Помощь родителям в развитии ребенка

Помощь родителям в развитии ребенка thumbnail

Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой “НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)”.

????????????
94. Правила поведения при общении с животными.
95. Спортивные секции для детей
96. Задержка речевого развития
97. Детское автокресло
98. Музыкотерапия
99. Ум на кончиках пальцев
100. Развиваем творчество
101. Учим ребенка управляться с ножницами
102. Роль игрушки в жизни малышей
103. Проблемы личностного развития у детей
104. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
105. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
106. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
107. Обидчивый ребенок
108. Игры и задания для развития мелкой моторики
109. Игры для гиперактивных детей
110. Агрессивный ребёнок
111. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
112. Экологическое воспитание дошкольников
113. Игры, которые лечат
114. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
115. Зачем логопед задает домашнее задание?
116. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
117. Как превратить чтение в удовольствие
118. Развитие речи: игры в кругу семьи
119. Что рисует ваш ребенок
120. Бабушки и дедушки
121. Роль отца в воспитании ребенка
122. “Живые витамины”
123. Дети и театр
124. Когда ребенок ябедничает
125. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
126. Роль бабушек в воспитании детей
127. Одежда для прогулок
128. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
129. Прогулка зимой
130. Подвижные игры для детей весной – веселые старты
131. Как ухаживать за молочными зубами
132. Новый взгляд на родительские собрания
133. Советы учителя логопеда родителям
134. Поём вместе с мамой
135. “Первый раз в детский сад”
136. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
137. Тест “Рисунок семьи”
138. Личная гигиена дошкольника
139. Развиваем мелкую моторику
140. Развиваем речь с помощью скороговорок
141. Как научить ребенка ездить на велосипеде
142. Правила поведения на железной дороге
143. Четыре заповеди умного родителя.
144. Первая помощь при детских травмах
145. Скоро в школу
146. Игры на кухне
147. Готовность к школе
148. Математика вокруг нас
149. Маленький разбойник
150. Развитие речи детей 3-4 лет
151. Летние игры с водой
152. Мама-терапия
153. В дом входит доброта
154. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
155. Физическое воспитание
156. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
157. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
158. Если ваш ребенок попал в больницу
159. Советы психолога для родителей
160. Родительский дневничок
161. Как избавить ребенка от страхов
162. Дети и компьютер
163. Экологическое воспитание детей
164. Роль книги в развитии ребёнка
165. Какие игрушки необходимы детям
166. Учите детей общаться
167. Здоровый образ жизни ваших детей
168. Покорми птиц зимой
169. Детские манипуляции
170. Детские вопросы и как на них отвечать
171. Дети и театр
172. Приучаем ребенка к порядку
173. Как ухаживать за молочными зубами
174. Как научить ребенка вырезать ножницами
175. Дорожная Азбука
176. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
177. Здоровье ребенка.
178. Ошибки, которые совершать нельзя
179. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
180. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
181. Воспитание усидчивости
182. Как одеть ребенка летом
183. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому
184. Правила поведения для детей и взрослых
185. Культура общения и поведения
186. Готовим будущего первоклассника
187. Тематические консультации для родителей
188. Капризы и упрямство
189. Если вы хотите чтобы ваш ребенок говорил красиво

283. НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ
284. Показатели речевого развития детей 6-7 лет
285. Берегите природу. Памятка для родителей по экологическому воспитанию
286. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ
287. ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ
288. Речь как средство общения.
289. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ
290. “НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! НЕ НАДО!”: КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
291. ОБУВЬ ДЛЯ ДЕТСКОГО АДА
292. БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
293. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА
294. СЕКРЕТЫ БРОСКОВОГО МАТЕРИАЛА
295. ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО
296. ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ?
297. Помогите ребенку научиться дружить
298. Ребенок и его настроение
299. ЗДОРОВЬЕ НА ТАРЕЛКЕ
300. Зачем читать детям сказки?
301. 30 ИГР ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ

4. Какие игрушки необходимы детям

5. Роль книги в развитии ребёнка

6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?

11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА

12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?

13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ

14. Какие сказки лучше читать на ночь?

Источник



Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие, сотрудничество, взаимоотношения.

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно-переходной период в истории своего развития. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС-одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с взрослыми. В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Ни для кого не секрет, что Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Современная семья и ее проблемы:

– Слабая социальная защищенность.

– Материальные трудности.

– Увеличение числа разводов.

– Ослабление внимания к духовным ценностям.

– Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию — детей.

Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:

Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога способствуют активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы: родительские собрания, консультации семинары и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически — эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция — воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических и развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов развития ребенка, его творческого потенциала.

Используя предыдущий опыт работы, по сопровождению познавательного интереса у детей старшего возраста мы решили начать работу по сопровождению родителей с младшей группы ведь это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.

Сопровождение родителей «благополучных» детей в семьях, возможно более полное раскрытие творческого потенциала, овладение различными видами деятельности. Особое внимание уделяется в МДОУ д/с № 18 семьям

из неполных и опекунских, требующих оказания психолого-педагогической помощи и поддержки.

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям и обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
  2. Информировать родителей о том, как развить жизненно важные социальные, образовательные и другие навыки у ребенка, сформировать положительную самооценку, раскрыть его способности.
  3. Вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками.

Направления и формы сопровождения родителей распределяются на:

Оказание теоретической помощи родителям:

– Индивидуальные беседы

– Консультации

– Практикумы

Оказание практической помощи:

– Обучение дидактическим играм в домашних условиях.

– Проведение совместных досугов.

– Тематические выставки.

– Наблюдение за детьми в играх.

Формы педагогического сопровождения родителей: индивидуальная работа с родителями; консультирование (по запросу родителей); малые подгруппы, объединенные одной темой.

Помощь родителям в развитии ребенка

Консультация родителей по интересующим вопросам:

Помощь родителям в развитии ребенка

Помощь родителям и ребенку преодолении нарушений в развитии в речи:

Помощь родителям в развитии ребенка

Тренинги для родителей, консультации для родителей:

Помощь родителям в развитии ребенка

Помощь родителям и ребенку в развитии речевых нарушений.

Принципы сопровождения семьи:

– Доверительность отношений — обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

– Личностная заинтересованность родителей «Никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».

– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия (мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно).

Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Банк данных о типологии семей воспитанников. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

  1. Возраст родителей:

– От 25 до 30 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);

– Старше 30–35 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком.

– Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

  1. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
  2. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Использование педагогического сопровождения и изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании и развитии детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи.

  1. Анализ сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Показатели результативности проведенной работы:

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Литература:

  1. Аракелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — с. 23–35.
  3. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 160 с.
  4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Учебное пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. -160 с.
  6. Ильин, И. А. Душа ребенка / И. А. Ильин / Очаг. — 1993. — № 9.
  7. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1968.
  8. Махов, Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/Ф. С. Махов. — М.: Профиздат,1989.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, педагогическое сопровождение, практическая помощь, проблема, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Источник

Консультация для родителей «Истоки трудолюбия».

Наши сегодняшние малыши- будущие труженики. И надо готовить их к этой обязательной и почётной для человека, гражданина миссии. Труд не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания и могущества нашей родины России. Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем  дошкольном возрасте. Они тянуться к делам старших, копируют их действия:

-ребёнок строит как папа стуча молоточком, стирает как мама, наводит порядок как бабушка.

– с удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед.

И хотя труд малышей скорее игра, однако, подобные проявления следует всячески поощрять и поддерживать.

Воспитатель разъясняет родителям, что надо учитывать возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности в том или другом возрасте..Возможности эти весьма ограничены, у ребёнка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты своих усилий и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удаётся.

И главное, его труд не может заменить труд взрослого.

Зато воспитывающее значение труда для ребёнка огромно. В труде у него формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.

Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение детей!

Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность; медлительный –ловкость и смекалку; шалун-деловитость и терпение; неумейка- старание и желание сделать как можно лучше ( конечно, при условии, что поручение заинтересует его).

С чего начинается трудовое воспитание ребёнка?

С малого, с выработки у него навыков самообслуживания. Самый удобный момент наступает тогда, когда ребёнок впервые заявляет: «Я сам».Важно не прослушать этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Конечно, пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. Но помощь помощи- рознь. Плохо если малыш превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают, вопреки стремлению сделать самостоятельно( часто родители говорят: « У меня нет времени ждать пока он оденется сам, я опаздываю»). Помощь должна лишь побуждать его к самостоятельным действиям.

Вот мама обучает дочку и приговаривает:  «Эту туфельку наденем на эту ножку. Вот так…А эту наденет сама Танечка…А теперь умываться! Возьми мыло, оно красивое и душистое ( показывает и даёт ребёнку понюхать, создавая этим желание умываться) ,намочим мыло водичкой и намылим ручки. Вот так. И – под струю воды. Ополоснули! А теперь умоем лицо( по-минутно приговаривая: « Водичка, водичка, умой Тане личико…») . Девочка сама трёт лицо мокрой ладошкой. А мама  помогает перевести руку к щеке, на лоб. И вот в руках у Тани полотенце, она промокает им лицо.

Может всё это неуклюже, но не беда, мама поправит, научит.

Главное- путь к самостоятельным действиям ребёнка прокладывается терпеливо, без спешки и понуканий.

Уже в два- три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Ребятам этого возраста можно поручить поставить на стол хлеб, соль, разложить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. А с каким удовольствием они выполняют просьбу папы или мамы что-то подержать, принести, подать, аккуратно сложить.

Дети трёх -четырёх  лет могут сами ( при небольшой помощи взрослого или сверстников) одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду. В детском саду их приучают замечать небрежность в костюме и по возможности устранять её, а при необходимости обращаться за помощью к взрослому. Дошкольники знают, что при входе в помещение надо вытирать ноги, после игры убирать игрушки на место, перед едой мыть руки, к концу пребывания во  второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой, и они с большим удовольствием помогают младшему воспитателю- раскладывают хлебницы, ложки, убирают после еды чайную посуду.

 А с каким желанием малыши выполняют поручения взрослых!

Вместе с воспитателем кормят птиц, поливают комнатные растения и посадки на грядках. Уже в этом возрасте надо воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, учить не сорить, не топтать зелёные насаждения, не рвать цветы и др. растения. Важно, чтобы названные несложные трудовые дела находили продолжение в семье . Поэтому воспитатель должна знакомить родителей с тем, чему учат детей в детском саду, как прививают им трудолюбие. Она советует, какие трудовые  поручения могут выполнять дети дома. При этом подчёркивает, что эти поручения усложняются вместе с возрастом ребёнка.

Так, дети 4-5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах- убирать в своей  комнате, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, следить за своими вещами, содержать их в порядке. При этом родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.

Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут потом сделать его постоянными обязанностями: накрывать на стол и убирать со стола, ухаживать за комнатными растениями и животными в доме, следить за своими игрушками и мыть их, стирать кукольное бельё, содержать в порядке книги на книжной полке.

В семьях, где занимаются огородничеством , цветоводством, дети тоже привлекаются к работе. Вместе со взрослыми они участвуют в подготовке и посадке рассады, проращивании  семян, их посеве, подготовке почвы, уходе за всходами, уборке урожая. Это пригодится им в дальнейшей жизни. При этом взрослые рассказывают, какую важную роль играют продукты питания в жизни людей.

Таким образом, старший дошкольник может не только обслужить себя ( оде-ться, раздеться, застелить постель) , но и принимать посильное  участие в делах взрослых, а главное трудиться для других, проявляя заботу о маме, папе, бабушке, младшем родственнике.

Одна из задач воспитателя- показать родителям значимость приобщения к трудовым будням семьи, как важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших, ответственности перед ними, заботливости о них. Полезно, чтобы детям разъяснили: их участие в делах взрослых- это проявление к ним любви, заботливости и внимания.

Так, обучая малыша навыкам самообслуживания, стоит внушать ему мысль: когда он делает что-то самостоятельно ( ест, умывается, одевается, убирает игрушки т.д.) он тем самым освобождает маму или бабушку от дополнительных забот о нём. Пятилетнему ребёнку полезно напомнить, что выполняя поручения старших, он оказывает им помощь и облегчает их труд. Уклонение старших дошкольников от своих обязанностей должно рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее.Надо разъяснить ему: не выполнил доверенное тебе дело, значит прибавил хлопот бабушке, маме. Они заботятся о тебе, а ты о них не позаботился.

В детском саду вся жизнь ребят наполнена трудом. Особое значение придаётся выработке у них привычке к трудовому напряжению. Такая привычка формируется благодаря тому, что дети постоянно и ежедневно выполняют задания, связанные с самообслуживанием, с выполнением режимных моментов, подготовкой         к занятиям и их окончанием, поддерживанием порядка в игрушках, пособиях,  в групповой комнате и на участке .Как видим, в группе создаётся атмосфера занятости, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Ребёнок поставлен перед  необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить рабочее место перед занятием ( убирать его), стелить постель ко сну и убирать её после сна. Важно, чтобы и в семье детей приучали к труду.

А в вашей семье  это так?

Например: встал утром- заправь свою постель ( «Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам ( «За тобой ухаживать некому- все собираются на работу, а ты- в детский сад. И взрослым,  и тебе опаздывать нельзя!»).

Так трудовой режим семьи становится обязательным и для растущего человека. Повторяясь изо дня в день, эти трудовые действия становятся для него жизненной потребностью, а привычка к трудовым усилиям естественным состоянием.  А если вы его ещё и похвалите… Взрослые используют различные ситуации для включения ребёнка в труд:

-Вика торопится на прогулку, там её ждут увлекательные игры, подружки. Но бабушка говорит: «Помоги мне, пожалуйста, а  тогда уж и гуляй!» В другой раз она напоминает внучке: «Если хочешь чтобы твой щенок был весел и здоров, то погуляй с ним».

К сожалению, не все родители придерживаются этих правил, дома опекают ребёнка, торопятся сами сделать то, с чем он сам вполне мог бы справится: убирают за ним разбросанные вещи, поправляют на нём одежду, обувают, умывают, прислуживают за столом…И ребёнок успевает привыкнуть к мысли, что он постоянный объект внимания взрослых. И уже не проявляет желание что-то сделать самостоятельно, а полагается на взрослого, даже пытается командовать  им: «Подай, принеси, не умею, не хочу, не буду». Родители же не усматривают в  этом ничего тревожного , у них всегда находятся  готовые дежурные оправдания:

-«На то мы и родители чтобы ухаживать за ребёнком!».

– « Он ещё совсем маленький, чтобы говорить о рудовом воспитании».

– «В трудовой семье ребёнок не может вырасти белоручкой» и т.д.

Задача педагога разъяснить родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребёнок не только видит пример трудолюбия старших, но и помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими делами семьи. В процессе совместного труда растущий  человек приобретает необходимые навыки и  умения которые необходимы ему в школе и в дальнейшей жизни. И, главное, у него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно важную потребность.

Полезно воспитывать у старшего дошкольника умение заниматься не только тем, что хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: присмотреть за младшим членом семьи, покормить животное, помочь маме или папе. Надо учить его при необходимостип ереключаться с одно йдеятельности ( инте-ресующей его),на другую ( обязательную).Например: занят иртересным делом, но младший член семьи нуждается в помощи, нужно прерваться, чтобы помочь. В таких ситуациях у ребёнка формируется способность переключаться от «хочу» к «надо».С этого берут начало ответственность, понимание своих обязанностей.

Но дети есть дети. Поэтому нельзя злоупотреблять приказными методами для того, чтобы ребёнок занимался трудом. Переключая ребёнка на труд, нельзя не учитывать его настроение, увлечённость своим делом и то, насколько это дело целесообразно. Если, к примеру дошкольник старательно рисует, лепит или конструирует, то стоит отложить своё намерение дать ему трудовое поручение.

Занятие полезным делом должно приносить ребёнку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Только тогда он будет любить труд.

И ещё он станет любить труд, если почувтсвует себя ловким и умелым, если испытает удовольствие от затраченных усилий. Потрудился, постарался и вот результат: достиг того, чего желал!

Однако в силу отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удаётся ребёнку: он многого не знает и не умеет, и часто делает не так даже тогда, когда искренне старается:

-сооружая постройку из строительного материала, разбросал детали по всей комнате..

-после обеда убирает со стола, тарелкиставит стопкой так, что остатки супа выливаются прямо на стол.

– крошки смахивает рукой в ладонь, а затем руку вытирает о свой костюм.

Может ли такой труд радовать ребёнка? Может ли принести удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно, не знает как пользоваться орудиями труда и т.д.?

Вот почему дошкольника, который впервые соприкасается с практическим делом, надо учить трудиться формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности: развивать умение работать ловко, в темпе, проявляя деловитость и смекалку; правильно прменять орудия труда, содержать их в исправности и чистоте; прививать умение организовать свою работу- готовить рабочее место,необходимые инструменты и предметы труда: учить планировать работу, предвидя её ход, последовательность и результат; делать всё аккуратно, не пачкая одежду и лицо, не оставлять дело не законченным; убирать по завершении работы всё чем пользовался ( в чистом виде и в полной исправности, приводить в порядок себя и рабочее место).

Культура трудовой деятельностти во многом зависит от наличия у ребёнка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел по дому, уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, инвентарь для ручного труда и работы с тканью.Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника.Тольков этом случае можно рачитывать на то, что ребёнок овладеет правильными трудовыми делами, будет работать с удовольствием и результативно.Ведь, например, большие и тяжёлые лопаты или грабли не только не вызовут желание трудиться, но и затруднят процесс труда.Ребёнок затратит много сил, но не получит радости, т.к. устанет и вряд ли сможет довести дело до конца.Если вы хотите приучить ребёнка следить за чистотой одежды и обуви, то должны позаботиться , чтобы он имел под рукой всё, что для этого потребуется . А труд на садовом участке принесёт малышу радость, если в его распоряжении для обработки почвы и ухода за растениями есть необходимый инвентарь ( лопата железная для перекопки земли, заранее вскопанной взрослым, грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд( длина граблей 100-110 см.) , ведро и лейка, совок для выкапывания и посадки растений, окучивание и рыхление почвы. Учитывая, что дошкольник не способен в полной мере к абстрагированию, которое так необходимо при планировании трудовых действий, взрослый может уточнить с ребёнком, как он намеревается выполнить поручение- что для этого потребуется, с чего начнёт работу и т.д.В общем постараться предвосхитить возможные ошибки ребёнка и помочь ему организовать процесс работы. Особую воспитательную значимость таит в себе результат труда, ибо он приносит детям радость, удовлетворение от затраченных усилий: убрали в игровом уголкеи теперь там стало приятно играть, починили книги- и они снова вернулись на книжную полку и будут рассказывать интересные истории сделали сувениры и поздравили мам и бабушек с 8 Марта, а пап с 23 февраля и т.д.

Родителям важно помнить самим пословицу и ознакомить с ней детей «Без труда, не вытащиш рыбку из пруда!»

Источник