Помощь в развитии слепого ребенка

Помощь в развитии слепого ребенка thumbnail

Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).

Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)

Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.

К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.

От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.

Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.

С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…

Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…

Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю

Источник

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия. Предыдущие выпуски

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

    В чем особенности методики Ремажевской? Если описывать очень упрощенно и кратко, она зиждется на «пяти китах»:
  • Раннее развитие остаточного зрения, слуха, двигательного восприятия, мелкой моторики рук. Ведь 90% информации об окружающем мире обычный человек получает благодаря зрению. А слепой всего этого лишен – поэтому ему приходится компенсировать сенсорный голод в первую очередь тактильной чувствительностью. Недаром такие люди даже читают пальцами – благодаря азбуке Брайля. Важно заметить: часто слепые дети не любят мягких игрушек, из-за своей бесформенности те для них малоинформативны. Вместо этого таким ребятишкам лучше дарить игрушки твердые – можно деревянные, с помощью которых гораздо легче осваивать формы окружающего мира.
  • Ранее приобщение к бытовому самообслуживанию, воспитание самостоятельности. Понятно, что мама быстрее накормит слепого ребенка с ложечки, оденет его, умоет. Но гораздо лучше, если все это он будет делать сам – пусть медленнее, пусть с ошибками, но постоянно тренируясь и лучше познавая окружающий мир через практическую деятельность.
  • Социальная адаптация, умение общаться со сверстниками. Важно рассказывать ребенку о реакции собеседника – ведь он ее не видит. Слепые дети четко слышат в голосе усталость, ложь, скрываемые эмоции. По этой причине из них получаются хорошие психологи, чье понимание душевного состояния пациента настолько глубоко и безошибочно, что вызывает у окружающих почти мистическое благоговение. Кстати, незрячая дочка Веры Николаевны успешно закончила университет и работает психологом в Центре «Львенок».
    Читайте также:  Развитие ребенка с аутизмом по месяцам
  • Осознание важности выстраивания отношений с другими детьми в семье. Если слепым родится младший ребенок – взваливать на старшего значительную часть обязанностей по уходу за ним категорически не следует. О младших здоровых детях – и говорить нечего. Ведь все должно идти от сердца – что и есть любовь в чистом виде, невозможная без свободы и добровольности. И здоровых детей ни в коем случае нельзя обделять любовью в пользу «особенного» ребенка – ведь она вернется к нему через любимых и любящих братьев и сестер. Понимание этого пришло в семью Ремажевских, когда у незрячей дочери родилась здоровая младшая сестра.
  • И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

    А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

    Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

    В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

    Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

    Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

    Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

    Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

    Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

    Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

    Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

  • Источник

    ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

    В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

    Читайте также:  Прогулка и физическое развитие ребенка

    Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

    Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

    При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.Помощь в развитии слепого ребенка

    Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

    При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

    По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

    Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

    Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

    К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.

    Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

    Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

    Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за нихнесможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.

    Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

    Читайте также:  Творчество в развитии личности ребенка

    И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

    Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.

    Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

    Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренируетего память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─  в целом активно готовит его к будущей жизни.

    Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.Помощь в развитии слепого ребенка

    Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

    Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

    Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

    Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

    И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

    Источник