Понятие речевого этикета и речевое развитие ребенка
Елена Халина
Этикет. Основы речевого общения дошкольников
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования – формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Сегодняшний старший дошкольник умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения. Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.
Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикетазависит от следующих условий:
от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;
от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;
от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по развитию культуры речи.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Речевое обучение дошкольников предполагает:
введение в их активный словарь этикетных стереотипов;
формирование умения выбирать нужную формулу именно для данной ситуации.
Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора – стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и тому подобное. Также же следует обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.
Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников
1. На обращенный к тебе вопрос, необходимо отвечать вежливо и полным предложением. Четко произносить слова и звуки, говорить громко, чтобы задающему вопрос было понятно.
2. Внимательно выслушай указания старших.
3. При встрече с друзьями или знакомыми необходимо здороваться. Слова приветствия или прощания говори доброжелательно и четко, глядя при этом в глаза собеседнику.
4. Взрослых называй на ВЫ.
5. Не забывай извиниться за какую-то допущенную неуместность в поведении.
6. Благодари за оказанную помощь, внимание, заботу
7. Если обращаешься с вопросом, просьбой, извинением, не забудь слово «пожалуйста». Помни, что не всякое твое прошение может быть выполнено. Если тебе отказывают, не настаивай, не будь упрямым и надоедливым.
8. Помни о «волшебных словах»: пожалуйста, спасибо, извините, позвольте, словах приветствия и прощания, и т. п.
9. Не перебивай разговор взрослых. Если тебе срочно надо обратиться,то скажи: «Извините, пожалуйста.» и, дождавшись разрешения, обратись с просьбой.
10. Во время разговора веди себя скромно, спокойно, смотри в глаза собеседнику, не размахивай руками.
11. Вежливо разговаривай со всеми родными, близкими и чужими людьми, со своими сверстниками
12. Умей помолчать, когда это необходимо.
13. Не разговаривай громко там, где взрослые занимаются своими делами, в транспорте, на улице.
В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №171» города Кирова
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Г. Киров 2016
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста.
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми, дефицит доброты и культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
обращение и привлечение внимания;
приветствие;
знакомство;
прощание;
извинение;
благодарность;
поздравление;
пожелание;
соболезнование;
сочувствие;
приглашение;
просьба;
совет;
одобрение;
комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
- наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
- формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
- формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений»-мотивировок:
«Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся».
Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
- разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу.
Каждая ситуация речевого общения предусматривает:
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации и мимики.
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи используют художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
На первом этапе по восприятию формул и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Можно использовать такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон», «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово».
На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы.
После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.
В работе по организации воспроизведения формул можно использовать следующие игры:
Словесная игра «Волшебник».
Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.
Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».
Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.
Игровая ситуация «Подбери слова».
Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.
Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине».
После предложенного примера приглашения дети вспоминают свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматриваются другие игровые ситуации.
На третьем этапе идет обучение детей развёртыванию формул и выражений речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.
Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Дошкольникам называются формулы речевого этикета и подсказываются, с какой интонацией их лучше произнести в данной ситуации. Требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.
Для обучения проявлению доброжелательности используются игры и этюды:
Игра «Физиономисты».
Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.
Этюд «Эмоции».
Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.
Игра «Пантомимы».
Цель: развивать умение невербального общения.
Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка.
По мере формирования речевого этикета дети учатся управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимикой.
Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, окажутся приемлемыми и эффективными.
Именно в дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно в процессе специально организованной работы.
Источник
Марина Иванова
К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.
В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.
Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.
Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения[4].
Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компететность.
Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят: культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.
Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия,например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.
Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.
Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника [2].
Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;
– доступные способы «развертывания» вежливых формул;
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.
Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевогообщения предусматривает:
– обучение детей способам их «развертывания»;
– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;
– развитие доброжелательности интонации и мимики.
Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации,словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения [1].
Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах: занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.
Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя,по ее мнению речь педагога должна быть:
1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.
3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.
5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.
6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи [5].
Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы,во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:
– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;
– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;
–как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив [7].
Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируютсяобщественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации [6].
Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей [3].
Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым.Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.
Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья – основной фундамент воспитания культуры общения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возрастаэффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.
Литература
1. Даренская Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – С. 43-46.
2. Куатаева Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – С. 61-66.
3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.
7. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 250 с.
Источник