Понятие норма развития личности ребенка

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, непра­вильность в развитии. В таком значении это понятие су­ществует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процес­сов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих про­цессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных фун­кций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма ре­гуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных раз­личий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития че­ловека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

В практической психоло­гии  и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия:

– предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования);

– социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сло­житься к концу определенного возрастного этапа;

– инди­видуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Мар­кова).

Категория норм, психического развития, по убеж­дению практиков, позволяет определить подходы к реше­нию коррекционно-развивающих задач.

Закономерно встает вопрос о том, как определить педа­гогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нару­шения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопа­тий Ганнушкина — Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Первый признак — относительная стабильность ха­рактера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетель­ством патологического нарушения. Примерно то же име­ет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных разли­чиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отде­латься, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и спо­собны к необходимой социальной адаптации.

Второй признак — «тотальность проявлений харак­тера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» — другой, то это не патология.

Третий признак — социальная дезадаптация, заклю­чающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Есть и другие критерии оценки, позволяющие устано­вить отклонения в любом поведении. Крупный англий­ский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил сле­дующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка.

Некоторые особенности поведения являются нормаль­ными только для детей определенного возраста. Так, тре­вога при разлуке с близкими (матерью) типична для ма­лышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близ­кими — явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

Что касается половых различий, то даже в позднем дет­стве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми жен­скими чертами, а у большинства девочек — некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это — нарушение.

2. Длительность сохранения расстройства.

Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продол­жаться от одного дня до нескольких недель. Если же та­кое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

3. Жизненные обстоятельства могут вызывать времен­ные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психоло­гическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних усло­виях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоя­тельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колеба­ний. Смена школы или класса — событие, которое вызы­вает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

Читайте также:  Положение о центре раннего развития ребенка

4. Дифференциация нормального и аномального пове­дения не может быть абсолютной. Поведение ребенка дол­жно оцениваться с точки зрения норм его непосредствен­ной культурной среды. Поэтому важно учитывать социо­культурные различия, которые имеют место в обществе.

5. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симп­томов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касают­ся разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.

6. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характер­нее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстрой­ства. Очень важно выяснить частоту и длительность про­явления неблагоприятных симптомов.

7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые харак­терны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно от­носиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.

8. Ситуационная специфичность симптома. Следует об­ращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный крите­рий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, на­сколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важ­но помнить, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление ха­рактера нарушений развития личности конкретного ре­бенка.

Источник

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья – Учебное пособие (Акатов Л.И.)

Понятие «норма» в развитии личности

Социальная реабилитация детей с ограниченными
возмож­ностями требует осознания понятий «норма» и «патология». Это важно для
того, чтобы, с одной стороны, эффективно формировать личностные качества,
необходимые для безбо­лезненного вхождения в мир социальных отношений, с дру­гой
— определять, какие негативные свойства личности, сло­жившиеся у ребенка,
подлежат коррекции.

К сожалению, единого подхода в определении
границы между нормой и патологией в развитии личности не сущест­вует. Если в
физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы
(рост, вес, физическая си­ла и др.), то в определении аномалий личности, в
связи с ин­дивидуальностью и субъективностью психики, наблюдается большая
вариативность.

Особые трудности возникают при определении
нормы и па­тологии у детей и подростков. Психология детского и подро­сткового
возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте,
вследствие некритичности восприятия под­ростком своего «Я», отсутствует
достаточное понимание сущ­ности изменений, происходящих в их
потребностно-мотива-ционной и эмоционально-волевой сферах. Проблема аномалий
личности в этом возрасте более значима не для самих детей и подростков, а для
родителей, учителей, так как они оставля­ют за собой право корректировать
поведение ребенка, фор­мировать у него так называемые «правильные» формы по­ведения.
Подросток часто не подозревает, что, общаясь со сверстниками и другими людьми,
он может заимствовать анормальные способы поведения тех же людей.

Проблема «нормы» и аномалий личностного
развития сво­дится, по утверждению В.А. Худика, исследовавшего данную проблему,
с одной стороны, к изучению особенностей усвоения ребенком определенных
жизненных нормативов, выдвигае­мых тем или иным социальным окружением, а с
другой — к анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствую­щей
субкультуры.

Подчеркивая важность определения понятия
«норма» в лич­ностном развитии, Л. Пожар считает, что это междисципли­нарная
проблема и решить ее с позиций только биологическо­го, либо узко
психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное
понятие следует рас­сматривать с точки зрения статистической, функциональной и
идеальной нормы.

Статистический аспект нормы. Нормальным
считает­ся такое состояние, которое находится в рамках средней величины
или*оговоренной меры распределения. Но ста­тистическую норму следует
воспринимать с известной сте­пенью осторожности. Например, если у индивида
интеллект выше, чем норма, это не означает, что он ненормальный, но с точки
зрения развития интеллекта он обнаруживает от­клонение от нормы. Иначе говоря,
не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологи­ческим.

Функциональный аспект нормы принимает во
внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной
нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а
индивид со своими собст­венными возможностями, способностями, потребностями. В
этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя
таким, какой он есть. В воспитательной работе с аномальными детьми мы должны
при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей са­мого
аномального ребенка или подростка, т. к. именно этот круг потенциально
возможных способностей является для не­го нормой, а все отклонения от этой
нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком
направ­лении идет отклонение. То есть функциональная норма явля­ется исходным
пунктом в работе с аномальными детьми и подростками.

Читайте также:  Условия для гармоничного развития ребенка

Идеальная норма — это оптимальный способ
существова­ния личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на
передний план выступают качественные, а не ко­личественные показатели.
Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в
данных об­щественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы
достигнуть нельзя, к ней можно только приблизить­ся. Однако отсутствие
стремления к какому-либо идеалу — это признак ненормальности. Вместе с тем
ненормальным яв­ляется и то, если у человека много противоречивых идеалов.

Рассмотренные доводы определения понятий
«норма» личностного развития — это лишь крайние полюса сложной проблемы. Между
этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и
патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отне­сены
вредные привычки, стереотипы поведения, эмоциональ­но-личностные реакции и
другие девиации поведения; акцен­туированные черты характера, которые
формируются у детей и подростков как в связи с социальной ситуацией развития,
так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.

Таким образом, для нормальной человеческой
психики ха­рактерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому
отклонение от среднестатистического варианта пове­дения не всегда говорит о той
или иной патологии. Например, некоторые гипертрофированные черты характера и
особенно­сти поведения могут проявляться в виде чудачества, но в оп­ределенных
условиях этот человек вполне может уживаться с другими людьми.

Представление о норме поведения может
изменяться в за­висимости от принадлежности человека к той или иной куль­туре,
религии, обществу и т. п. Нормальное человеческое поведение далеко не всегда
является продуктом хороню про­думанных планов. Значительно чаще поведение
зависит от конкретной ситуации и имеет преимущественно познаватель­ный и
эмоциональный характер, основанный на особенностях личности, ее интуиции, на
усвоенных штампах, образцах по­ведения. Все это определяет разнообразие нормы
человеческой личности и психики в различные периоды жизни под влия­нием разных
обстоятельств, а также болезней.

Однако задачи, стоящие перед социальной
реабилитацией, нуждаются в более четком определении границ нормального и
анормального развития личности. Прежде всего необходи­мо учитывать, что ребенок
с ограниченными возможностями индивидуален, неповторим, и модель нарушений его
лично­стного развития надо определять сугубо конкретно. В числе других
признаков, фиксирующих проявления нарушений в личностном развитии, можно
назвать:

— нарушения в мотивационной, эмоциональной и
волевой сферах, так как в них отражаются любые изменения в пси­хическом
развитии личности ребенка. Гармония или дисгар­мония названных сфер определяет
всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, межличностные взаимодей­ствия,
деятельность;

— нарушения в одной из сфер личности ребенка
оказыва­ют негативное действие на другие сферы, в результате может наблюдаться
либо замедление темпов развития, либо насту­пает деградация личности в целом;

— психические нарушения приводят к социальной
дезадап­тации ребенка. Ребенок замыкается в себе, сужается круг лиц, с которыми
он взаимодействует, нарушаются контакты с со­циальным окружением;

— психические нарушения оказываются барьером
на пути воспитательных воздействий, ребенок становится невоспри­имчив к ним;

—  наблюдаются нарушения в мыслительной
деятельно­сти, снижение интеллекта, “что при определенных условиях,
особенно при отторжении ребенка из среды сверстников, может способствовать
развитию негативных личностных качеств;

—  нарушения психики и личности часто приводит
к пси­хосоматическим заболеваниям;

— нормальные дети поддаются воспитанию, они
видят, как ведут себя взрослые или их сверстники и способны, подражая им,
достичь известного уровня социального приспособления. Дети с отклонениями в
личностном развитии испытывают трудности в вопросах самооценки и приспособления
к ркру-жающим их людям.

Источник

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо определить сущность понятия «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

Читайте также:  Роль педагога в развитии речи ребенка

§ когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

§ когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

§ когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Под дефектом (от лат. Defectus – недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л.С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:

§ первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;

§ вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом. В целом проблема социальной депривации характерна для всех видов отклонений физического и психического развития.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

§ пренатальные (до начала родовой деятельности);

§ натальные (в период родовой деятельности);

§ постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

§ биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);

§ генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);

§ соматические (невропатии);

§ социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда);

§ индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

§ ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия (Л.В. Кузнецова).

Источник