Понятие фактора в речевом развитии ребенка

Детская речь.

Факторы, влияющие на формирование правильной речи.

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер.

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков    передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушенной сказки.

Для проведения профилактических и психокоррекционных мероприятий по преодолению проблем речевого развития необходимо выделить факторы, положительно или отрицательно влияющие на речь дошкольников.

В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска» – различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.

Выделяют 2 большие группы факторов, влияющих на речевое развитие: биологические и социальные факторы риска, между которыми прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями. 

Внутриутробная (перинатальная) патология может быть обусловлена инфекционными и соматическими заболеваниями матери во время беременности, вирусными инфекциями, интоксикациями, токсикозами, приемом лекарственных препаратов, алкоголизмом и курением во время беременности, воздействием радиации а также многообразной акушерской патологией.

Ведущее место здесь занимают асфиксия и родовая травма, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, в том числе и речевых зонах коры головного мозга, что влечет за собой различные   нарушения речи коркового генеза.

Один из факторов речевых нарушений у детей – иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).

При алкоголизме родителей отмечены не резко выраженные нарушения слуха, что также неблагоприятно влияет на развитие речи ребенка. Небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих, но будет создавать сложности в овладении устной и письменной речью.

В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлениями общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушении активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении.  

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития. Токсикозы беременности,  недоношенность,  недлительная асфиксия в родах вызывают не резко выраженные минимальные мозговые дисфункции. Для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. В исследованиях последних лет показано различие развития правого и левого (речевого) полушария в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. Кроме того, именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).

Исследователи отмечают у леворуких детей асинхронное развитие некоторых функций: опережение развития эмоционально-мотивационной сферы и отставание в дифференциации механизмов психомоторики. Недоучет конституции психомоторики (а к ней относятся и речевые движения) может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких детей.

В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.

Социально-психологические факторы риска

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Л. С. Выготский, подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого  возрастного этапа.

При работе и общении с детьми следует учитывать критические периоды речевого развития, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже при воздействии незначительных неблагоприятных факторов.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года),  когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы, а рассогласованность приводит к изменению поведения ребенка, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, аутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.

Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются запинки.

Физиологические запинки проявляются в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов. Эти явления связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности речевого аппарата и обычно исчезают к 4—5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и в детском учреждении, нежелание посещать детский сад, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
  • неприятие со стороны матери (отца);
  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
  • воспитание в двух домах;
  • резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

Психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: аутизм, невротическое заикание.

Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения,  крик, сверхшумное окружение, оглушающее ребёнка, утомляющее его и мешающее ему четко воспринимать речь окружающих.

В настоящее время имеются достаточно определенные научные данные о влиянии типа воспитания в семье на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом.

Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического в том числе и речевого развития ребенка.

В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

Отрицательно влияет на ребенка непосильная речевая нагрузка, когда родители форсируют развитие речи детей настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи, речевые ошибки ещё более закрепляются и даже преумножаются, тускнеет интерес к речи. 

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

Для нервно-психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.

  1. Высокая пластичность мозга, то есть способность быстро и легко переключаться на новые замечания, преодолевать последствия их нарушений. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенства речи ребёнка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения, однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость детей).
  2. Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически, многократно повторяют их. Они рано осознают фонематические нормы и стараются овладеть ими.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.

Источник

Ольга Тумакова
Факторы развития речи

Факторы развития речи

– Развитие речи является основополагающим в обеспечении социального, интеллектуального и личностного развития человека (И. А. Зимняя)

– Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность (В. И. Яшина)

– Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС ДО).

Правильная речь – это:

– Правильное произношение звуков и слов;

– Правильное по смыслу употребление слов;

– Умение правильно изменять слова согласно грамматике.

– Оптимальное использование языка в условиях общения.

Факторы развития речи

Социальные : семейная среда (многодетная, неполная семья (мало внимания, пол ребенка – девочка более активна, особенности детско-родительских отношений, уровень образования родителей, общество сверстников, профилактика речевых нарушений.

Психологические: восприятие опыта и перестройка психических процессов: зрительные, слуховые, двигательные, потребность в речевой активности, деятельностный подход.

Физиологические: генетические факторы (речевые патологии взрослых, сформированность двигательного артикуляционного аппарата, развитость мозговых механизмов речи.

Принципы речевого развития

Развитие языкового чутья (освоение аналогий и закономерностей)

Взаимодействие с окружающими, обогащение речевого общения в интеграции различных видах деятельности (игровой, трудовой, бытовой, образовательной)

Обеспечение активной речевой практики

Взаимосвязь работы над различными сторонами речи, как целостность образования

Формирование элементарного осознания явлений языка (внутренняя система проявления речевого поведения)

Средства развития речи

Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда, речь воспитателя

Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности

Художественная литература

Виды искусства (изобразительный, музыкальный, театральный)

Общение взрослых и детей

Цель: налаживание отношений и достижение общего результата, формирование языковой способности ребенка, развитие объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений.

Условия – Присутствие взрослого

Формы: Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная

Культурная языковая среда, речь воспитателя

Цель: Формировать механизмы овладения родным языком, способствовать принятию правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, исправление ошибок

Требования к речи взрослого:

Содержательность

Точность, логичность

Соответствие возрасту детей

Лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность

Образность

Выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета

Соответствие слова воспитателя его делам.

Содержание невербальной речи

(жесты, мимика, пантомимические движения)

Помогают усвоению значений слов (круглый, большой)

Уточняют значение слов (веселый, грустный, ласковый)

Способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала

Приближают к обстановке общения (образовательной, естественной)

Выполняют социальную роль

Обучение родной речи и языку в образовательной деятельности

Цель: овладение речевыми навыками и умениями

Художественная литература

Цель: развитие образности речи, красоты родного языка, понимания языковых средств

Требования к художественной литературе:

доступная по содержанию, написана образным языком, без сложных грамматических форм, содержит разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь, имеет воспитательную ценность, имеет четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий

Работа над текстом в разных видах речевой деятельности:

чтение, слушание, беседа, рассказывание, пересказывание, заучивание поэтических строк, отгадывание персонажей, загадок.

Различные виды искусства

Цель: стимулировать усвоение языка, вызвать желание делиться впечатлениями, формирование связной речи, фонематического слуха

Взаимодействие с семьями

Цель: развитие всех речевых компонентов: словаря, грамматики, звуковой культуры, связной речи

Сотрудничество по организации досуговой, игровой деятельности.

Партнерство в исправлении речевых ошибок у детей

Просветительская, пропагандистская поддержка

Обеспечение активной речевой среды в доверительной обстановке

Консультации, папки – передвижки

Буклеты, памятки, стенгазеты, фотоколлажи

Совместная деятельность

Анкетирование

Выво

ды:[/b]

Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка со взрослым.

Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

Источник