Понятие патологии психологического развития ребенка

Понятие патологии психологического развития ребенка thumbnail

Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения[1].

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.

Важным импульсом к развитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий «норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.

Проблема взаимосвязи наличия дефектов и аномального развития изучается в отдельной науке дефектологии, основы которой заложил Л.С. Выгодский.

Определенно можно сказать, что наличие дефекта какой-либо функции еще не означает, что человек будет иметь проблемы в развитии. Сложная взаимосвязь врожденных и приобретенных дефектов, а также определенных социальных условий может рассматриваться как причина аномального развития человека. Общий подход к понятию нормы, аномалии и патологии с методологических позиций.

В литературе справедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”, является проблемой, трудной для определения[2]. Признаки, долженствующие сформировать понятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности к социальным нормам.

В литературе под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся[3].

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Одно из основных значений термина «норма» (лат norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма; нормы психического развития.

Если подвергнуть анализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм, выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что под нормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи с этим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) – наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде”[4]. Психофизиологи придерживаются аналогичной точки зрения.

Известно, что психический баланс возможен лишь при равновесии между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением как двумя противоположностями, неантагонистическое решение борьбы которых приводит к норме.

Рассуждая о патологии в психологии воли С.Л. Рубинштейн пишет: “Нормальный волевой акт предполагает некоторую оптимальную – не слишком слабую и не слишком сильную – импульсивность”[5]. В свою очередь, В.Я. Семке отмечает: “Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватную уравновешенность корковой и подкорковой деятельности, одинаковое соотношение в работе первой и второй сигнальной системы. По своему типологическому складу они принадлежат к среднему типу высшей нервной деятельности, способному весьма эффективно противостоять как физическим, так и социально-психологическим воздействиям”[6]. Такую психологическую гармонию, воплощающую в себе баланс между возбуждением и торможением и являющуюся в силу этого средним параметром, автор называет нормой.

Читайте также:  Развитие и питание ребенка 1год и 1 месяц

Вот еще одно определение, данное Н.Е. Бачериковым с соавт.: «Психическая норма представляет собой индивидуальную динамическую совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями. С понятием психической нормы тесно связано понятие психического здоровья, поскольку по внутренней логике психическая норма предполагает и наличие психического здоровья, т. е. отсутствие чётко определимого психического расстройства, наличие определённого функционального резерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-социальные стрессы и экстремальные ситуации». Это определение более полное по сравнению с предыдущим. Авторы вводят ряд дополнительных квалифицирующих признаков — динамическая совокупность свойств, адекватное возрасту, полу познание действительности, адаптация, функциональный резерв и др.

Я. Hеплох, моделируя нормальную личность, также исходит из оптимума, меры, баланса соответствующих психофизиологических сил и адаптационных возможностей. Среднеуровневой нормальной личностью он считает “образ человека с адекватным данной среде и обществу характером жизни, стремлениями, возможностью самоконтроля поведения и аффекта, человека, поддерживающего связи с окружающими или близкими ему людьми и не препятствующего отправлению ими естественной деятельности”[7]. При этом он выводит признаки аномалии из понятия нормы: “Можно сказать, что человек страдает психическим расстройством, если он не способен на поведение в соответствии со средой его обитания и обстоятельствами”[8].

С позиции двузначной системы логики, исходящей из признания только двух значений – истина и ложь, предложенная классификация антиподов (норма, патология) сомнений не вызывает. Но двузначная логическая система приемлема лишь для суждений в рамках классической формальной логики, фиксирующей предметы метафизически. Для диалектической логики она не подходит, поскольку та соотносит свои построения с объектами, находящимися в развитии, в переходном состоянии. “Между условными полюсами “нормы” и “патологии” находится обширное поле отклонений, аномалий развития”[9], – подчеркивает Б.С. Братусь, отражая, таким образом, переходное состояние явлений, динамику объектов. Учет динамики развития явлений, а также переходного состояния между здоровьем и болезнью как гомологами нормы и патологии, или пограничное состояние, называемое специалистами “предболезнь”, дает возможность выделить трехступенчатую иерархию психических особенностей: норма, патология и аномалия. При этом норма есть баланс сил, патология – крайняя противоположность нормы, а аномалия – переходное состояние между двумя антиподами (пограничное состояние).

Вышеизложенное позволяет заключить, что под нормой понимается баланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которому системы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюда можно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак: норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология – крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение.Предложенная формулировка требует учета трех методологических факторов.

Во-первых, отклонения от нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественное состояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицы количества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, то качественные характеристики меняются.

Во-вторых, незначительные отклонения от нормы допустимы. Например, греческий идеал – гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц, большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентов искажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такое отклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии в отличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.

В-третьих, отклонение от нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такое положение приобретает статус качественно противоположного состояния, т.е. антипода нормы.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам окружность головы

Источник

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Даны рекомендации по работе c детьми данной категории.

Ключевые слова: норма, патология развития, умственная отсталость, аномальные дети.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в данной ситуации и проблемы детей с проблемами в психофизическом развитии. Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий, которые будут рассмотрены далее.

Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике психофизиологических заболеваний, но нами будет рассмотрены «норма» и «патология». С точки зрения некоторых ученых, понятия «нормы» и «аномального» обусловлены всей совокупностью психического, мировосприятием, в котором неразрывно слиты как субъективные, так и объективные моменты [3].

Наиболее сложным и противоречивым является понятие «норма». Чаще всего под нормой рассматривают эталон либо установленный стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Однако, в данном случае целесообразнее говорить о патологии и болезни, чем пытаться сформулировать четкое определение понятия «норма» (лат. norma — требование, правило, образец). Понятие «норма» уже, чем понятие «здоровье», и подразумевает всего лишь идеальное состояние оптимального функционирования. Наиболее распространенная сфера применения нормы — диагноз (распознание) как познавательный прием. Благодаря поставленному диагнозу, возможно установить находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Наличие «патологии» далеко не всегда является «болезнью», так как здоровье не исключает наличие патологии, не достигающей степени заболевания.

Детей, у которых в результате физиологического или психического отклонения произошло нарушение общего развития, относят к категории аномальных. В соответствии со сложившейся исторически системой образования, детей с отклонениями в развитии, в науке традиционно принято классифицировать исходя из характера нарушений. Таким образом, в исследованиях обычно выделяют детей с нарушениями [4]:

–        зрения;

–        слуха;

–        опорно-двигательного аппарата;

–        интеллектуального развития;

–        тяжелыми нарушениями речевого развития;

–        комплексными нарушениями психо-физиологического развития.

В науке также выделяют группы детей:

–        с психопатоподобными формами поведения,

–        с трудностями адаптации в школе,

–        одаренных детей, страдающих школьными неврозами.

Кроме того, существует обобщенная классификация, в основу которой положена группировка перечисленных выше категорий нарушений исходя из локализации нарушений в конкретной системе организма. В соответствии с этим выделяют:

1)      соматические нарушения (например, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания и др.);

2)      сенсорные нарушения (например, нарушения зрения и слуха);

3)      нарушения деятельности мозга (например, нарушения движения, психические и речевые нарушения, умственная отсталость).

Несмотря на все теоретические и практические трудности, возникающие у исследователей в процессе определения сущности психической патологии, все же выделяется одна закономерность, которую можно обозначить как первый научный критерий психической патологии. При наличии патологии в психике больного начинают доминировать внутренние, собственно патологические законы, заслоняющие нормальную функцию регуляции действий человека по отношению к внешнему миру [3].

Особый интерес для нашего исследования представляет умственная отсталость, относящаяся к болезням развития — дизонтогениям. Данная патология возникает только при поражении мозга во время внутриутробного развития, при родах, в раннем и младшем (до трёх лет) возрасте. У большинства детей с умственной отсталостью степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта, т. е. дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС.

Исследования В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой показали, что у детей с умственной отсталостью в результате органических изменений в центральной нервной системе имеются нарушения всех анализаторов, наблюдается патологическая инертность и чрезмерно широкая иррадиация нервных процессов, что затрудняет образование новых условных связей, и, следовательно, отрицательно сказывается на формировании обобщений, тормозит переход от одной деятельности к другой. В исследованиях авторов (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский) показано недоразвитие у детей с умственной отсталостью таких психических функций, как память, речь, мышление, что отражается на их учебной деятельности и др.

На сегодняшний день уже выявлено большое количество патологий интеллектуального развития, которые, к сожалению, имеют весьма широкое распространение в мире. В среднем каждый десятый ребенок страдает какой-либо формой нарушения интеллекта, в том числе, проблемы с речью, умственную отсталость и неспособность к обучению [1]. Умственная отсталость или, как ее называют в науке, интеллектуальная недостаточность, обычно диагностируется, если ребенок характеризуется «интеллектуальным функционированием, последовательно не достигающим нижнего предела нормы». Это нижний предел соответствует показателям IQ 70–75. В этом случае у ребенка наблюдаются серьезные нарушения адаптивного поведения. В частности, ребенок конфликтует с окружающими, не может приспособиться к школьным требованиям. Иными словами, низкий уровень IQ является необходимым, хотя и недостаточным условием для диагностики интеллектуальной недостаточности. В современной науке получила распространение классификация низких значений IQ по группам, каждая из которых получила свое название. Количество детей в каждой категории прямо пропорционально значению IQ по шкале интеллекта — чем меньше это значение, тем меньше количество детей в данной группе. В результате, легкую степень умственной отсталости имеют около 80 % детей, умеренную степень умственной отсталости — около 18 % детей, а к группе с глубокой умственной отсталостью относятся лишь 2 %.

Читайте также:  Живопись и графика как фактор развития личности ребенка

Некоторые ученые предпринимали попытки изучения процессов обработки информации на основе рассмотрения различий в мышлении и решении проблем между здоровыми детьми и детьми с умственной отсталостью. Полученные ими результаты позволили сделать некоторые выводы, например, то, что при решении простых, конкретных задач дети с интеллектуальной недостаточностью достигают некоторого успеха и по некоторым параметрам соответствуют детям младшего возраста с нормальным IQ [3]. Что же касается более серьезной информации, то ее обработка таким детям практически недоступна. Дети с умственной отсталостью могут учиться, однако делают они это медленнее, и для их обучения необходима разработка более подробных и конкретных инструкций.

В своих работах ученые проводят диагностические исследования, учитывая критерии для дифференциации по клиническим проявлениям, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка. В науке принято все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делить на четыре степени [2]:

1)      легкая степень умственной отсталости;

2)      умеренная степень умственной отсталости;

3)      тяжелая степень умственной отсталости;

4)      глубокая степень умственной отсталости.

Накопленный в последнее время опыт исследований значительно расширил потенциал диагностики и классификации различных уровней и форм интеллектуальной недостаточности. Очевидно, что в случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным является показатель интеллектуального развития ребенка, определяемый объективными инструментальными методами и зафиксированный в поддающихся измерению единицах. Своевременная диагностика является важной составной частью всей коррекционной работы с детьми, имеющими патологии развития.

В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с умственной отсталостью необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (опекунам, законным представителям) провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Основная задача комиссии — определение образовательного маршрута. Затем является необходимым получение от родителей или законных представителей заявления об обучении ребенка. На основании вышеназванных документов директор учебного заведения издает приказ об обучении школьника по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе для учреждений VIII вида.

Кроме этого, используя возможности дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, необходимо: привлечение родителей или законных представителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы.

В основу организации индивидуального образовательного маршрута учащегося должно лечь тщательное изучение работы каждого ребенка на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты диагностики способностей учащихся специалистом, его рекомендации в отношении ребенка.

Оптимальным вариантом в настоящее время выявляется сохранение и совершенствование существующей в России сети коррекционных образовательных учреждений и поэтапное развитие инклюзивного образования. В данном случае коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, которые обеспечивают оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям или законным представителям.

Литература:

1.    Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. / сост. Иванова Н. Н., Можейко А. В., Монастырский В. А. // Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов, 2006. — 51с.

2.    Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., 2003.

3.    Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) Учебное пособие. — Самара: 2002. — 89 с.

4.    Шипицына Л. М.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, VIII, интеллектуальное развитие, интеллектуальный дефект, коррекционная работа, опорно-двигательный аппарат, психическая патология.

Источник