Понятие о раннем развитии ребенка

Понятие о раннем развитии ребенка thumbnail

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием “раннее развитие”. Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот “раннее развитие”? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать “ранним развитием” ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину “раннее развитие” – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, “садовско-школьными” способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, “подкрепляемая” оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной “включенности” в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в удо

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу “от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному”. Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку “мероприятие”. Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа “Ребёнок и его окружение” и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте “запасы знаний”, живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Источник

Понятие о раннем развитии ребенка

Действительно ли после трех уже поздно?

Что важно знать о развитии ребенка раннего возраста?

Какое развитие можно считать полезным, а какое лучше обходить стороной?

Говоря про раннее развитие, обычно имеют в виду возраст от нуля до трех лет.

С какого-то момента понятие «раннее развитие» стало чрезвычайно популярным в контексте необходимости организации каких-либо специальных занятий для ребёнка в этот период и их чрезвычайной значимости. 

Ранее развитие может быть разным, и оно, безусловно, есть, как этап и элемент развития каждого ребёнка.  В этой статье мы рассмотрим, какое ранее развитие можно считать адекватным, а какое скорее не имеет смысла или даже несет вред. 

Для начала давайте очень просто на пальцах обозначим основные особенности мозга ребёнка раннего возраста:

  • То, что большинство людей представляют при слове мозг – эти две половинки грецкого ореха – лишь самая молодая и высокоразвитая его часть – кора. Корковые отделы мозга развиваются в последнюю очередь (в онтогенезе) и появляются в своём развернутом виде лишь у высших млекопитающих. Это самые молодые исторически и самые «умные» отделы мозга. При этом под ними есть более древние и «простые» отделы, которые развиваются у ребёнка в первую очередь. 
  • Таким образом, мозг развивается снизу вверх и сзади кпереди. 
  • Мозг ребёнка имеет множество нейронных связей, гораздо большее, чем у взрослого.
  • Мозг ребёнка в первые три года жизни развивается так интенсивно, как не будет больше никогда в жизни. 
Читайте также:  Динамика психического развития ребенка периодизация психического развития

Именно последние две особенности эксплуатируются пропагандой опережающего раннего развития, выступающей за то, что именно в этот момент ребёнка нужно интенсивно обучать; и если этого не сделать, то будет упущен невероятный потенциал и ребенок лишится преимущества в жизни. 

Чаще всего предлагается изучать с ребёнком языки, математические понятия, развивать логику, абстрактное мышление, осваивать энциклопедические знания. В целом, посыл такой: развить опережающие навыки, дать преимущество в развитии, выявить одаренность. В самом деле, даёт ли такое развитие преимущество? 

Вот, что говорят нам исследования (описанные К. Хирш-Пасек и Р. Михник Голингофф): из двух групп детей, одна из которых получала опыт раннего развития, а другая нет, первая не имела никаких преимуществ перед второй ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. При этом обнаруживаются некоторые негативные эффекты от интенсивного обучения и развития в раннем возрасте. 

Важно понимать, что не только мозг ребёнка развивается в определенной логической последовательности, но и мыслительные процессы. Для раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, для которого необходимо взаимодействие с объектами в реальной жизни и получение собственного наглядного и действенного опыта. Другими словами: ребенок может понять и осмыслить только то, с чем столкнулся и взаимодействовал лично: трогал, разглядывал, ломал, разбирал, бросал и тому подобное. Усвоить абстрактную информацию на понятийном уровне в этом возрасте он не может. 

Здесь можно вспомнить знаменитые исследования и открытия Ж. Пиаже, который так же говорил об определенной логике развития мыслительной деятельности и о качественном отличии последней у детей от таковой у взрослых.

Абстрактная информация в раннем возрасте может быть усвоена лишь на уровне памяти. Давайте вспомним про множественные нейронные связи у детей: их наличие естественно и объясняется тем, что мозг, находясь в состоянии развития и получения опыта, только формирует наиболее оптимальные нейронные связи, отсекая со временем те, которые не используются или оказываются менее эффективными. Это нормальный и естественный процесс, повышающий эффективность работы мозга. Излишняя эксплуатация тех или иных мыслительных процессов в раннем возрасте может привести к проблеме нейрологического «уплотнения», когда соревнование информации за синаптические связи в мозге приводит к раннему сокращению в размере и числе отделов мозга (в основном не специализированных), которые в будущем могут понадобиться для творческой работы подростка и взрослого.

И если уж говорить о закреплении нейронных связей и сохранении их высокого количества в продуктивном ключе – это должно быть множество разнообразных связей, отвечающих за различные процессы, а не сконцентрированные на одном. При таком условии может говорить о развитии пластичности и функциональности мозга на дальнюю перспективу. Именно для такого разнообразия стоит использовать период раннего возраста. 

Таким образом, стремление к опережающему развитию через обучение в раннем возрасте не несёт пользы и не даёт ребёнку преимуществ в дальней перспективе. 

Здравый подход к раннему развитию, основанный на понимании логики развития мозга, способен принести больше пользы. Что он подразумевает?

  • В первую очередь – взаимодействие ребёнка с родителями, установление прочных отношений привязанности; любовь и принятие; тёплое заинтересованное общение, включённость в ребёнка со стороны родителей.
  • Двигательная активность: именно развитие физического потенциала (ловкости, согласованности движений, сложных координаций) и возможность беспрепятственного получения двигательного опыта способствуют в дальнейшем успеху в учебной сфере. Через разнообразие двигательного опыта у ребёнка происходит формирование сенсорной интеграции, умения организовать себя в пространстве, ориентироваться в нем и своём собственном теле. 
  • Участие в повседневной бытовой и социальной жизни: приготовление еды, помощь по дому, поход в магазин, в кафе, на прогулку и тому подобное.
  • Сенсорно богатая среда, которая так же будет отвечать потребности получения наглядного опыта. Сюда же можно включить развитие мелкой моторики. 
  • Наглядный опыт и богатство впечатлений: именно они стимулируют мозг к активной деятельности. Новизна заставляет мозг работать (при этом не стоит впадать в крайности и перегружать среду ребенка впечатлениями и стимулами: мозгу и нервной системе так же важен отдых и периоды спокойствия).
  • Благоприятная психологическая обстановка: разумные требования, реалистичные ожидания и воспитательная грамотность родителей. Здесь же справедливо говорить о том, что завышенные ожидания и необходимость осваивать то, что не соответствует возрастным возможностям ребёнка являются стрессовыми факторами, провоцирующими повышение тревожности, невротические и поведенческие расстройства.
  • Развитие эмоционального интеллекта.

Нет ничего плохого в том, что ребёнка в раннем возрасте знакомят с образами букв, цифр, книгами; предлагают сложить пирамидку или сортер. Важно помнить, что это именно и только контекст игры – не специально организованное учебное занятие. Основу развития в раннем возрасте будет составлять общение с родителями, внутри которого будет содержаться игра (а со временем постепенно выделяться из него) и лишь внутри игры маленькой точкой стоит обучение. Любой обучающий момент стоит прекратить по факту потери или отсутствия интереса к нему у ребёнка; малыш не может и не должен проявлять усидчивость и организованность камерного занятия в этом возрасте. И необходимости в каких-либо специально организованных обучающих и развивающих занятиях для здоровых нормотипичных детей раннего возраста нет.

Читайте также:  Влияние наследственности на развитие ребенка презентация

В специальных занятиях нуждаются дети с различными особенностями развития. Здоровому ребёнку достаточно разнообразного жизненного опыта. 

Пожалуй, для родителей можно отметить следующие важные мысли: 

  • Опережающее развитие – это не есть хорошо; хорошо то, что в зоне ближайшего развития (зона ближайшего развития по Выготскому). 
  • Не нужно форсировать развитие ребёнка и заставлять его осваивать то, что не соответствует его возрасту.
  • Будучи результатом миллионов лет эволюции, мозг ожидает получения впечатлений от видения разных вещей, слушания речи и движения конечностей, так что он просто весело идёт своей дорогой, нормально развиваясь в процессе столкновения с этими переживаниями в окружающей среде.

Источник

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно – пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник