Понятие о проблеме психического развития ребенка

Понятие о проблеме психического развития ребенка thumbnail

Общее понятие о психическом развитии

Проблема психического развития ребенка является центральной в возрастной и педагогической психологии, неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей психологии и оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-виховногоо процесса.

Прежде всего, следует уточнить, в чем заключается принципиальное отличие понятия “развитие” от других изменений объектов и содержание и специфику психического развития ребенка.

Объекты могут меняться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами “больше-меньше”, протекают во времени и измеряются его координатами. Примерами количественных изменений являются: в физическом плане – увеличение органов, веса тела, скорости движений; в психическом – увеличение количества навыков, знаний, словарного запаса, расширение объема внимания, восприятия, памяти и т.д.

Но за этими процессами количественного накопления могут происходить и другие явления и существенные изменения в структуре процессов, которые называются развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Развитие – это сложный инволюционно-эволюционный поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. (Л. С. Выготский, Ананьев).

Выделяют следующие типы развития (по Л.С.Выготским):

1. преформированная. 2. Непреформований.

Преформированная тип развития – это такой тип, когда четко определены, закреплены и зафиксированы стадии и конечный результат развития. Примером такого типа является эмбриональное развитие.

Непреформований тип развития не предопределен. На нашей планете он более распространен: это и развитие Галактики, Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также процесс психического развития ребенка.

Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С момента рождения ребенка не определены четко ни те стадии, через которые она должна пройти, ни конечный результат, которого она должна достичь.

Вместе с тем, психическое развитие – это совершенно особый, отличный от других процесс, детерминируется не снизу, а сверху, то есть обусловлена теми формами практической и теоретической деятельности, которые существуют на данном уровне развития общества.

Особенностью психического развития является то, что его конечные формы не определены, а только заданные теми образцами, которые существуют в обществе. Психические функции ребенка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Психическая деятельность человека носит опосредованный характер, то есть опыт передается не напрямую, а с помощью знаков и речи. Возникновение и развитие знаков и речь – это процесс исторического развития психики. Овладение знаками и речью – это процесс индивидуального развития (онтогенез).

Таким образом, процесс онтогенетического развития – это совершенно своеобразный процесс, который происходит в форме усвоения.

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Развитие не останавливается до конца самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития (по J1.I. Анциферов) являются: необратимость, прогресс / регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменение и сохранение.

Онтогенез психики человека начинается с подсознательных форм, а уже позже проявляются элементы сознания, также проходит в своем развитии ряд этапов. Одновременно сознательные акты деятельности, повторяясь, становятся привычными, неосознаваемыми компонентами более сложных видов деятельности. И хотя все индивиды в нашем обществе проходят одни и те же этапы психического развития, в этом процессе есть типологические и индивидуальные различия. Они проявляются в особенностях Нервной системы, умственных, эмоциональных, волевых качествах, интересах, способностях и т.д. В результате образуется неповторимая индивидуальное своеобразие личности.

В психике человека различают как природные функции (скорость образования условных рефлексов), так и те, что образуются при жизни, – социальные (например, мышления, речи).

Онтогенез организма определяется наследственностью: слияние двух клеток и развитие по определенной программе, заданной генотипом.

Генотипом определяются анатомо-физиологическая структура организма, строение нервной системы, пол, группа крови, особенности обмена веществ, анатомические и физиологические аномалии, некоторые безусловно рефлекторные связи для удовлетворения первичных потребностей и т.п. Одновременно у человека есть огромные потенциальные возможности образования новых форм поведения, потребностей, развития себя как личности, самоактуализации.

Этот природный потенциал человека проявляется, прежде всего, в форме задатков. Задатки не является готовыми психическими свойствами, а лишь природными возможностями их возникновения и развития. Они реализуются только в условиях человеческого существования и деятельности с помощью средств, созданных человечеством. Опыт человечества усваивается в процессе общения, обучения, воспитания, деятельности.

В психическом развитии индивида под влиянием различных факторов (загрязнение среды, радиация, алкоголь, наркотики и др.) Могут возникать отклонения от нормы, которые не являются наследственными, а только врожденными, а поэтому их можно предупредить.

Развитие психических функций осуществляется неравномерно (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

Развитие человека – это очень сложный процесс, в котором изменяются одновременно, системно и неравномерно разные сферы человеческого бытия: чувства, интеллект, поведение, сознание. В поисках движущих сил, условий, специфики, особенностей течения психического развития ребенка ученые-психологи разных времен и стран обращались к изучению тех или иных проявлений человеческой психики, в результате чего и оформились основные направления и концепции. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм – его поведения, когнитивная психология – до мыслительной деятельности, гуманистическая психология – к личностному росту. Но их объединяет идея о том, что развитие присущий всем человеческой жизни, что, кроме врожденного биологического паттерна роста и развития, каждый индивид масс тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения , а в более поздние периоды жизни.

Остановимся кратко на рассмотрении основных теорий психического развития ребенка.

Источник

Цель: демонстрация связи обучения и психического развития личности в процессе социализации.

План лекции:

1. Категории психологии развития: рост, созревание, развитие, социализация.

2. Понятия социальной ситуации развития и психического новообразования.

3. Понятия ведущей деятельности и сенситивного периода развития.

4. Факторы психического развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка.

5. Движущие силы психического развития. Соотношение обучения и развития.

6. Закономерности и механизмы психического развития.

Круг проблем, решаемых психологией развития, чрезвычайно широк, ибо она исследует свой объект – человека на всех этапах его жизненного пути. Среди этих проблем: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в развитии; органическая и средовая обусловленность психического развития; влияние на развитие стихийного и организованного воздействия; обеспечение условий для максимальной реализации возможностей развития в конкретном возрасте, использование адекватных методов; соотношение обучения и развития ребёнка; выбор оснований для построения возрастной периодизации развития (определение критериев, механизмов развития, новообразований).

Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное развитие психики человека, процесс становления его внутреннего мира, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность– способность к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Объясняется принципом системности: изменения отдельных составляющих психики человека в разные возрастные периоды взаимосвязаны друг с другом и в то же время обусловлены изменениями психики как целого.

Закономерность– способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Закономерность развития представляет его как объективный процесс.

Чтобы описать и объяснить процесс психического развития человека используют такие категории как рост и созревание.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Д.Б. Эльконин считал, что, если в ходе развития не обнаруживаются качественные изменения, речь должна вестись о росте.

Созревание – процесс, зависящий от индивидных (биологических) свойств человека, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Если созревание и рост в основном обусловлены влиянием факторов наследственности и окружающей среды, то становление в большей мере определяется фактором саморазвития человека, т.е. является следствием его собственной активности.

В психологии развития можно выделить два аспекта: 1) содержание развития (что развивается, каков характер изменений во внутреннем мире человека в разные возрастные периоды); 2) движущие силы развития(почему, под влиянием каких факторов происходит психическое развитие, ребёнок, а затем и взрослый, не остается одним и тем же, а постоянно совершенствуется).

Посодержанию в развитии выделяются его количественные и качественные характеристики. К количественным относится темп развития. Детство характеризуется очень высоким темпом развития, обратно пропорциональным возрасту. В любом возрасте темп развития у разных детей различен: они развиваются в нормальном, ускоренном или замедленном темпе. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. Психологи говорят о литических (медленных, постепенных) и критических (быстрых, скачкообразных) периодах. Темп развития зависит от пола: девочки, в первые годы жизни, развиваются быстрее, чем мальчики. Все это свидетельствует о неравномерности развития.

К качественным характеристикам относится изменение структурных соотношений между психическими функциями, выражающееся в существовании сенситивных периодов психического развития.Сенситивныепериоды – это периоды, наиболее благоприятные для развития той или иной психической функции, физического качества.

В развитии ребёнка можно выделить стадии, сменяющие друг друга. Последовательность стадий в онтогенезе неизменна. Стадия характеризуется целостностью развития всех сторон психики. Каждая стадия имеет свои качественные особенности. Выделение стадий развития, их возрастных границ, определение критериев выделения стадий, описание качественного своеобразия развития на каждой стадии, называется возрастной периодизацией. В отечественной периодизации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) основным критерием являетсясоциальная ситуация развития – это своеобразное отношение между ребёнком и средой, существующее на каждой стадии развития, сочетание внутренних и внешних условий развития. Так как содержание социальной ситуации развития исторически обусловлено, то и возрастная периодизация детства не является постоянной и неизменной.

Ведущейназывается деятельность, определяющая наибольшие успехи в развитии психики в определенном возрастном периоде. «В изучении развития психики ребёнка следует исходить из его деятельности, так как она складывается в конкретных условиях его жизни». А.Н. Леонтьев отмечает, что «одни виды деятельности являются ведущими на данном этапе и имеют большее значение для развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Именно ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей – психических новообразований. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода. При переходе ребёнка на более высокую ступень развития прежние деятельности не исчезают, но происходит их качественная перестройка. Все деятельности строятся в своеобразную иерархию ведущих деятельностей, и для полноценной замены одной на другую должно произойти насыщение той деятельностью, которой предстоит уступить свое ведущее место. Если насыщения не произошло, формирование новой ведущей деятельности успешно не проходит.

Традиционно выделяются факторы психического развития, причины, обусловливающие его ход:1)наследственность(биологический) – свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Биологические особенности: индивидуальные особенности нервной системы, пол и внешний облик человека, относят кпредпосылкам развития.Предпосылки необходимы, но недостаточны для развития, они создают биологическую основу развития, делают возможными процессы нормального развития;2) среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие индивида, включает макросреду и микросреду. Макросреда – это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и др. С макросредой человек связан через микросреду, которую составляют окружающие его люди: семья, детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив. Среда являетсяисточником развития в том смысле, что человек развивается через взаимодействие со средой, преобразуя среду, преобразует себя; 3) воспитание и обучение,как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, в процессе освоения которого происходит развитие человека. Процитируем Л.С. Выготского: «…всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая… Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии потому, что она является первоначально социальной функцией». Иначе говоря, психические функции возникают вначале при общении ребёнка со взрослым и только затем – как собственные психические функции ребёнка; 4) активность личности, субъектность. Деятельность и общение ребёнка, являясь условием развития, одновременно составляют его содержание.

Движущие силыпсихического развития – факторы, которые являются причинами психического развития, содержат в себе побудительные и направляющие источники этого развития. Движущие силы психического развития – возникновение и разрешение противоречий, которые являются результатом развития ребёнка на предыдущих возрастных стадиях. Разрешение противоречий приводит к возникновению новых качеств, новых деятельностей, новых характеристик сознания и особенностей личности ребёнка, что и составляет содержание его психического развития.

Движущими силами психического развития служат: противоречия между изменяющимися потребностями и реальными возможностями; единство и борьба противоположностей между развертывающейся жесткой генетической программой, требующей стабильных условий, и изменяющейся, усложняющейся внешней средой; внутренние противоречия развития между психическими новообразованиями в конкретном возрасте и психическими возможностями человека (потребности ребёнка; мотивация; внутренние стимулы деятельности и общение); собственная активная деятельность ребёнка по освоению объективной действительности, опосредованная его отношениями со взрослыми; Л.С. Выготский полагалдвижущей силой психического развития обучение, являющееся внутренне необходимым и всеобщим моментом в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека. «Развитие,– пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». По мнению Л.С. Выготского, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Справедливости ради отметим, что существуют и другие точки зрения: 1) обучение и есть развитие (Э. Торндайк); 2) циклы развития предшествуют циклам обучения (Ж. Пиаже).

Л.С. Выготский установил четыре основных законадетского развития: 1) цикличность развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребёнка в целом. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве; 2) неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, затем более сложные. Каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания; 3) «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребёнок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, но постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребёнка своеобразна на каждой возрастной ступени, качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом; 4) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребёнок, научившийся говорить, перестаёт лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребёнок, переходя в новый возраст, сохраняет прежние детские черты.

В психологии развития описаны основные закономерности психического развития в онтогенезе: неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных психических функций и качеств личности, наследственной информации; гармоничность – соответствие функциональных возможностей психики на каждом возрастном этапе требованиям среды и оптимальное взаимодействие с её усложняющимися условиями; неустойчивость – скачкообразность развития, проявляющаяся в возрастных кризисах; системогенез – формирование и опережающее развитие функциональных систем организации поведения человека; сенситивность развития. Выделяются сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (так, период раннего детства сенситивен для развития речи); кумулятивность развития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь (например, процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению).

Существуют определенные механизмы психического развития. Примерами изученных механизмов являются: интериоризациякак «присвоение форм» социальных отношений; подражание формам поведения другого; рефлексиякак механизм «раздвоения», фиксации этой формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».

Современные воззрения на возрастное развитие человека сформулированы В.И. Гинецинским в нижеследующих тезисах: 1. Возрастное развитие гетерогенно: оно осуществляется одновременно по нескольким относительно автономным направлениям; 2. Возрастное развитие гетерохронно: развитие, реализующееся в параллельных направлениях, подчинено собственным несинхронизированным между собой ритмам; 3. Возрастное развитие осуществляется как единство процессов дифференциации и интеграции. Из первоначально недифференцированного целого, по мере развития, выделяются относительно автономные направления, между которыми в последующем устанавливаются интеграционные связи, в последующем, дающие начало новым самостоятельным ответвлениям; 4. Возрастное развитие осуществляется как чередование литического и критического развития; 5. Этапы возрастного развития отделяются один от другого новообразованиями, доминирующими в соответствующий период жизнедеятельности, определяя внешний (габитус) и внутренний облик человека. Новообразования различных этапов возрастного развития человека соответствуют разным аспектам человеческого бытия; 6. Этапы возрастного развития отличаются один от другого сенситивностью (чувствительностью) человека к разным типам внешних воздействий, обеспечивающих формирование соответствующих структур. Депривация такого рода воздействий может привести к необратимым последствиям; 7. Между гетерогенными линиями развития могут существовать компенсаторные отношения, когда та или иная функция, формирующаяся в рамках одного аспекта развития, может принимать на себя функции, в стандартных условиях осуществляемые другими психическими механизмами; 8. Этапы развития индивидуальности можно рассматривать как варианты конвергенции биогенетической, социогенетической и психогенетической программ, выражающихся в доминирующем «жизнечувствии» (жизнеутверждающего / жизнеотрицающего) человека на отрезках его жизненного пути. Жизнечувствие включает три компонента: самочувствие, мировосприятие (мировоззрение) и самообладание (саморегуляцию). 9. Факты, когда неравномерность (ретардация / акселерация) развития человека по отдельным направлениям резко выходит за пределы нормы, широко известна. Её крайности – вундеркинды и олигофрены, а также явления социального инфантилизма и моральной дефективности. В тех случаях, когда неравномерность развития человека в рамках отдельных аспектов его существования ведёт к появлению дезадаптивных форм поведения, есть основание говорить о дизонтогениях (отклонениях в развитии), независимо от того возрастного этапа развития, на котором они наблюдаются. 10. Актуальной остаётся проблема социальной адаптации и реабилитации детей, оказавшихся социально изолированными и не готовыми к жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях.

Источник