Понятие дошкольная педагогика наука о развитии ребенка дошкольного возраста
Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука
Подходы к определению дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Признаки дошкольной педагогики как науки.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Методологическая платформа как наука.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
Источник
Определение 1
Дошкольная педагогика – это самостоятельная наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения ребенка от момента его рождения и до поступления в школу.
Краткая история становления и развития дошкольной педагогики
Возникновение дошкольной педагогики, как самостоятельной науки, связано с именем чешского философа и педагога Я.А. Коменского, которым была создана первая система дошкольного воспитания. Именно Коменский впервые указал, что в процессе воспитания большую роль играет учет возрастных особенностей. С этой целью им была разработана возрастная периодизация, включающая в себя четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость.
Я.А. Коменским была разработана и предложена специальная программа по подготовке детей к систематическому обучению в школе. Данная программа включала в себя начальные знания из всех областей наук, которые и являются фундаментом последующего учебного обучения. Получение знаний в рамках программы осуществлялось «от простого к сложному».
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Продолжение развития дошкольной педагогики как науки нашло свое отражение в трудах последователей Я.А. Коменского: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, Дж. Локк и т.д. В своих работах они значительно продвинули решение теоретических и практических вопросов воспитания и обучения.
Среди отечественных ученых и педагогов большой вклад в развитие дошкольной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и т.д.
Мировая слава отечественной педагогики обусловлена уникальными идеями, концепциями и теориями, которые были разработаны К. Д. Ушинским. Именно им была разработана психолого-педагогическая концепция развития личности, а уже на ее основании предложена теория воспитания и обучения. Наибольшее значение в воспитании и развитии дошкольников К.Д. Ушинский видел в развитии у детей речи и их умственном развитии. Такие работы Ушинского как «Родное слово» и «Детский мир», являются актуальными и востребованными в настоящее время.
В XIX веке дошкольная педагогика продолжает успешно развиваться в качестве самостоятельной дисциплины. В ХХ веке дошкольная педагогика занимается рассмотрением широкого круга вопросов, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. Большой вклад в исследование данных вопросов внесли такие педагоги и ученые как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и В.А. Сухомлинский.
А.С. Макаренко была разработана и апробирована на практике уникальная теория воспитания ребенка в коллективе, а также рассмотрены вопросы значимости семейного воспитания в становлении личности детей.
Методологические аспекты дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика направлена на изучение:
Процесса воспитания и обучения, его ведущих целей и задач, наполнения содержания, основных форм, методов и средств реализации.
Влияние процесса воспитания на развитие ребенка и качество формирования его личности.
Основные понятия дошкольной педагогики «вытекают» из возложенных на нее функций:
- Описательно-прикладная функция – направлена на научное описание наиболее перспективных и успешных программ, технологий и моделей педагогического процесса.
- Прогностическая функция – осуществляет научный прогноз по дальнейшему развитию и совершенствованию процесса образования в ДОУ.
- Творчески-преобразовательная функция – предусматривает обязательный учет и опору на научные исследования, проводимые в сфере воспитания детей дошкольного возраста.
Объект дошкольной педагогики – явления, которые напрямую оказывают влияние на развитие личности ребенка.
Предмет дошкольной педагогики – образование, представляющее собой целостный педагогический процесс, организуемый целенаправленно в рамках конкретного института (семья, ДОУ и т.д.).
Задачи дошкольной педагогики:
- Решение теоретических задач воспитания детей дошкольного возраста.
- Реализация процесса воспитания в соответствии с возрастными закономерностями развития.
- Осуществление исследования и обобщения педагогической практики и опыта реализованной педагогической деятельности.
- Прогнозирование дальнейшего развития дошкольной педагогики как самостоятельной науки.
Замечание 1
Дошкольная педагогика оперирует достаточно широким спектром понятий, основу которого составляют: воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, детство, образование.
Некоторые основные понятия дошкольной педагогики
Воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс, направленный на осуществление активной деятельности, стимулирующей всестороннее и полноценное формирование личности и овладение ее общественного опыта.
Развитие – это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности, осуществляемый на основании наследуемых или приобретенных в процессе жизнедеятельность свойств.
Обучение – это целенаправленный и организованный двусторонний процесс по передаче и усвоению конкретных знаний, умений и навыков, а также развития познавательной активности детей.
Формирование – это процесс развития личности, осуществляемый под влиянием определенных внешних воздействий, таких как воспитание, обучение, социальная среда и т.п.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагога на воспитанников, которое реализуется в конкретных временных рамках и в условиях определенной воспитательной системы, направленное на достижение образовательной цели и призванное привести к личностным изменениям индивида.
Предметно-развивающая среда – это определенная совокупность социально-культурных, природных и предметных средств, направленных на удовлетворение потребностей ближайшего, перспективного и актуального развития ребенка.
Предметно-развивающая среда предусматривает становление и последующее развитие творческих способностей детей, посредством разнообразных видов деятельности. Кроме развивающего влияния, предметно-развивающая среда призвана оказывать на ребенка релаксирующее воздействие.
Знания – это научные факты, понятия и т.д., которые ребенок усваивает в виде определенной информации.
Умения – это сформированные и развитие педагогом действия, направленные на применение полученных знаний непосредственно в практической деятельности.
Навыки – это доведенные до автоматизма определенные действия, путем многократного выполнения специальных упражнений (чтение, письмо и т.д.).
Источник
Замечание 1
Дошкольная педагогика рассматривается как одна из отраслей общей педагогики. В качестве самостоятельной науки дошкольной педагогики она была выделена только в XIX веке.
Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Определение 1
Объект дошкольной педагогики – ребенок с момента рождения до поступления в школу.
Данный период значительно отличается от других, так как именно в это время формируются понятия, которые закладываются для последующего существования человека.
Определение 2
Дошкольная педагогика – научная дисциплина, носящая прикладной и теоретический характер.
Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая – обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.
Педагогика дошкольного возраста обладает понятийным аппаратом, которым оперирует. Сюда входят факты, обучение, игровая деятельность и другие понятия.
Предмет дошкольной педагогики – это:
- средства;
- содержания;
- методы.
Задачи дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики обладают теоретическим и практическим характером. Теоретические рассматривают специфику восприятия детьми различных методов воздействия, которые определяются учеными, исследователями при помощи анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей учителей.
Суть прикладных задач:
- корректировка содержания и методов дошкольного воспитания, обучения;
- изучение мирового передового опыта в педагогике;
- распределение программы учебного процесса;
- изучение содержания, методов подготовки профессионалов.
Прикладные задачи решаются работниками образования.
Методология в дошкольной педагогике
Дошкольная методика – это социальная дисциплина со специфической методологией:
- развитие и формирование ребенка как личности под влиянием окружающей среды и воздействия окружающих;
- социально детерминированное развитие ребенка;
- наследственность ребенка в качестве важной роли в развитии ребенка;
- наличие общественных, исторических, классовых особенностей;
- воспитание и обучение в процессе деятельности.
Принципы дошкольной педагогики
Принципы педагогики для дошкольников имеют связь с ее методологической основой:
- воспитание в процессе различной деятельности: трудовой и игровой;
- связь содержания воспитания с социальной действительностью;
- всесторонне воспитание и его единство;
- единство в общественном и семейном воспитании;
- учитывание возрастных и индивидуальных особенностей.
Методы дошкольной педагогики как науки
Методы для помощи в изучении для детей:
- наблюдение;
- формирование педагогических ситуаций;
- эксперимент;
- беседа;
- опрос;
- анкетирование родителей;
- тестирование.
Определение 3
Методы обучения – система поэтапных взаимосвязанных способов работы педагога с детьми, направленных на достижение поставленных задач.
Выбор метода обучения характеризуется целью и содержанием учебного процесса, что является предметом школьной педагогики:
- визуальный;
- практический в виде упражнений или экспериментальных работ;
- игровой;
- словесный.
Связь предметов дошкольной педагогики как науки – это правильная комбинация средств, актуальности содержания и приемлемости выбранных методов. Задача воспитателя – четкая их дозировка в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Источник