Понятие диссоциации в психическом развитии ребенка
В системе негативных изменений психики, входящих в структуру шизофренического дефекта и создающих его своеобразие, одно из центральных мест занимает аутизм, суть которого, по определению Э. Блейлера [172], впервые использовавшего этот термин, заключается в отрыве больного от реальности и погружении в мир внутренних переживаний. На уровне психологического анализа аутизм рассматривается нами как. патология личности со стороны одного из ее наиболее значимых качеств — социальной направленности, что проявляется в первую очередь в нарушении общения. Направленность является центральным интегративным качеством личности, ее ядром и включает в себя целостную систему установок, ценностных ориентации, интересов, жизненных позиций по отношению к труду, другим людям, обществу в целом. Личностная направленность формируется на основе системы потребностей, которые существенно определяют постижение человеком действительности. В этой системе одно из главных мест занимает потребность в общении, порождающая специфическую активность человека в установлении контактов с другими людьми, в ориентации на других людей, формирующая социальную направленность личности. Нарушения общения и социальной направленности личности рассматриваются нами как существенные составляющие психологического синдрома шизофренического дефекта.
С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, первоначально организуемого взрослыми, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность. Он учится правильно действовать в предметном и социальном мире в соответствии с выработанными в обществе формами и способами предметных операций, в соответствии с нормами и эталонами поведения, принятыми в данной конкретной социальной среде, к которой он принадлежит. Общение становится основным условием, без которого невозможно познание человеком действительности, формирование у него эмоционального отклика на эту действительность и адекватного поведения, основанного- на таком познании и эмоциональном отношении.
Решающее значение для развития ребенка имеет переход от индивидуальных форм взаимодействия со взрослыми и ближайшим социальным окружением к широким общественно-коллективным формам взаимоотношений. Освоение ребенком правил коллективного поведения вырабатывает у него сознание необходимости действовать сообразно этим правилам, оценивать собственное поведение с точки зрения принятых нормативов поведения. Ребенок включается в общественные отношения и взаимосвязи, порождающие определенные отношения к коллективу, труду, обществу и к самому себе. Возникшие из системы действительных взаимоотношений людей, собственные внутренние отношения личности превращаются в те или иные волевые качества, привязанности, вкусы, привычки, стиль внутренней жизни человека. Этот стиль связан с развитием рефлексивных свойств личности, ее самосознания, которое формируется из опыта взаимоотношений с другими людьми. Коммуникативные черты характера важны не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познать самого себя. Из опыта взаимоотношений с другими людьми создается объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе [5].
При анализе психологической сущности аутизма исходным явилось предположение о ведущей роли в его детерминации снижения потребности в общении. Потребностно-мотивационные и – эмоциональные характеристики личности, в отличие, например, от характеристик познавательных процессов, представляют ту область, которая с трудом поддается экспериментальному изучению. Об этих личностных особенностях скорее можно составить представление из анализа жизненного пути человека и из непосредственных наблюдений за его поведением, что, в частности, составляет важную часть клинического метода исследования. В литературе имеются прекрасные образцы такого клинического описания аутистических личностей. X. Аспергер [168] особо подчеркивает недостаточность чувства душевности у аутистов. Содержанием этой психической характеристики являются установление отношений с другими людьми, способность принимать участие в других, сочувствовать им. Л. Каннер [197] отмечал своеобразную неспособность этих лиц к аффективным контактам. Г. Е. Сухарева [144] и Т. П. Симеон [131] более определенно связывали проявления аутизма со снижением потребности в общении.
В пользу предположения о ведущей роли потребностно-побудительного компонента в патологии общения у лиц шизофренического круга говорят также данные исследований дизонтогенеза младенческого возраста у детей с генетически обусловленным повышенным риском заболевания шизофренией. Среди отклонений развития, свойственных этим детям, отмечается целый ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются плохой сон, двигательная пассивность либо чрезмерная возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальности реакций: их отсутствие на грубый дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, ласку, купание, на тихие звуки и т. д. Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдаются нивелированность эмоционально-волевых реакций, слабость коммуникативных связей. Отмечаются особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление близких [184; 37; 10].
Сходные отклонения психического развития в младенческом возрасте отмечали родители наблюдаемых нами детей (70 человек), находившихся в дневном полустационаре ИК. П ВНЦПЗ АМН СССР, у всех был диагностирован ранний детский аутизм шизофренического генеза [28].
Еще с младенческого возраста у исследованных нами детей отсутствовало инициативное поведение, выражающееся в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением, позднее — привлечь внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в деловой контакт. Все эти проявления активности обычно выступают как выражение определенной потребности и зарождающегося произвольного поведения, поскольку потребность порождает соответствующую активность, направленную на ее удовлетворение.
Отсутствие инициативы в общении прежде всего свидетельствует о дефиците соответствующей потребности. Среди фактов недостаточности эмоциональных реакций на появление матери и близких, слабой выраженности «комплекса оживления» и гуления обращают на себя внимание отдельные случаи симбиотической связи ребенка с матерью, когда потребность в присутствии матери приобретала характер гипертрофированной витальной потребности. Это сочеталось с отсутствием желания установить контакт с другими людьми. В последующем развитии детей-аутистов это проявляется в отношениях со сверстниками: они не стремятся вступить в контакт с другими детьми, организовать с ними игру, избегают их, предпочитают играть в одиночестве. В лучшем случае вступают в контакт и включаются в игру по инициативе других. По свидетельству родителей и нашим наблюдениям, дети-аутисты не склонны задавать вопросы, чтобы получить на них ответы: их вопросы стереотипны, и они, как правило, знают на них ответы. Они не склонны рассказывать, что происходит в полустационаре, где они провели целый день, отвечают лишь на отдельные вопросы родителей, не стремятся получить оценку своей деятельности или поведения. При этом большинство детей этой группы более отзывчивы на похвалу, чем на порицание. Можно предположить, что порицание всегда требует изменения поведения ребенка, а поощрение подкрепляет и одобряет предыдущие действия, не требуя от него проявления активности.
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию. Обращения за помощью к старшему, воспитателю чрезмерно редки. Еще более редки жалобы-заявления о нарушении правил внутреннего распорядка или игры другими детьми. Специально проведенные психологические исследования [36] показали, что жалобы дошкольников лишь в редких случаях следует рассматривать как проявление ябедничества. Мотивы таких заявлений большей частью продиктованы не желанием сделать товарищу неприятное, а стремлением как-то закрепить, уточнить только что усвоенное правило. Освоив его в какой-то мере, ребенок уже не может спокойно относиться к его нарушению. Ограниченность или отсутствие таких жалоб-заявлений у дошкольников может свидетельствовать о недостаточной потребности (и соответственно активности) в освоении правил поведения в широком смысле. Дефицит активности особенно проявляется у детей-аутистов в отношении правил взаимоотношений, освоение которых представляет гораздо более трудную задачу, чем бытовых правил, прежде всего потому, что оно требует умений встать на точку зрения другого.
Выполнение даже самых элементарных правил взаимоотношений требует большой волевой выдержки и, следовательно, внутренней активности ребенка для преодоления импульсивных реакций, порождаемых конфликтом. Признание права за другими является самым сложным для детей при освоении правил взаимоотношений. С особыми трудностями постижения и выполнения детьми-аутистами этих правил часто связаны непреодолимые препятствия, возникающие при попытке ввести их в детский коллектив.
Исследованные нами дети с ранним детским аутизмом различались по своим возможностям включения в деятельность, специально организованную взрослым. В зависимости от возможности такого включения они были отнесены к разным группам, различающимся по уровню общения.
Одну из них составили дети, характеризующиеся достаточно высоким уровнем реактивного общения при дефиците общения инициативного. У них был диагностирован ранний детский аутизм конституционального и постпроцессуального генеза при благоприятном течении шизофрении. Для них была характерна особая форма психического развития — дизонтогенез искаженного типа [144; 166], который проявляется в ускоренном формировании одних сторон психики при отставании других ее сторон.
Учитывая определяющую роль общения в психическом развитии ребенка [80], мы полагаем, что патология общения, ее глубина могут во многом определить характер дизонтогенеза.
Рассмотрение общения как одного из ведущих факторов в психическом развитии ребенка позволяет предположить, что снижение его потребностного компонента и связанного с этим дефицита в первую очередь активного, инициативного общения значительно тормозит развитие психики в ряде важных его аспектов. Вместе с тем относительная сохранность реактивных форм общения, возможность ребенка включаться в специально организованные виды деятельности способствуют относительно благоприятному развитию прежде всего тех сторон психики, формирование которых существенно не опосредовано активным общением.
Характерными с этой точки зрения оказываются особенности речевого развития таких детей. Все они хорошо понимали обращенную к ним речь, выполняли все словесные инструкции. По данным экспериментально-психологического и логопедического исследований, их словарный запас был достаточным, не наблюдалось грубых нарушений грамматического строя речи. Вместе с тем у детей этой группы при хорошем словарном запасе отмечались бедность спонтанной речи, часто грубые нарушения звукопроизношения, которые с возрастом могли быть «справлены логопедом. Явно страдала выразительность речи: отсутствовали интонации, эмоциональная окраска, иногда ребенок говорил слишком тихо, как бы бормотал про себя, либо слишком быстро и непонятно, не сопровождая свою речь выразительной мимикой и не глядя на собеседника. Таким образом, у исследованных детей в первую очередь страдали формы активной речи: спонтанность, артикуляция, выразительность, они не старались донести свою речь до собеседника, сделать ее понятной, не стремились по собственной инициативе что-либо рассказать. Страдала в первую очередь коммуникативная функция речи, обращенная речь.
Усвоение языка (пассивная речь) развивалось нормально, а иногда с опережением. Мы полагаем, что такая диссоциация речевого развития с недостаточностью активных форм речевого воздействия при хорошем пассивном словаре существенно связана с дефицитом активного общения, обусловленного снижением его потребностно-мотивационного компонента.
Следует отметить, что существует и другая точка зрения на природу аутизма. В частности, в качестве причины аутизма полагается недостаточность развития средств общения. Так, например, В. Е. Каган [56] определяет аутизм как психопатологический синдром, проявляющийся в недостаточности общения. Синдром создается на основе нарушения первичных структур, к которым относятся «предпосылки общения», что формирует, по мнению автора, способность к адекватному восприятию и переработке информации, развитие выразительных средств общения, взаимопонимания и возможности адекватного планирования и гибкого варьирования поведения.
К предпосылкам общения в первую очередь следует отнести потребность в установлении эмоциональных контактов с другими людьми, которая на ранних этапах развития ребенка проявляется в комплексе оживления при появлении близких. Отсутствие этого комплекса свидетельствует о существовании дефицита соответствующей потребности. Это затрудняет развитие других сторон психики, необходимых для общения: социально-перцептивных способностей (восприятие мимики, жестов, поз других людей), развитие выразительных движений и т. д., т. е. средств общения.
Развитие средств общения вторично по отношению к потребностно-мотивационным характеристикам. В дальнейшем, действительно, недостаточность средств общения не может не оказывать обратного влияния на формирование мотивации общения, снижая ее, что в свою очередь тормозит развитие средств общения, т. е. они взаимообусловливают друг друга. В данном случае речь идет об исходной детерминации патологии общения, в которой ведущая роль, как мы полагаем, принадлежит снижению потребности в общении. Так, например, факты нарушения эмоционального общения ребенка со взрослым в доречевом периоде онтогенеза не позволяют рассматривать речевую патологию (как средство общения) в качестве первичной причины дефицита общения.
Признание в качестве ведущих в синдроме раннего детского аутизма нарушений средств общения часто связано с синдромальным, вненозологическим подходом к его изучению [228]. Однако для многих отечественных психиатров характерен нозологический подход к проблемам раннего детского аутизма [145; 28]. Как отмечает М. Ш. Вроно, аутизм — понятие неоднозначное, он может быть обусловлен различными заболеваниями: шизофренией, органическими поражениями ЦНС, патологической конституцией (психопатией) и другими врожденными аномалиями и т. д. «По нашим наблюдениям,— пишет автор,— чаще всего он связан все же с шизофренией или, по крайней мере, с наследственным предрасположением к шизофрении» [27. С. 8].
Подчеркивая ведущую роль дефицита потребности в общении в картине аутизма, мы имеем в виду лишь определенный его вариант, обусловленный шизофренической патологией. Такой недостаточностью определяются, на наш взгляд, специфичность именно этого вида аутизма и отличие от других его разновидностей, например от аутизма органического генеза, определяемого прежде всего нарушением средств общения. Ведь если бы нарушение речевого общения было обусловлено слабым развитием языковых способностей, способностей к речевым обобщениям, это в первую очередь сказалось бы на усвоении языка, его грамматических форм, словарном запасе. У наблюдаемых нами детей все эти стороны речи развивались нормально, а у некоторых из них — даже с опережением. Страдали лишь активная речь и ее выразительные средства.
Обнаружение черт диссоциации психического развития имело принципиальное значение в определении специфического для шизофренической патологии своеобразного «искаженного типа дизонтогенеза» [144; 131; 166]. В настоящее время все исследователи, имеющие дело с шизофренической патологией, постоянно подчеркивают эту ее особенность. Вместе с тем, как это было уже указано выше, имеется большое многообразие точек зрения на природу и сущность нарушений психики при шизофрении. Противоречивость этих воззрений во многом можно объяснить недостаточным вниманием к изучению генеза этой патологии. Как ни парадоксально, среди достаточно многочисленных экспериментально-психологических исследований, направленных на анализ дизонтогенеза при шизофрении, нет ни одного систематического исследования, проведенного в возрастном аспекте, не делалось попыток проследить становление этой патологии на разных возрастных этапах. Необходимостью такого изучения и было продиктовано исследование особенностей познавательной деятельности у детей, больных шизофренией, проведенное в онтогенетическом плане.
Источник
Понятие
Диссоциация — психологический механизм, заключающийся в стремлении человека воспринимать ситуацию так, будто она происходит не с ним, а с кем-то другим.
Мозг диссоциирует, защищая психику от сильных эмоциональных потрясений.
Сами потрясения могут быть как негативными (пережитая травма, неприятные воспоминания), так и позитивными (чересчур сильные положительные эмоции, вызывающие дистресс и истощение).
Диссоциация защищает нас от ударов по психике, т.к. появляется уверенность в том, что мы отсутствуем в данной ситуации. Разум разделяет и редактирует воспоминания. Оригинальные мыслеобразы остаются в подсознании и могут всплыть в памяти, если сработает определенная ассоциация.
В повседневной жизни диссоциация может быть полезна и проявляться в обыденных ситуациях. К примеру, если нужно оценить свой наряд или поведение со стороны.
В XIX веке французский психолог Пьер Жане ввел термин «диссоциация» (от латинского dissociatio — «разъединение, разделение»), обнаружив, что часть идей человека может существовать вне его сознания. Однако эта идея может быть возвращена в сознание с помощью гипноза.
О диссоциации, как о механизме защиты психики в этом ролике:
Какие идеи рассматривает когнитивная психология? Узнайте об этом из нашей статьи.
Примеры
Есть множество примеров диссоциации у человека, от нормы до патологий. Наиболее ярким является пример множественного (диссоциативного) расстройства личности, или по-простому раздвоения личности.
В этом случае при переживании травматического опыта мозг создает «вторую личность», цель которой как раз состоит в принятии на себя этого самого опыта (чтобы «основная личность» оставалась в безопасности).
Одно из проявлений «нормальной» диссоциации — искажение неприятных фрагментов воспоминаний, внушение самому себе, что ситуация не имела к вам отношения (происходила не с вами) и т.д.
В норме
Диссоциацией в норме (или другими словами адаптивной) считается первая реакция человека на стресс или сильное эмоциональное потрясение.
Когда ситуация требует собранности и надо «взять себя в руки», к чему человек может оказаться не готов, мозг диссоциирует.
Таким образом человеку предоставляется возможность временно отстраниться от эмоций, оценить собственные действия со стороны и принять рациональное решение.
Этот механизм полезен в некоторых случаях. Однако слишком частое использование диссоциации несет негативные последствия (в основном сказывается на отношениях человека с обществом).
Так, люди с повышенной чувствительностью диссоциируют в любых ситуациях, требующих эмоционального вовлечения. В связи с этим им часто трудно наладить отношения с другими людьми.
Постоянная диссоциация понижает эмпатию, пропадает способность оценивать эмоциональную сторону происходящего. Это, в свою очередь, ведет к изоляции, замкнутости индивида.
К постоянным диссоциациям склонны в основном люди, пережившие насилие или травмы в детстве, когда психика особо восприимчива.
Список книг по когнитивно-поведенческой терапии вы найдете на нашем сайте.
Патологическая
При постоянных диссоциациях нарушается психическое здоровье человека.
Могут развиться расстройства из разряда диссоциативных.
Согласно исследованиям, у 98% людей они развиваются в первые годы жизни или в юном возрасте.
Ребенок диссоциирует, когда испытывает болезненное переживание. Вернуть его в нормальное состояние может эмоциональный контакт с одним из родителей (обычно матерью). Если он не получает должной заботы, временная диссоциация превращается в постоянную.
Перетечет это в психическое расстройство или нет, зависит от конкретного человека: имеет ли он природную предрасположенность к расстройствам, высока ли чувствительность, как долго длился травматичный опыт и пр.
Как справиться с диссоциацией при помощи простукивания? Метод эмоциональной свободы:
О стадиях когнитивного развития ребенка читайте .
Виды диссоциативных отклонений
Диагнозы, входящие в МКБ-10:
- Диссоциативная амнезия (F44). Расстройство, при котором пациент теряет воспоминания о тех или иных фрагментах жизни (как правило, неприятных). При этом сохраняется способность воспринимать новую информацию. Степень тяжести варьируется от легкой (потеря некоторых воспоминаний) до тяжелой (глубокая амнезия). Потеря памяти обычно внезапная, и пациент ее осознает, сознание при этом не нарушается.
- Диссоциативная фуга (F44.1). Происходит от латинского «fuga» — «бегство». Больной целенаправленно переезжает в новое место и теряет все воспоминания о прошлой жизни, в том числе забывает свою биографию и имя. Он может придумать новые, найти другую работу и при этом не знать, что он болен. Причиной диссоциативной фуги может стать серьезная травма, пережитая человеком, или тяжелая жизненная ситуация. Таким образом мозг создает защиту, отключается от проблем.
- Состояние транса и одержимости (F44.3). Состояние транса — связь сознательного и бессознательного состояния, сопровождается активностью определенных мозговых волн (в особенности бета). Когда человек впадает в транс целенаправленно, это называется медитацией; в остальных случаях причастно к диссоциативным психическим расстройствам. Одержимость — полное подчинение воли человека какому-то желанию или мысли (одержимость идеей). С точки зрения науки, связано с самовнушением. В обоих случаях в МКБ-10 расстройства классифицируются как «потеря себя как личности».
Также: диссоциативные двигательные расстройства, конвульсии, потеря чувственного восприятия, деперсонализация личности и пр.
- Диссоциативное расстройство идентичности (F44.81). Мало распространенное расстройство, при котором личность человека разделяется на две или несколько (появляются так называемые субличности). Между личностями происходят переключения, то есть в определенные моменты они заменяют друг друга в сознании. При этом они могут быть разного пола и возраста, расы, характера, уровня интеллекта и пр. Как правило одна из личностей не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая.
Является самым крайним проявлением диссоциации. Возникает как правило в раннем детстве из-за пережитого насилия, сильных стрессов.
Симптомами сочетает в себе диссоциативную амнезию, фугу, деперсонализацию и т.д. Долгое время существование данного расстройства ставилось под сомнение.
Обычно диссоциативная фуга длится несколько часов или месяцев, и после ее окончания больной вспоминает прошлую жизнь, но забывает все, что было во время фуги.
Диссоциативное расстройство — раздвоение личности. О причинах и способах лечения в этом видео:
Связь ассоциации и диссоциации
Помимо диссоциации существует также ассоциация. Это разные типы восприятия ситуаций.
Если в случае диссоциации подразумевается «отключаюсь, смотрю чужими глазами», то при ассоциации наоборот — «максимально включаюсь в ситуацию».
Ассоциация позволяет нам быть в ситуации, ощущать ее как бы изнутри, непосредственно участвовать. Диссоциация позволяет отстраниться, наблюдать со стороны.
Ассоциация — «мои действия», диссоциация — «моя оценка собственных действий».
Мы уже говорили, что диссоциация позволяет нам смягчить восприятие неприятных ситуаций. Ассоциация же наоборот открывает нам доступ к эмоциям, переживаемым внутри ситуации.
Мы ассоциируем, когда вспоминаем приятные фрагменты, в которых мы участвовали (воспоминание о Дне рождения, поездке куда-либо и т.д.).
Ассоциация отчасти связана с эмпатией. Благодаря ней мы можем ассоциировать себя с другим человеком, понимать его мотивы, намерения действий. Это происходит, например, когда мы плачем над грустным эпизодом фильма или пародируем другого человека.
Оба этих восприятия полезны в легкой форме и редких проявлениях.
В заключение можно сказать, что умеренно диссоциировать — это нормально и в какой-то степени даже полезно. Но при появлении симптомов расстройств или в случае постоянных диссоциаций следует немедленно обратиться к психиатру.
Тест на когнитивные способности мозга есть .
Ассоциация-диссоциация. Как избавиться от негативных переживаний? Узнайте из видео:
Наша интересная группа Вконтакте:
Описание
Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.
Как адаптивный процесс
Диссоциация в норме — реакция на психологическую травму, на сильное негативное переживание в условиях, требующих эмоциональной собранности и контроля над собственными действиями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом.
Как защитный механизм
Хотя адаптивная функция диссоциации сама по себе является защитной, этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.
Диссоциативные расстройства
Диссоциативное расстройство идентичности
Причиной развития является интенсивное или длительное психотравмирующее воздействие в детском возрасте. Критическими факторами выступают: раннее нарушение привязанности (отсутствие контакта с матерью в возрасте до 2 лет), насилие, заброшенность и игнорирование ребенка. Диссоциативное расстройство проявляется наличием нескольких личностей в одном человеке. Личности могут быть разного пола, возраста и национальности, каждая имеет свою историю. Переход от одной субличности к другой осуществляется внезапно, каждая субличность не знает о существовании остальных и не представляет, что происходило за время ее «отсутствия».
Основной целью лечения диссоциативного расстройства является объединение разных личностей – такой подход позволяет обеспечить нормальное существование больного, его безопасность и интеграцию в общество. Используются различные психотерапевтические методики, в том числе – когнитивная психотерапия, гипноз, психодинамическая терапия, семейная психотерапия. При сопутствующих депрессивных расстройствах и выраженной тревоге назначают антидепрессанты. Диссоциативное расстройство идентичности требует длительной терапии. В литературе описаны случаи успешной интеграции даже при большом количестве субличностей, однако, многое определяется возрастом больного, его способностью и готовностью переносить стрессы, связанные с объединением «альтер эго», и другими факторами.
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная амнезия – достаточно распространенное расстройство. Представляет собой частичную или полную потерю памяти на события, вызвавшие тяжелый психологический стресс. При этом больной находится в сознании, признает амнезию, ориентируется в собственной личности и сохраняет воспоминания о других событиях. Эта форма диссоциативного расстройства чаще выявляется у молодых женщин, пострадавших во время стихийного бедствия либо находившихся на территории военных действий. Кратковременные эпизоды диссоциативной амнезии нередко возникают при потере близких и других трагических событиях.
Лечение – создание благоприятной психологической атмосферы, психотерапия, в некоторых случаях в сочетании с лекарственной терапией. Утраченные воспоминания можно восстановить с помощью гипноза, однако, иногда они могут вызвать ухудшение состояния пациента с диссоциативным расстройством, поэтому решение о необходимости применения данной методики принимают индивидуально. Для выработки более адаптивных способов реагирования на психотравмирующие ситуации применяют когнитивно-поведенческую терапию и психодинамическую терапию, для облегчения контакта больного со своими чувствами и безопасного выражения переживаний используют различные виды креативной психотерапии. Прогноз благоприятный, обычно наблюдается полное выздоровление.
Диссоциативная фуга
Диссоциативная фуга – диссоциативное расстройство, при котором больные внезапно покидают дом, утрачивая воспоминания о своей прежней личности. Одни пациенты находятся в растерянности, другие создают новую личность, порой – весьма правдоподобную. Появление новой личности сопровождается изменением поведения. При продолжительной диссоциативной фуге больные могут устраиваться на работу по другой специальности и создавать новые семьи. В последующем прежняя личность возвращается, и пациент, страдающий диссоциативным расстройством, обнаруживает себя в незнакомом месте с новой, неизвестной ему жизнью. Воспоминания о существовании в период фуги утрачиваются.
Как правило, психиатры и психотерапевты работают с больными, уже пережившими возвращение к прежней личности, поскольку в период фуги больных ничто не беспокоит, и они не обращаются к специалистам. Лечение диссоциативного расстройства – помощь в переработке травмирующей ситуации, спровоцировавшей фугу. При продолжительной фуге может потребоваться помощь в адаптации к прежней жизни, поскольку многие пациенты тяжело переносят перемены, произошедшие за время их отсутствия. Прогноз благоприятный, обычно наблюдается полное выздоровление.
Деперсонализационное расстройство
Деперсонализация – диссоциативное расстройство, проявляющееся ощущением чуждости собственного тела или собственных психических процессов. Может быть периодическим или постоянным, сопровождаться эффектами искажения пространства и времени, восприятием себя, как робота или как человека, живущего в сновидениях. Пациент как будто не живет, а наблюдает за своей жизнью со стороны, не имея возможности ей управлять. Деперсонализация нередко сочетается с дереализацией – ощущением нереальности окружающего мира.
Различают деперсонализацию при различных психических расстройствах (шизофрении, депрессии, биполярном аффективном расстройстве, паническом расстройстве) и синдром деперсонализации-дереализации, как самостоятельное диссоциативное расстройство, обусловленное непереносимым стрессом. Причиной развития данного синдрома могут стать стихийные бедствия, аварии, насилие, жесткое обращение в детстве и пр. Установлено, что все виды деперсонализации связаны с повышенным уровнем тревоги, поэтому при лечении этого расстройства используют транквилизаторы и антидепрессанты. Прогноз при синдроме деперсонализации-дереализации благоприятный, при симптоматических деперсонализациях состояние определяется течением основного заболевания.
Транс и одержимость
Транс и одержимость – диссоциативные расстройства, сопровождающиеся временным изменением сознания, снижением способности осознавать собственную личность и происходящие события. Возникают у медиумов и служителей некоторых культов. В повседневной жизни могут наблюдаться у водителей, летчиков и представителей других профессий, связанных с длительным монотонным напряжением в сочетании с высокими скоростями и однообразием визуальных ощущений. Трансовые состояния могут становиться причиной авиакатастроф и автомобильных аварий.
При трансовых диссоциативных расстройствах, обусловленных проведением религиозных и оккультных ритуалов, может потребоваться психотерапевтическое лечение (гештальт-терапия, психоанализ, рациональная психотерапия) на фоне приема транквилизаторов. При трансах, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, основную роль играют профилактические меры: регулярный отдых (в случае, если остановка невозможна – замена управления транспортным средством другим водителем либо пилотом), остановки в пути и кратковременный сон.
Другие диссоциативные расстройства
Диссоциативными конвульсиями называют псевдоприпадки, которые довольно точно могут имитировать припадки при эпилепсии, но не сопровождаются полной потерей сознания, непроизвольным мочеиспусканием и прикусыванием языка. Диссоциативные расстройства движений и ощущений представляют собой временные выпадения чувствительности или нарушения движений. Диссоциативный ступор проявляется временной полной или почти полной неподвижностью и отсутствием реакции на внешние раздражители при сохранении сознания. Лечение всех перечисленных диссоциативных расстройств – психотерапия, иногда в сочетании с лекарственной терапией.
F44.9 и F48.9
300.15 и 300.9
Диссоциати́вные расстро́йства (лат. dissociare «отделяться от общности») — группа психогенных психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций — сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осозна?