Помощь в развитии недоношенному ребенку

Помощь в развитии недоношенному ребенку thumbnail

Содержание:

  • Ребенок родился раньше срока: что делать родителям
  • Какие врачи должны наблюдать недоношенного ребенка
  • Когда недоношенный ребенок догонит сверстников

Когда ребенок рождается раньше срока, родителей, переживших первое потрясение, интересует очень многое. Когда мама сможет самостоятельно ухаживать за малышом? Какие врачи должны его наблюдать и до какого возраста? Будет ли ребенок здоровым, догонит ли сверстников по развитию? Рассказывает неонатолог Галина Асмолова.

— К счастью, сейчас детей, родившихся раньше срока, которые имеют инвалидизирующие состояния со стороны центральной нервной системы, тяжелые нарушения моторики, зрения и слуха, гораздо меньше, чем это было десять лет назад. За это время изменились подходы к реанимации недоношенных в родильном зале и в первые сутки жизни, к вопросам питания и развивающего ухода.

— Сегодня недоношенные лети чаще появляются на свет в результате самопроизвольных преждевременных родов или кесарева сечения?

— Преждевременные роды чаще всего вызывают ситуации, связанные с мамой: либо внезапная отслойка плаценты, либо развитие преэклампсии, то есть высокого артериального давления, либо кровотечение. При таких экстренных причинах неизбежно экстренное кесарево сечение.

А если это роды, которые сами начинаются после 32-й недели, и мы видим, что с сердцебиением плода всё нормально, то возможны и естественные роды, что немаловажно для ребенка.

Но процент кесаревых сечений среди недоношенных детей всегда выше, чем среди детей доношенных. Это вынужденная мера по спасению либо мамы и ребенка, либо ребенка, чтобы нанести ему меньшую травму при родах. Чем меньше травма, тем больше шансов на лучший исход.

Ребенок родился раньше срока: что делать родителям

— В прежние времена, если ребенок попадал в отделение реанимации, мама могла лишь навещать его по часам и сцеживать для него молоко. Как сейчас организован доступ родителей к недоношенным малышам?

— Надо понимать, что каждое отделение реанимации обладает своими возможностями с точки зрения нахождения там мамы. Где-то можно находиться большее количество времени, где-то — приходить в определенные часы, где-то — находиться с ребенком круглосуточно.

Даже если организовать совместное пребывание с ребенком в реанимации не получается, обязательно используются принципы развивающего ухода, которые снижают стресс у малыша и мамы. Это, например, метод “Кенгуру”, когда кроха выкладывается маме на грудь, даже находясь на аппарате ИВЛ, но в стабильном состоянии. Телесный контакт и психоэмоциональная связь, которая образуется при этом, жизненно необходимы обоим и способствуют более быстрому выздоровлению малыша.

А еще — налаживанию грудного вскармливания, ведь при рождении ребенка раньше срока очень важно, чтобы у мамы пришло молоко и пришло желание кормить его грудью. Сейчас гораздо больше детишек выписываются из стационара и находятся потом на грудном вскармливании, причем даже не сцеженным молоком, а непосредственно из груди матери.

В реанимации большинство манипуляций выполняется врачами и средним медицинским персоналом, потому что это особое отделение. А вот после перехода в отделение патологии новорожденных, где есть возможности совместного пребывания, мама активно включается в процесс ухода за недоношенным ребенком.

— Мама становится опытнее, спокойнее?

— Конечно. Когда они с малышом выпишутся домой, она будет чувствовать себя гораздо увереннее, нежели мамы, которых мы выписывали лет десять назад. Порой они не знали, как правильно с обращаться с крохой, купать его или пеленать. А еще им было страшно от того, что с ним может что-то случиться: он ведь все равно еще очень маленький, может и срыгнуть, и не так покушать, и не так повернуться.

А практика ухода дает маме уверенность — это с одной стороны. А с другой, выполняя такие простые действия, как переодевание, купание, пеленание, мама делится с младенцем свой микрофлорой, своим микробиомом — и это гораздо здоровее для него, чем госпитальная флора, которая присутствует в стационаре. Устойчивый микробиоценоз у мамы и малыша — это заведомая профилактика инфекций и аллергических заболеваний в дальнейшем. Так что материнский уход за новорожденным нам важен с точки зрения контакта непосредственно с ее бактериями, а не только с бактериями, которые живут в стационаре.

— Чему важно научиться маме на втором этапе выхаживания?

— Как только у малыша появляется синхронизация процессов сосания и глотания, его начинают прикладывать груди и учат маму кормить грудью и докармливать из бутылочки, если надо. Мама должна освоить правильные позы, в которых надо держать малыша, как его правильно укладывать, просто прикасаться к нему. Потому что любое общение с мамой для недоношенного ребенка — это развивающий уход. Он складывается из таких, казалось бы, мелочей, но имеет глобальное значение для нервно-психического, умственного, социального развития ребенка — того, на чем держится человек и социум.

А на третьем этапе мама — это соратник врача, без которого никакие назначения не будут работать. Врач может рекомендовать, прописать, но именно от того, как мама будет этим рекомендациям следовать, и зависит успех. И речь уже не только и не столько о медикаментозной терапии, сколько о терапии моторно-двигательной и эмоциональной. От понимания мамой ситуации и от ее усилий в период до трех лет очень многое зависит.

Читайте также:  Значение детского сада в развитии ребенка дошкольного возраста

Какие врачи должны наблюдать недоношенного ребенка

— Какие специалисты будут сопровождать маму и ребенка дальше — в детской поликлинике и центрах катамнестического наблюдения?

— Не секрет, что недоношенный ребенок на выходе из отделения патологии новорожденных имеет определенную группу риска по развитию той или иной патологии, а иногда — уже хроническое заболевание. Так, например, у тех детишек, у кого при рождении были совсем незрелые легкие, у кого было длительное дыхание через аппарат искусственной вентиляции легких, к сожалению, есть такое состояние — бронхо-легочная дисплазия. Встречаются, хотя уже не так часто, те или иные степени ретинопатии недоношенных — проблемы с органами зрения из-за раннего срока рождения.

Поэтому по индивидуальным показаниям нужны узкие специалисты — такие, как пульмонолог, окулист, для какого-то малыша — кардиолог. Но для всех обязателен врач-невролог, который должен постоянно вести этого ребенка и осматривать его минимум раз в три месяца. Потому что неврологическое развитие — это динамическое развитие, и на каждом этапе необходимо оценивать, что происходит с динамикой тех или иных функций.

Мы не можем сказать заранее, что будет с этим малышом через три, шесть месяцев или через год. Даже если нам кажется, что у ребенка всё в порядке в том или ином возрасте, мы не можем его отпустить на шесть месяцев или на год, как доношенного ребенка. Только динамическое наблюдение позволяет нам, с одной стороны, активно вмешиваться в процесс тогда, когда в него надо вмешаться, чтобы не пропустить, а с другой стороны — направлять этого малыша и его семью к тем или иным достижениям в их жизни. И поэтому невролог, как и окулист — это обязательные врачи.

Еще один врач, который обязательно нужен, — это хирург-ортопед. Недоношенные часто имеют дефицит по микроэлементам и витаминам — витамину D, кальцию, фосфору, могут иметь те или иные проблемы с костной системой, и хирург-ортопед должен за этим наблюдать.

И, конечно, ребенку нужен педиатр, причем такой, который глубоко знает и понимает неонатологию, знает, как эти дети родились, как они выхаживаются. Этот врач, как и невролог, является основным, кто ведет этого малыша. Далеко не всегда он именно лечит, но грамотное назначение витаминов, микроэлементов, поддержка в тот или иной период, правильное составление графика вакцинации — всё это станет базой для будущего здоровья.

— Как “делятся обязанности” между врачами детской поликлиники и центров реабилитации недоношенных детей?

— Все специалисты, которые работают в центрах катамнестического наблюдения, доступны только планово. А иногда бывает нужна экстренная помощь. Мы не можем выехать на дом к этому малышу, не всегда можем в острый период той или иной болезни оказаться рядом с ним. Поэтому жизненно важно прикрепить ребенка к поликлинике там, где он проживает — для экстренных визитов.

Но не только. Так, выдать направление определенной формы по системе ОМС в то или иное место, где надо, скажем, проконсультировать ребенка, сегодня может только участковая поликлиника, и нам бывает очень нужна поддержка ее врачей.

Так что очень важно взаимодействие между врачами, понимание того, что мы в одной упряжке, и ребенок у нас один, он общий, а не отдельно чей-то. Мы всячески готовы выходить на связь с амбулаторным звеном и по вопросам, которые требуют просто разъяснения, и по стратегическим вопросам, например, той же самой вакцинации. Ведь далеко не всегда наши малыши могут соблюдать Национальный календарь прививок, для них есть особенности.

Так, например, существует программа профилактики и иммунизации против тяжелого течения респираторно-синтициальной вирусной инфекции у недоношенных детей из групп высокого риска. Это глубоко недоношенные дети, с бронхо-легочной дисплазией и с тяжелыми пороками сердца. Программа работает уже восемь лет. Профилактика против РС-вирусной инфекции происходит не с помощью вакцин, это не прививка, а готовые антитела, которые помогают бороться с вирусом, если вдруг он попадает в организм.

Все мы с ноября по апрель, бывает, переносим ОРВИ, а их источником часто становятся респираторно-синтициальные вирусы, которые наряду с вирусами гриппа очень распространены. Но если у нас с вами дело может ограничиться легким насморком, то у недоношенного ребенка эта инфекция может протекать очень тяжело — вплоть до бронхита, бронхиолита и пневмонии. Особенно у детишек с изначально поврежденной легочной тканью, сердечными или иммунологическими проблемами на фоне недоношенности. Чтобы такого малыша защитить, мы ему вводим готовые антитела, которые будут препятствовать прикреплению вируса к дыхательным путям.

В этой программе нам жизненно необходимо взаимопонимание между врачами на всех уровнях — от отделения реанимации, отделения патологии новорожденных, где первый раз малыш получает эту инъекцию, до отделений реабилитации и катамнестического наблюдения и детской поликлиники.

Когда недоношенный ребенок догонит сверстников

— В каком возрасте недоношенные дети обычно выравниваются относительно сверстников? Как долго они требуют наблюдения и лечения?

Читайте также:  Методика развития ребенка по домашнему

— Чем меньше вес, с которым родился ребенок, тем длительнее, как правило, первый глобальный этап реабилитации. Если со здоровьем обычного ребенка все проясняется примерно в год, то недоношенному малышу надо к этому сроку прибавить те три-четыре месяца, которые ребенок “не досидел” внутриутробно, то есть только в полтора года мы можем делать какие-то приблизительные выводы.

Но реально возраст, до которого максимально активно ведутся реабилитационные мероприятия, — это 18–24 месяца. В первую очередь они касаются слуха, зрения и двигательного развития. Первые два года жизни — это тот самый сенситивный период, когда мы еще можем что-то принципиально изменить.

В дальнейшем для детишек, у которых остаются те или иные неврологические проблемы, будут в большей степени нужны специалисты психолого-педагогического звена. Хотя мы и сейчас стараемся, чтобы буквально спустя один-два месяца после выписки из стационара психологи и логопеды начинали работать и с мамой, и с ребенком — это нужно для развития речи.

Здесь такая закономерность: все, что можно сделать с моторной сферой, делается до трехлетнего возраста. А дальше на базе специализированных психолого-педагогических центров с детишками продолжают заниматься педагоги и логопеды, развивая в большей степени психическую сферу.

Результаты этой работы мы оценим, когда ребенок пойдет в школу: станет понятно, к чему мы пришли как с точки зрения социального развития и поведения, так и с точки зрения возможностей обучения.

Конечно, эти результаты могут быть разными — в зависимости от степени поражения центральной нервной системы и от развития высших психических функций, то есть мышления, восприятия, памяти. Если ребенок может учиться в общеобразовательной школе, о нем, как правило, и не знают, что он родился раньше срока. Например, вместе с моим сыном учатся дети, которые были глубоко недоношенными, а теперь по итогам начальной школы — отличники.

Поэтому резервы и ресурсы совершенно точно есть даже у глубоко недоношенного ребенка.

Источник

Каких новорождённых считают рожденными раньше срока, в чём особенности их развития и как ухаживать за такими детьми — в материале «Дэйли Бэби».

Какие дети считаются недоношенными

Сегодня недоношенным считают младенца, родившегося с 22 по 37 неделю беременности. Есть такое понятие, как критерий живорождённости. Россия перешла на критерии, утверждённые Всемирной организацией здравоохранения в 2012 году.

Недоношенный новорождённый ребёнок по этим параметрам — это младенец от 500 граммов и от 25 сантиметров, появившийся на свет на сроке от 22-й недели гестации. Если малыш с такими показателями выжил, его регистрируют и выхаживают. В мире каждый год рождаются 5-10% таких детей от общего числа новорождённых. Недоношенность ребёнка в современном мире — не приговор, поскольку сегодня есть все условия для выхаживания «ранних» детей.

Степени недоношенности

Выделяют четыре степени:

  • Первая степень — роды происходят на сроке 36-37 недель беременности. Ребёнок весит при рождении 2001-2500 граммов, его рост — 41-45 сантиметров;
  • Вторая степень — роды на 32-35 неделе гестации, масса тела ребёнка при рождении — 1501-2000 граммов, рост — 36-40 сантиметров;
  • Третья степень — роды на 28-31 неделе, вес новорождённого составляет 1001-1500 граммов, рост — 30-35 сантиметров;
  • Четвёртая степень — роды происходят ранее 28 недель гестации. Младенец при рождении весит меньше килограмма, длина тела — менее 30 сантиметров. Таких новорождённых называют «недоношенными с экстремально низкой массой тела».

Помощь в развитии недоношенному ребенку

Признаки недоношенности

Помимо веса и роста, у таких малышей наблюдается непропорциональность телосложения, открытый родничок на затылке, пониженный мышечный тонус, низкое расположение пупка, неразвитость ногтей и более красная кожа, чем у доношенных детей. К последствиям относят также нарушение дыхания, анемию, проблемы с желудочно-кишечным трактом и зрением.

Недоношенные дети: последствия 

Однако совсем не обязательно, что все сложности, перечисленные выше, коснутся ребёнка. Кроме того, грамотный медицинский контроль и забота родителей творят чудеса. Многие справляются со всеми трудностями и в дальнейшем живут полноценно.

Недоношенность — это не всегда история о болезнях и слабости. Так, известно, что раньше срока родились такие знаменитости, как художник Леонардо да Винчи, император и полководец Наполеон Бонапарт, учёный Альберт Энштейн и один из основателей классической физики Исаак Ньютон.

Помощь в развитии недоношенному ребенку

Недоношенные дети: развитие

Развитие такого новорождённого, безусловно, имеет свои особенности. Но, в большинстве случаев, эти дети спустя время «догоняют» доношенных сверстников в развитии и в дальнейшем ничем не отличаются от них.

Наталья Зоткина, учредитель и директор благотворительного фонда помощи недоношенным детям «Право на чудо»:

— Около 80% «ранних» детей к 2-3 годам догоняют своих сверстников в развитии. Однако 20% малышей находятся в группе риска по различным заболеваниям. Моя дочь родилась на 27 неделе с весом 1 килограмм, и у неё ДЦП. Она учится в обычной школе вместе со всеми, хотя и передвигается на инвалидной коляске. В то же время, знаю детей с таким же весом и рождённых на таком же сроке, у которых всё отлично со здоровьем и нет никаких патологий. Всё очень индивидуально. Наш фонд всегда подчёркивает: каждая история уникальна. Нельзя сравнивать одного недоношенного младенца с другим. 

Развитие недоношенных детей по месяцам

Только родившиеся раньше срока дети, как правило, нуждаются в специальных условиях и постоянном присмотре врачей. Часто таких малышей кормят через пищевой зонд и поддерживают их дыхание через искусственную подачу кислорода.

Читайте также:  Влияние взрослого на речевое развитие ребенка

Недоношенному ребёнку месяц: в это время у него могут полностью отсутствовать врождённые рефлексы. Вес в этот период младенец набирает очень слабо.

На втором месяце такие дети уже начинают прибавлять в весе, но они по-прежнему очень слабы: быстро устают и, в основном, спят. На третьем месяце малыш уже приобретает рефлексы, реакцию на звук и даже мимику.

К 6 месяцам ребёнок, при хорошем раскладе, увеличивает вес примерно в три раза. Малыши с первой степенью к этому времени уже могут ничем не отличаться от рождённых в срок сверстников.

Недоношенные дети: развитие до года

К году дети уже, как правило, полностью «выравниваются» в развитии — как физическом, так и психоэмоциональном. Развитие недоношенного ребёнка во многом зависит от ухода и ответственного отношения родителей к рекомендациям врачей.

Выхаживание недоношенных детей

Этапы выхаживания недоношенных детей

Первый этап выхаживания — это уход и присмотр медперсоналом в роддоме. В крупных перинатальных центрах есть специальная реанимация для таких новорождённых. На этом этапе важно, чтобы малыш не переохладился, поэтому врачи прикасаются к нему только тёплыми руками, заворачивают в подогретые пелёнки, и даже пеленальный столик предварительно подогревается.

Второй этап — это выхаживание малыша в отделении патологии больницы. В современных отделениях мамы могут находиться вместе с детьми. Ребёнка каждый день взвешивают, измеряют рост и окружность головы. Как только новорождённый достигает в весе заветных двух килограммов, его выписывают домой. Если же есть какие-то отклонения в здоровье, малыша оставляют в отделении патологии до полного выздоровления.

И, наконец, этап третий: наблюдение на дому. Врач и медсестра детской поликлиники должны осмотреть ребёнка в первые сутки после выписки. Затем медики будут периодически навещать младенца, следить за его состоянием и развитием и давать рекомендации по уходу родителям. Влажность около 70%, комфортная температура 20-22С, проветривание помещения, подогретая примерно до 39С вода для купания: всего этого требуют недоношенные дети. Этапы выхаживания включают в себя, прежде всего, медицинский контроль и особое, внимательное отношение мамы и папы к ребёнку.

Выхаживание недоношенных детей

Уход за недоношенным ребёнком в роддоме начинается обычно с помещения малыша в специальный «инкубатор» с заданными температурой и влажностью воздуха. Здесь младенец растёт в условиях, максимально приближенных к внутриутробным. Его ежедневно взвешивают. Родители могут разговаривать с малышом и держать его за руку, а позже, когда он окрепнет, брать на руки и прижимать к себе. Доказано, что это положительно влияет на нервно-психическое развитие ребёнка.

После того, как недоношенный младенец набрал жизненно важные для него граммы, врачи, наконец, могут выписать их с мамой домой.

Дома также важно поддерживать правильный уход за ребёнком. Родителям рекомендуют проводить для малыша специальную гимнастику и массаж. Массаж на этом этапе, как правило, важная составляющая ухода: можно прибегнуть к услугам профессионала, но лучше, чтобы специалист приходил к вам сам, и все манипуляции происходили в привычных домашних условиях. Иммунитет у ранних детей первое время очень слабый, поэтому стоит перестраховаться.

Новорождённого нужно выкладывать на живот: это укрепит его мышцы затылка, конечностей, живота и спины. Важно закаливать младенца: устраивать ему «воздушные ванны» и каждый день купать, но температура воды должна быть не ниже 37 градусов.

Питание недоношенного ребёнка не должно строиться по принципу: чем больше малыш ест, тем лучше, ведь он быстрее наберёт вес. В то же время перекармливание таких детей — частая ошибка родителей. Пищеварительная система ранних малышей развита недостаточно хорошо, так же, как и важный для ребёнка сосательный рефлекс. Поэтому кормить лучше чаще, но небольшими порциями, чтобы не перегружать пищеварение. Лучшим питанием для ребёнка, рожденного раньше срока, а будет материнское молоко. Но, если по каким-то причинам естественное кормление невозможно, врач поможет родителям подобрать специальную искусственную смесь.

Бесплатная горячая линия для семей с недоношенными детьми

В России работает единственная в стране специализированная бесплатная горячая линия поддержки семей с недоношенными детьми. Звонки принимают квалифицированные психологи, прошедшие специальную подготовку, а также врач-неонатолог. По мере необходимости для консультаций подключаются и другие профильные специалисты.

Приём звонков открыт бесплатно по номеру 8 (800) 555-29-24, горячая линия работает круглосуточно 7 дней в неделю, консультации также ведутся через чат онлайн на сайте фонда «Право на чудо».

Спецпроект «Рожденные раньше срока: истории и факты о недоношенных детях»

  • Угроза преждевременных родов по неделям: причины и признаки
  • Родить раньше срока и научиться жить заново. История одной мамы
  • Одежда для кукол и «золотой час»: 8 фактов о недоношенных детях
  • «Общение с близкими и их забота — главный источник здоровья для недоношенного ребёнка». Интервью с врачом-реабилитологом
  • «И питание, и лекарство». Грудное вскармливание недоношенных детей

Все материалы спецпроекта

Помощь в развитии недоношенному ребенку

Источник