Понятие о психическом здоровье норме и отклонениях психического развития ребенка

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

Читайте также:  Ребенок и его статус для развития

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория – расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Читайте также:  Художественно эстетическое развитие среда и ребенок

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Источник

Планы

семинарских (практических) занятий

по курсу «Детская практическая психология»

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

профиль: Начальное образование. Дошкольное образование

(форма обучения – очная, срок обучения – 5 лет, III курс 5 семестр)

Преподаватель: канд. пед. наук, доцент Долгова А.А.

Тема 1: Детская психология как отрасль психологической науки

План.

1. Становление детской практической психологии в России

2. Развитие практической психологии в 20-30-е гг. XX века

3. Развитие детской практической психологии в конце XX начале XXI века.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Особенности практической психологии как вида психологической практики.

2. Социальный заказ, психологическая помощь. Пользователи психологической информации.

II. Познакомиться с нормативными документами

Литература:

1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 272 с.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов / под. ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2007.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие 4-е изд. СПб.: Изд-во « Питер», 2006.

4. Методы практической социальной психологии: диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пос. для вузов / под. ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект-пресс,2004

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пос.: в 2-х кн. – М.: Владос, 2006.

Тема 2: Психологическая служба в образовательном учреждении

План.

1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы.

2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении.

3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий.

4. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога.

5. Профессиональные и личностные качества детского практического психолога. Профессиональные требования, права и обязанности.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Специфика дошкольной психологической службы и психологической службы школы.

2. Этические нормы практического психолога.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М., 2000.

3. Овчарова Р.В. Практическая психологич в начальной школе.- М.. 1996.

4. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

5. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1995.

6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.. 1998.

Тема 3: Модели профессиональной деятельности практического психолога

План.

1. Обобщенная модель профессиональной деятельности психолога, состоящая из 3-х единиц: теоретического содержания(концепция); прикладных средств(инструментарий); организованной системы действий(технологии).

2. Моноконцептуальная модель профессиональной деятельности.

3. Поликонцептуальная модель профессиональной деятельности.

4. Альтернативный вариант построения модели профессиональной деятельности (Н.В. Морозова, С.В. Кривцова и др.).

5. Концепция психологической службы И.В. Дубровиной.

6. Концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой.

7. «Профилактическая» концепция В.Э. Пахальяна.

8. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана.

9. «Мониторинговые» концепции психологической службы.

10. «Психотерапевтическая» концепция А.В. Шувалова.

Задание:

Проанализировать и сравнить модели профессиональной деятельности психолога образования. Выделить преимущества и недостатки каждой модели (письменно) (см. источник 2).

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие как держать

Литература:

1. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М., 2001.

2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М., 2009. – С. 57-65.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. М., 2001.

Тема 4: Планирование работы психолога

План.

1. Подходы к планированию психологической работы в ОО.

2. Выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.

3. Годовой план работы психолога.

4. Планирование работы на месяц. Циклограмма деятельности психолога.

Задание:

Подбор статей их журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Дошкольное воспитание».

Литература:

1. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

2. Бурменская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы развития детей. М.: МГУ,2002.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: в 2 ч. М., 2004.

4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001.

Тема 5: Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка

План.

1. Психическое и психологическое здоровье детей.

2. Оценка психического здоровья.

3. Объективные показатели психического здоровья. Субъективные критерии психического здоровья.

4. Возрастное соответствие психического развития детей.

5. Индивидуальные особенности психического развития детей.

6. Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Причины возникновения конфликтных отношений со сверстниками в детском возрасте.

2. Трудности общения ребенка со взрослым.

Литература:

1. Психологическая служба в современном образовании /Под. ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер, 2009.

2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.

3. Коломинский Л.Я., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.

Тема 6: Классификация отклонений психического развития(4ч.)

План.

1. Отклонения психического развития, отклонения познавательного развития.

2. Отклонения в произвольной деятельности и поведении.

3. Отклонения в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

4. Отклонения основных компонентов развития личности дошкольников (мотивации, ценностных ориентаций, детской компетентности).

5. Акцентуации характера и особенности их проявления в детс­ком возрасте.

6. Бессознательные формы поведения как фактор возможных от­клонений в развитии ребенка.

7. Семья как фактор психического развития ребенка.

8. Задержка психического развития. Виды задержанного развития.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

2. Агрессивность: характеристика, основные формы проявления в детском возрасте, способы коррекции

3. Тревожность: понятие, специфика проявления, методы работы психолога

4. Замкнутость ребенка

5. Частные случаи трудностей в развитии (вербализм, демонстра­тивность, уход от деятельности, пассивность, социальная деза­даптация)

6. Неблагополучные семьи как фактор деформации развития

Литература:

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2001.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.

4. Коломинский Л.Я., Паько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика. Профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004.

5. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. СПб., 2003.

6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2003 (Серия «Справочники»).

Тема 7: Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз»

План.

1. Виды психологического запроса.

2. Анализ запроса и построение стратегии психологических воздействий.

3. Различные подходы к определению понятия «Психологический диагноз».

Задание:

I. Подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» за последние 5 лет, краткое их содержание.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб пос. для студ. вузов. – 6-е изд.,пераб. И доп. – М.: Академический проект, 2001.

2. Детская практическая психология: учеб. для студ. вузов/ под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Гардарики, 2007.

3. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой. С.А. Козловой. М., 2001.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 922 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник