Помощь семьи ребенку с задержкой психического развития

Помощь семьи ребенку с задержкой психического развития thumbnail

«Семейное воспитание детей с задержкой психического развития»

Выполнила:

социальный педагог

Горнова П.К.

Введение

Количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) с каждым годом увеличивается. Большое количество исследований подтверждает важную роль родителей в формировании, развитии личности, социализации детей (А.И. Захаров, 1998, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1998; И.М. Никольская, 2003 и др.). Нарушение взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития.

Общеизвестно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития» (Л.С.Выготский, 1983). В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт — семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.

Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их ребенок, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.

При задержке психического развития отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

-постоянные резкие перепады настроения;

-внушаемость, быстро попадает под влияние других;

-частые проявления агрессии, вспышки гнева;

-повышенная тревожность, страх;

-низкая самооценка, неуверенность в себе;

-не желание что-либо сделать;

-неспособность к самостоятельным действиям;

-гиперактивность;

-нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.

Дети с ЗПР часто ищут себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому они сильно привязаны и которому во всем стремятся подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.

Читайте также:  Два месяца ребенку развитие комаровский

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.

  1. Особенности семейного воспитания детей с задержкой психического развития

Взаимоотношения родителей и ребенка с ЗПР – система взаимных отношений, складывающихся на протяжении всего жизненного периода с целью взаимного влияния и воспитания. Отождествленность с ролью родителя сохраняется постоянно и в течении всей жизни.

Родители стараются предоставить ребенку с ЗПР эмоциональный комфорт с избеганием тревожности.

Особенностями семейного воспитания ребенка с ЗПР являются:

– создание условий для правильного развития ребенка с ЗПР: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

– развитие познавательных интересов ребенка с ЗПР (слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

– оказание помощи в организации домашнего труда.

– минимизация родителями недостатков в воспитании.

Родители, воспитывающие ребенка с ЗПР, в своем контроле над его состоянием и выполнением им действий, строят влияние на его действия легко и непринужденно, не критикуя и не выражая неодобрения, не пытаются заставить его чувствовать вину.

Главная миссия родителей в воспитании и обучении ребенка с ЗПР заключается в проявлении постоянной заботы о своем ребенке, проявлении уверенности в своих поступках, словах и действиях, отрицания озабоченности и сохранения ролевого отождествления.

Эготипическая мотивация родителей направлена не на повышение собственной значимости, а на действия в интересах ребенка с ЗПР, умно замаскированные, даже от самого себя.

Роль родителей в воспитании ребенка с ЗПР компенсируется целостностью их мира, любовью и нежностью отношений, построенных ими самими, где любовь направляет потребности ребенка и родителей на достижение единства целей и установление мира взаимопонимания.

Родители осознают ожидания и мотивации ребенка с ЗПР, проявляющиеся на фоне потребности манипулировать родителями, но родители, в свою очередь, стараются сгладить эти действия осознанно посредством совместной деятельности: «Я хочу, чтобы ты достиг того, к чему стремишься сам в познании мира и мы сделаем это вместе. Я тебя люблю, и буду любить дальше».

Воспринимая мотивации сознательно, ребенок с ЗПР понимает, насколько они значимы для его родителей. Поэтому, родители выстраивают свое поведение в постоянных разговорах с ребенком, приходя к пониманию, постоянному осмыслению своих действий и поступков на основе сознательной модели поведения.

Эго-типические модели поведения не приемлемы в воспитании ребенка с ЗПР, потому что они разрушают единство и силу семьи и тонкий мир ребёнка. Родители с сочувствием принимают поведение ребенка, реагируют на него адекватно и осознавая собственные бессознательные ожидания.

Сознание родителей в воспитании ребенка с ЗПР выходит на уровень осознанности ими процесса работы со своим ребенком, их способность отождествиться со своей ролью. Следовательно, осознанность родителями своей позиции в воспитании ребенка с ЗПР, обоснованная присутствием и растворением в ребенке, устанавливая и вырабатывая отношения между родителями и ребенком, задающие тон во всех остальных отношениях.

Воспитательная функция семьи с ребенком с ЗПР имеет 3 аспекта:

1. Формирование личности ребенка с ЗПР; развитие его способностей и интересов; передача накопленного социального опыта; выработка мировоззрения, высокого нравственного отношения к труду; привитие чувства коллективизма; потребности и умения быть личностью; соблюдать нормы поведения и обогащать интеллектуально-эстетическое развитие; содействие физическому совершенствованию, укреплению здоровья; наработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

2. Систематическое воздействие семьи на ребенка с ЗПР в течение всей жизни.

3. Постоянное влияние ребенка с ЗПР на родителей, побуждающее их активно заниматься совместной деятельностью.

Успешность воспитания ребенка с ЗПР зависит от воспитательного потенциала семьи через комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи, развитость семейной группы и характер отношений между членами, включая идейно-нравственную, эмоционально-психологическую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Личный пример отца, матери, традиции семьи учитывают характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры семьи, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью

Ребенок с ЗПР испытывает воздействие семьи со дня рождения и до конца жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность.

Семейное воспитание ребенка с ЗПР основано на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Семья объединена интересами, что позволяет ребенку с ЗПР наиболее полно проявлять эмоциональные и интеллектуальные способности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на ребенка с ЗПР – устойчивость. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила осознаются в семье, культурные ценности общества познаются через семью, познание других людей начинается в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание ребенка с ЗПР широк, как диапазон общественного воздействия. Воспитание ребенка с ЗПР – лучший способ самовоспитания и наблюдения за ребенком с ЗПР. Наблюдая за ребенком с ЗПР, необходимо делать соответствующие выводы и исправлять допущенные ошибки, что создает основу для самосовершенствования.

Ребенку с ЗПР свойственны искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.

Формирование личности ребенка с ЗПР происходит под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей), воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых.

Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности родителей зависит от степени участия родителей в процессе воспитания. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, опыт социального общения, семейные традиции.

Психолого-педагогическая культура родителей дает возможность уменьшить уровень стихийности, свойственный семейному воспитанию (личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге). Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями – их нравственно-эмоциональную выразительность в формировании личности.

Читайте также:  Рабочая тетрадь 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет купить

Семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.

Заключение

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

По определению Баранова А.А. семья – социокультурная система из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанных обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенных во времени, пространстве и экономически.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является  более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Такие семьи нуждаются в координационной помощи, в психолого-педагогическом сопровождении специалистов.

Источник

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство. «Так крутится и отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет, делать ничего сам не хочет… И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».

Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.

По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».

Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни оценка

Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь», — совсем не обоснованны. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.

Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.

В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.

Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это, естественно, так и будет), махнут рукой, мол, «живи как хочешь».

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте во многом зависит от оценки окружающих его людей.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.

Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.

Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.

Источник