Источник
ольга благодарова
Сущность и содержание социализации дошкольников
Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом; процесс развития личности в системе общественных отношений; процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду; процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Ключевыми составляющими понятия «социализация личности»являются:
– усвоение опыта общественной жизни и общественных отношений;
– активное участие в освоении социальных отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;
– развитие саморегуляции: становление самосознания и активной жизненной позиции;
– семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы как институты социализации.
Известно, что определяющим в социализации личности является дошкольный возраст. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим.
Непременными компонентами процесса социализации, как отмечает Н. Ф. Голованова, с точки зрения педагогического анализа выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессе социализации выполняют в первую очередь факторы, институты и агенты социализации.
В таком контексте, по словам Н. Ф. Головановой, социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации. В сфере воспитания и обучения ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью (мотивом, потребностью, интересом).Недопустимость превращения ребенка в средство воспитания и обучения по – новому ставит вопрос об объекте образования. Объектом воспитания, обучения в гуманистической педагогике не может выступать ни отдельная личность, объектом педагогической работы может выступать лишь образовательный материал- предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера. Этот материал осваивается, интериоризуется субъектами образования – ребенком и педагогом – в процессе выбора, исследования и преобразования. Здесь происходит саморазвитие и педагога, и ребенка, и взаимодействующей группы в целом.
Это служит основанием педагогики сотрудничества. Она ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние.
Таким образом, в качестве субъектов социализации следует рассматривать ребенка, воспитателя, родителей. Какие же требования современное общество предъявляет к каждому субъекту процесса социализации?
Следуя утверждению Н. Ф. Головановой, мы считаем, что главной характеристикой воспитанника в процессе социализации является провозглашение его носителем определенного социального опыта. Известно, что важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность (когда речь идет о ребенке –дошкольнике, в первую очередь имеют в виду игру как ведущую детскую деятельность). Однако накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Так, ребенок может быть включен в непосредственно образовательную деятельность, манипулировать учебно-наглядным материалом, но при этом не наращивать свой социальный опыт. При обеспечении специальных педагогических условий развертывания в первую очередь игровой, а также и других видов деятельности, можно обеспечить успех социализации ребенка.К этим условиям относятся:
– обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;
– осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;
– обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;
– активизация детской деятельности на основе ее планирования;
– привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;
– развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;
– формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т. д.
Современная позиция воспитателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействия и сотрудничество с ним, готовность к самопознанию культуры и самого себя. Приоритетными задачами педагога, выступающего в качестве агента социализации,являются:
1. Формирование у ребенка адаптационных механизмов к социуму, способности к эффективному выполнению заданных социальных ролей.
2. Обеспечение повседневной эффективности ребенка во взаимодействии со своим окружением, формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
3. Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы, потребности; замечать изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.
4. Развитие способности ребенка к эффективному и адекватному решению различных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом, с которыми он сталкивается; осуществлять правильный выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
5. Приучение к анализу своих собственных действий, поведения.
6. Формирование умения использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы в соответствии с поставленной целью.
7. Воспитание у ребенка самосознания, способности к самоопределению в социуме.
Существенное значение в накоплении социального опыта имеет семья, которая, как отмечается в исследованиях, с трудом реализует свои социализирующие функции. Так, родители часто испытывают трудности в общении со своими детьми, кроме того, отмечаются расхождения во взглядах на систему воспитания внутри семьи и т. д. Причинами этого может быть неудачный собственный опыт в общении, недостаток психолого- педагогических знаний и умений и т. д.
В работе с семьей с целью повышения их роли в организации пространства личной жизни ребенка можно в качестве приоритетных определить следующие задачи:
– помощь родителям в позитивном восприятии себя и своих детей;
– содействие в формировании навыков конструктивного стиля поведения, эффективных речевых стратегий в общении с детьми;
– содействие семье в развитии межличностных отношений с целью выработки единых требований к воспитанию ребенка.
Решение поставленных задач необходимо осуществлять, прежде всего, через практические занятия, например, «тренинг эффективности родителей», где родители, используя свой жизненный опыт, учатся строить эффективные отношения с детьми. Такие занятия позваляют оценить отношения в семье «со стороны», позволяют понять родителям, что они не одиноки в решении такого рода проблем.
Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление.
Достижение цели социализацииосуществляется в рамках ее структурных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного. Рассмотрим содержательную сторону каждого из перечисленных компонентов относительно дошкольного возраста.
1. Коммуникативный компонент предполагает овладение детьми невербалтными и вербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками, позволяющее строить отношения, обеспечивающее самореализацию в деятельности.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов, ориентированных на усвоение норм социальных отношений соответственно возрасту детей.
3. Поведенческий компонент предполагает формирование навыков свободного выбора адекватных ситуации способов общения,этически ценных образцов поведения: от навыков гигиены, бытового поведения до социальных умений, проявляемых в игре, продуктивных и других видах деятельности.
4. Ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, которые определяет избирательное отношение ребенка к ценностям общества в соответствии с его возрастными особенностями.
Основным результатом эффективной социализации является адаптированность ребенка к социальной среде, успешная интеграция в жизни общества.
Критериями и показателями сформированности социализации являются отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
Важным моментом является то, что впервые в соответствии с федеральными государственными требованиями «Социализация» специально выделена как образовательная область. Освоение ее содержания должно осуществляться в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также в процессе формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Реализация задач потребует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности.
Источник