Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка

Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка thumbnail

Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка

Ребенок в любом возрасте отличается крайне эмоциональностью и острой потребностью в регулярном общении со взрослыми. В случае, если малыш не получает достаточного внимания со стороны членов семьи, риск развития социальной депривации резко возрастает.

Признаки и причины возникновения социальной депривации

Социальная и эмоциональная депривация характерна, преимущественно для детишек из не благополучных семей. Если малышу не хватает материнской заботы, если взрослые плохо с ним обращаются или проявляют агрессию, это практически наверняка приведет к ухудшению социальных навыков чада.

Аналогичные психологические проблемы возникают, если ребенок вынужден длительное время общаться с человеком, имеющим серьезные физические или психические отклонения в поведении. Если малыш растет в сиротском приюте или вынужден мириться с длительным отсутствием родителей, это практически наверняка скажется на его эмоциональном и психологическом состоянии.

Зачастую предпосылки к проблеме возникают задолго до того, как малыш появился на свет. Если беременность была нежелательной, и женщина не может скрыть своего пренебрежения по отношению к собственному чаду, это оказывает влияние на его социальные навыки. Обычно ребенок растет закомплексованным, неуверенным в себе, а иногда его поведение сопровождается еще и крайне агрессивностью.

Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка

Несмотря на то, что психологи считают, будто социальная депривация характерна только для неблагополучных деток, на самом деле, это не совсем соответствует истине. Дело в том, что в обеспеченных семьях у детишек немало поводов для психологических проблем. Так, например, многие богатые семьи оказывают на малыша давление с детства, пытаясь сделать его успешным во всех возможных сферах жизнедеятельности. Боязнь не оправдать чужие надежды, страх перед поражением — все это приводит к серьезным психологическим деформациям, оборачиваясь девиантным поведением школьника.

Прежде чем рассуждать о том, как проявляется такая проблема, необходимо понять, что же такое депривация? В психологии словом депривация принято обозначать состояние, при котором человек не может удовлетворить свои потребности. По сути, это глубокое переживание из-за невозможности выражать эмоции или быть полноценной социальной единицей.

Первые признаки такой психологической проблемы опытный педагог может заметить еще в начальных классах. Такие детки испытывают большие проблемы в выражении своих мыслей, у них бывает затруднена речь, ограничен словарный запас. Проблема распространяется и на поведенческие особенности малыша: школьник, страдающий из-за депривации не знает элементарных гигиенических норм, не умеет общаться со взрослыми, отличается замкнутостью и резкими вспышками агрессии.

Однако самый тревожный признак депривации, который может оказать наибольшее влияние на ребенка — это эмоциональная непроницаемость. Малыш будто не знает, что такое нежность, любовь, он не умеет выражать свои чувства. В раннем школьном возрасте такие малыши не видят грань между хорошим и плохим, поэтому способны доставить боль окружающим, даже не задумываясь о том, что они сделали что-то неправильно.

В будущем такая эмоциональная бедность приведет к тому, что человек вырастет безжалостным. В подростковом возрасте вчерашние скромники с депривацией начинают проявлять недюжинную агрессивность и жестокость как к сверстникам, так и ко взрослым. Такие дети часто вырастают нервными, агрессивными и дерганными. В отличии от окружающих, они не умеют доверять другим людям, не знают, что такое забота, поэтому часто ненавидят всех, кто попадает им на пути.

Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка

Социальная депривация очень часто проявляется в виде минимального отклонения в интеллектуальном плане. С такими детишками не занимаются дома, они растут сами, как сорняки, и поэтому их интеллектуальные способности в первом классе далеки от возможностей сверстников.

Разумеется, запускать такую ситуацию нельзя, поскольку малыш с такой психологической особенностью может быть опасен для себя и общества. Поэтому, как только педагог выявит проблему, ему необходимо приступать к ее немедленному разрешению.

Способы устранения социальной депривации

Бороться в социальной депривацией в школе бесполезно, если за дело вовремя не возьмутся родители ребенка. Первое, что стоит сделать педагогу — это вызвать их к себе для обсуждения проблемы. Возможно, мама и папа даже не догадываются, какая неприятность произошла с их ребенком. Задача учителя состоит в том, чтобы объяснить, как бороться с депривацией.

Родители должны регулярно разговаривать со своим чадом, стараться проявить по отношению к нему заботу и любовь. Конечно, если взрослые внезапно начнут кидаться на ребенка с поцелуями и объятиями, это только напугает малыша. Действовать нужно постепенно, день за днем подмечая успехи в психологическом развитии малыша.

Понятие социальной депривации ее влияние на развитие ребенка

Еще один важный нюанс — это регулярная похвала. У детишек с социальной депривацией крайне низкая самооценка, и они не уверены во всем, что делают. Именно поэтому родителям необходимо терпимо подмечать успехи школьника, закрывать глаза на его мелкие неудачи. Постепенно это поможет заметно поднять самооценку крохи, улучшив и его успеваемость.

Педагогу также придется поработать с трудным ребенком, чтобы снизить уровень его социальной депривации. Для начала необходимо отказаться от устных ответов для такого школьника. Многие малыши элементарно стесняются отвечать перед всем классом, а замечания учителя только подрывают их неустойчивое психологические состояние. Специалисты советуют давать таким детишкам побольше письменных заданий, активно вовлекая их во внеклассную деятельность.

Ребенку можно доверить ответственную роль в школьной пьесе или участие в неком важном мероприятии. Это поможет вызвать определенный эмоциональный и социальный прогресс, стерев все прежние комплексы чада. Также в начальных классах популярностью пользуются игровые методики повышения коммуникационных способностей ребенка.

Если речь идет о помощи школьнику-подростку, то без консультации с психологом уже не обойтись. Такие дети отличаются невероятной замкнутостью, и зачастую достучаться до них можно лишь работая целой командой. Если, несмотря на все комментарии и замечания учителей, социальный фон дома не улучшился, педагогу необходимо обратиться в специальные службы. Дурное влияние маргинальных родителей может дорого обойтись ребенку, и задача педагога позаботиться о том, чтобы неустойчивое положение в семье не влияло на будущее школьника.

С социальной депривацией современным педагогам приходится бороться все чаще и чаще. Иногда признаки такого отклонения выявляются еще в раннем детстве, а иногда дурное влияние среды выходит на поверхность лишь к подростковому возрасту. В любом случае, задача педагогов состоит в помощи такому ребенку, в индивидуальной методической работе с ним.

Источник

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. СРЦН «Забота» попадают дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Чаще всего это дети из неблагополучных слоев общества. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Практически все воспитанники стационарного отделенияцентра  в той или иной степени имеют в свое анамнезе социальную и материнскую депривацию.

Понятие депривации на сегодняшний день широко используется медиками, психологами, педагогами, социологами. Этимологически данный термин восходит к латинскому слову deprivatio, означающее — потерю, лишение чего-либо. Термин депривация в самом широком смысле применяют для обозначения процессов лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Этот термин стал широко известен благодаря работам Дж. Боулби.

Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации.:

– депривацию идентичности (социальную) – как ограниченную возможность для усвоения автономной социальной роли;

– депривацию материнскую – как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения к одному лицу, к матери.

Проблема социальной депривации детей, попадающих в реабилитационный центр – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.

Большое число детей, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, составляют в целом группу риска по нарушенному поведению. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3-0,5%, то сейчас их 3-5%.

Проблемы психологического характера детей определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника.

Помощь нашим воспитанникам строиться на индивидуально-личностной ориентированности коррекционных педагогических воздействий посредством психологических коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие ребенка, имеющего проблемы в поведении.

На сегодняшний день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

У детей раннего возраста, поступающих в центр чаще всего  отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности.

Указанные изменения являются последствиями социальной и материнской депривации, вызваны трудностями адаптационного периода при переходе от проживания в семье к проживанию в цетре, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями.

Можно выделить ряд основных психологических  причин нарушения социально-эмоционального развития детей.

Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества детей, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.

Во-вторых, патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства является безнадзорность. Большинство семей, наших воспитанников, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с психически нездоровыми  родственниками.

Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви (дети без любви), недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда – признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.

Третьим  мощным дезадаптирующим факторов для ребенка является сам отрыв его от семьи, привычного образа жизни  и помещение в реабилитационный центр. Это обусловлено нарушением образа жизни ребенка – привычное отсутствие режима жизни, правил планирования времени, требований к обязательному посещению учебных заведений, выполнению домашних заданий, отрыв от компаний.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации. Нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного влияния среды.  В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. При этом для каждой категории детей  специалистами разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. В работе с специалиста центра обязательно придерживается следующих принципов: 1) Создание атмосферы безопасности. 2) Единство, ясность и выполняемость требований. 3) Воспитание личным примером.) Доброжелательное отношение к детям.

        В целом усилия воспитателей и специалистов центра  направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

         Безусловно, что одним из важнейших принципов работы с данной категорией воспитанников является любовь и принятие ребенка, и вместе с тем выработку специалистами общих для всех четких и последовательных требований. Требования должны выражаться в доступной восприятию каждого ребенка форме и быть достаточно легко выполнимыми. Малейший успех должен быть замечен и оценен.

        Одним из механизмов формирования личности является идентификация себя со значимым взрослым, подражание ему. Дети из неблагополучных семей часто демонстрируют плохое понимание моральных норм и асоциальное поведение из-за того, что для них примером являются родители, страдающие от алкоголизма и социально дезадаптированные. Эффективным способом развития у ребенка социальных навыков является выбор идеала для подражания. Хорошо подобранный педагогический состав , открытый для общения с детьми, дающий им эмоциональную поддержку помогает переориентировать поведение детей в соответствии с ценностями взрослых.

Предоставление позитивных моделей для подражания – это еще один принцип коррекционной работы с детьми направленный на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Источник

От автора: Данная статья является ознакомительной и не освещает проблематики в полном объеме.

Что такое «депривация» и почему это мешает ребенку развиваться полноценно?

     Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Иными словами , если ребенок попадает в ситуацию, где не удовлетворяются определенные потребности, как психологические так и физические, то это влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.  Последствия тем временем будут определяться  возрастом начала депривации, длительностью ее воздействия и качеством помощи такому ребенку.

Депривация бывает:

  1. Сенсорная
  2. Двигательная
  3. Материнская
  4. Эмоциональная
  5. Психосоциальная

       Остановимся на каждой из них отдельно и рассмотрим основные причины возникновения и возможные последствия.

                                                 СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

        Обедненная стимулами среда влечет за собой, так называемый «сенсорный голод», продолжительное,  снижение (или полное лишение) человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений. Для нормального развития психики,  головной мозг  постоянно нуждается в раздражителях, стимуляции его действия. Необходимыми раздражителями являются ВПЕЧАТЛЕНИЯ ребенка от взаимодействия с окружающим  людьми (в первую очередь матерью или лиц ее заменяющих), предметов и явлений этого мира (яркие игрушки, иные предметы, звуки и т.д). Если же ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, происходит замедление всех сторон его развития.

Стимулирующую развитие ребенка среду, создают близкие, заботящиеся о ребенке. Взрослый стимулирует развитие ребенка, когда пеленает его, купает, кормит, разговаривает с малышом, играет с ним.

Рекомендации для родителей: 

– с того момента, когда ребенок начал фиксировать свое внимание на ярких предметах (примерно около 2х месяцев жизни ребенка) такие предметы должны демонстрироваться ему регулярно.   Немногим позже важно обеспечить доступ к ярким красочным игрушкам, которые можно хватать и манипулировать ими. Не сердитесь, если малыш пытается взять в рот игрушку, так проявляется его исследовательская деятельность. В связи с этим стоит позаботиться о безопасных игрушках (помните о возможности застревания мелких предметов в гортани) и пространстве для малыша.

– разговаривайте с ребенком, подражайте ему, называйте по имени

– обнимайте, целуйте, улыбайтесь вашему ребенку, свободно выражайте нежные чувства  к малышу

 – во время купания используйте плавающие игрушки, в которые можно набирать воду, сжимать. Превратите купание в игру.

–  для детей более старшего возраста (от года) : при прогулках на свежем воздухе, позволяйте малышу трогать травку, собрать опавшие с дерева  листья, подобрать понравившейся камушек. Проявляйте уважение к интересу ребенка, не стоит говорить «это всего лишь камень, выбрось», таким образом вы тормозите познавательную активность.

                                               ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

      Возникает при ограничении движений ребенка  вследствие болезни. А  так же негативно сказывается на ребенке тщетность его действий (двигательных, голосовых), когда он не может влиять на окружающую среду своими действиями, ситуация не меняется от его усилий. 

В первом случае дети могут испытывать депрессию, возможны вспышки ярости и агрессии. Во втором же случае ребенок на собственном опыте убеждается, что его действия бесполезны, в дальнейшем  может вообще перестать делать попытки повлиять на обстановку. Такие дети часто становятся пассивными, отсутствует инициатива, возможна агрессия.

Пути преодоления:

– создание условий способствующих двигательной активности ребенка, начиная с первых месяцев жизни.

– предоставление ребенку свободы действий в выборе двигательных игр. Ограничение детей (нельзя бегать, прыгать, лазать) приводит к тревожности, раздражительности и агрессивным реакциям.

                                                МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

    Американский психолог М.Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы. Его выводы неутешительны. Отсутствие материнской заботы приводит к тяжелым соматическим расстройством уже у детей 2х месяцев. При этом у детей, проживающих в негигиенических условиях, но имеющих физический контакт с матерью такие расстройства не возникают.

    Когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о массивной материнской депривации. Следствием этого может стать  нарушение формирования личности, нарушение психического и интеллектуального развития, психические расстройства (психопатия, депрессия, фобии у ребенка).

     Если малыш оказался без матери с рождения, то у него могут  наблюдаться в дальнейшей жизни  отставание в развитии, неуверенность в себе, неумение вступать в значимые отношения, вялость эмоциональных реакций.  В подростковом возрасте они замкнуты и неконтакты.

     Ребенок, лишенный матери не с самого рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла, он  переживает тяжелую эмоциональную реакцию, возможно шок. Ребенок находится в отчаянии, позже может впасть в апатию, возвращается на более ранние этапы развития, утрачивает уже сформированные навыки. Более взрослые дети могут начать мочиться в постель, требовать, чтобы их носили на руках. Подростками эти ребята отличаются склонностью к правонарушениям.

Прогноз компенсации нарушений формирования личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке.

                                             ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Через непродолжительное время после рождения, у ребенка появляется потребность в эмоциональном контакте с другими людьми (обычно это мать и близкие ухаживающие за ребенком). Малыш познает себя через другого и нуждается в доверительных отношениях.

    Эмоциональная депривация задевает личность ребенка и влечет за собой нарушения становления этой личности во многих  сферах жизни: восприятие себя (Я-концепция), отношения с близкими, друзьями, сексуальным партнером, супругом, собственными детьми. Страдает мотивация такой личности, цели.

Эмоциональной депривации способствует:

– холодное, формальное отношение матери к ребенку

– игнорирование потребностей ребенка выражающихся неудобным способом  ( например плач) в воспитательных целях

– большое количество лиц ухаживающих за ребенком и частая их смена

– запугивание с целью прервать «негативное» поведение ребенка: «сейчас придет дядя и тебя поругает (заберет)»

– спонтанные исчезновения матери на длительное время

                                   ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Психосоциальная депривация объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные).

Причины возникновения:

постоянное пренебрежение основными физическими потребностями (уход, защита) наряду с психологическими (комфорт, стимулирование, внимание)

-повторяющаяся смена лиц осуществляющих уход за ребенком, так называемых «отцов» (т.к. невозможно сформировать устойчивые привязанности)

Последствия  заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими . Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено.

Источник