Помощь семье воспитывающей ребенка с нарушением развития

Помощь семье воспитывающей ребенка с нарушением развития thumbnail

Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии

Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии

Чигирёва Наталья Александровна, учитель – логопед,

МБДОУ №73

г. Каменск – Уральский

В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.

Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.

По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].

Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:

– психотерапевтическое

– социально-педагогическое.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать – дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.

Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.

В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.

Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей,которым свойственны специфические характеристики:

1. Родитель невротичного типа.

Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.

2. Матери авторитарного типа

Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

3. Матери психосоматического типа

Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.

Основные формы работы с матерями:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Три этапа в работе психолога с матерями:

1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.

2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.

3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.

Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].

Формы взаимодействия семьии детских учреждений:

1) Создание более широкой сети консультаций

Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.

2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].

Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.

Помощь психолога.

В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.

Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Работа дефектолога

Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.

На консультативных пунктах предполагается проведение работы:

психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);

чтение лекций для родителей;

проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.

Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.

Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.

Список литературы

1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57

2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36

3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002

Источник

  • Описание
  • Отчеты

Помощь семьям, воспитывающим детей и молодых людей с тяжелой инвалидностью

Главный страх всех родителей, воспитывающих детей с тяжелой умственной и физической инвалидностью – «что будет с ребенком, если со мной что-нибудь случится». Особенному ребенку  в любом возрасте нужен круглосуточный уход. А семьи это часто неполные, где у ребенка есть только мама. Без посторонней помощи мамы, случается, не выдерживают, а государство никаких иных форм поддержки кроме интерната, просто не предлагает. В России до сих пор нет инфраструктуры, которая разделит ежедневный труд близких и поможет воспитывать дома ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Поэтому так часто уставшие и отчаявшиеся родители встают перед выбором: либо полностью посвятить себя «особому» ребёнку, превратившись в круглосуточную пожизненную сиделку, либо отдать его в интернат.

Но в Петербурге уже 18 лет семьям с «особыми» детьми  помогает благотворительная организация «Перспективы». Она выполняет обязанности государства в отношении этих семей и ежегодно оказывает помощь и поддержку 150 подопечным, уберегая родителей от страшного выбора.

Родителю важно знать, что о ребенке позаботятся профессионалы, если ему придется временно отлучиться из семьи на несколько дней или часов. Ситуации бывают настолько отчаянные, что без посторонней помощи жизнь всех членов семьи может оказаться под угрозой. Так у девятилетней Насти, подопечной программы, тяжелая ментальная и физическая инвалидность. А у мамы и бабушки Насти – рак. Если бы не помощь «Перспектив», у родных Насти просто не было бы возможности лечиться.

Программа «Перспектив» – это социально-бытовая помощь семьям, воспитывающим дома детей и молодых людей с множественными нарушениями развития. Для каждой семьи составляется индивидуальный план сопровождения. Кому-то нужно, чтобы профессионал просто несколько раз в месяц посидел с ребенком, пока мама сходит к врачу. Кому-то нужна консультация юриста, психолога или помощь с сопровождением ребенка в тяжелой коляске на занятия. А кто-то находится в кризисной ситуации и поддержка нужна практически ежедневная. Семьи получают дополнительный уход и квалифицированную помощь на дому и вне дома. Поддержку подопечных осуществляют кураторы семей, волонтёры и привлеченные специалисты.

На что нужны деньги

Средства нужны на оплату труда сотрудников организации. Это руководитель проекта, который формирует планы работы, нанимает сотрудников, следит за документами и отчетностью проекта в целом. Это координаторы направлений, которые отвечают за развитие деятельности организации, определяют задачи, осуществляют информационную поддержку семей, подбирают специалистов и волонтеров. И, наконец, помощники проекта, которые  оказывают непосредственную помощь семье — присматривают за подопечными дома, организуют их досуг, сопровождают на занятия и лечение, помогают по хозяйству.
Собранные деньги позволят также оплатить консультации различных специалистов в семьях, например, коррекционного педагога, инструктора АФК, психолога.

Смета

статья расходовпериод расходованиярасчетсумма (r)
Зарплата руководителя проекта19 месяцев30 000,00570 000,00
Зарплата координатора направления8 месяцев34 000,00272 000,00
Зарплата куратора семей19 месяцев33 000,00627 000,00
Зарплата помощника8 месяцев15 600,00124 800,00
Зарплата менеджера по внешним связям19 месяцев13 000,00247 000,00
Зарплата бухгалтера19 месяцев12 000,00228 000,00
Прямая помощь (консультирование) семьям19 месяцев19 000,00361 000,00
Отчисления с ФОТ19 месяцев20,20%417 897,60
ИТОГО2 847 697,60

Источник

Название: Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. 
Автор: И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева
Год издания: 2008
Страниц: 240
Формат: doc. и pdf. в rar. архиве
Размер: 5,95 Мб соответственно.
Качество: хорошее.

Книга “Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки. Методическое пособие адресовано в первую очередь психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии.

Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Предисловие:

Конец XX — начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им различной помощи. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Для достижения социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.

Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям „Добро“» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.

Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

В данном методическом пособии представлены теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, изложены концепция, цели и задачи такой помощи, типология личностных особенностей родителей, общие подходы к диагностической, консультативной и психокоррекционной работе.

Основная цель пособия — восполнить пробел в специальной литературе по данному вопросу и содействовать решению проблем организации и содержания профессиональной деятельности психолога в работе с семьями воспитанников с отклонениями в развитии.

Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

  • высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;
  • отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
  • непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (B. P. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Осуществление психологической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционно-педагогического воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.

Психокоррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения.

Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.

Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.

Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам. Приведенные выше факты и определяют актуальность разработки системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, как особого и перспективного направления в науке и практике.

[свернуть]

Содержание книги “Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии”:

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы
Глава 4. Психологическое консультирование семей
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Заключение
Приложение 1. Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Приложение 2. Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями
Приложение 3. Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых
Приложение 4. Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи

Книга Левченко и Ткачева “Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” на ОЗОН.РУ

Купить

Читать книгу Левченко и Ткачева “Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии”.

[restrict userlevel=”subscriber”] СКАЧАТЬ [/restrict]

На ту же тему:

  • Макартычева “Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей”
  • Лидерс “Психологическое обследование семьи”.

Источник