Понятие нормы в развитии ребенка виды норм

Понятие «норма» (от латинского – правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.

Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.

Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:

1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.

3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).

4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).

Принято различать следующие виды норм:

1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.

2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.

В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:

а) о неповторимости пути развития каждого человека;

б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.

3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.

4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5. Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

– соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;

– соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

– соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

– возможность адаптации в микросоциальных отношениях;

– возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;

– разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;

– критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.

При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).

Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».

О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:

– поступление ребёнка в детский сад или школу;

– смена воспитателей или учителей;

– переход ребёнка к многопредметному обучению;

– интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.

Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой — «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.

Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.

В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.

Основными показателями отклонений от нормы являются:

1) социальная дезадаптация;

2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;

3) замедление темпов развития или регресс психики.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.

Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.

Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.

Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.

Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.

Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.

Рекомендуемая литература по теме:

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.

Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003

Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. –М., 2005

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое психическая норма?

2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?

3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.

4. Что такое сложный дефект?

5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?

6. Что такое распад психических функций.

Источник

Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Слово «норма» от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо.

Д.Б. Элъконин утверждал, что норма — это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

– когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

-когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции;

-когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.

Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии. В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) – понятия социальные.

С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. По Л.С. Выготскому, нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (тип образовательного учреждения, круг общения ребенка и т.п.);

2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играю­щей решающую роль в развитии.

Понятие отклонения в развитии

Следующий ключевой вопрос темы – понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают исполь­зовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др. Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм. Так или иначе, но единого общепринятого подхода к терминологии на данный момент не существует. В целом нару­шенное развитие принято называть дизонтогенезом. Любое нарушение в развитии имеет свою причину, но сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения, профилактики самых разнообразных вариантов отклоне­ний в развитии у детей.

К причинам можно отнести следующие группы:

1. Перенатальный период – патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а несовместимость крови матери и плода и др.

2. Постнатальный период – многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

3. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны. К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального теп­ла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, без­душное и жестокое отношение и пр.

Виды отклонений:

Психолого – педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами развития возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза, обозначающего различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Им представлены следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

3. Поврежденное развитие. В основе поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы. Однако патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах развития (2 – 3 года).

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно – двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в “уходе” в свой внутренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорция психического развития в эмоционально – волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития – психопатия и патологическое формирование личности.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория – расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Источник