Помощь родителей в профессиональном развитии ребенка
Главная
Адрес: г.Минск, ул.Восточная,68 +375 (17) 266-22-91 Электронная почта: sch178@minsk.edu.by Регистрационное свидетельство: №1141101813 от 23.06.2011г. | Главная : Воспитательная работа : Социально-психолого-педагогическая служба : Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети? (Ответственность – качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.) Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, самоощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы: – родители; – друзья; – СМИ; – профильное обучение; – родственники; – сверстники. Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка. Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств.
1. Осведомленность и ориентировка . Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов, т. ч. и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения. 2. Выявление способностей и склонностей. Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними? Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше – в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию. В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств. 3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда). Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться. Так что выбирайте сердцем, а не рассудком. 4.Анализ и организация действий. Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства. 5.Принятие решения. Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки (плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?… Наиболее типичные ошибки выбора професии Как Вы считаете, какие ошибки можно допустить, выбирая для себя следующие типы профессий? 1 группа: « Романтичная» или « интеллигентная» профессия . Часто оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль от того, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена режиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. 2 группа: « Модная профессия» . Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь несчастливых обладателей этой профессии, а, следовательно безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем –предвестник спада. 3 группа: « Профессия, обещающая большие деньги» . На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных дел. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), отсюда- преждевременная седина , заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем . 4 группа: « Трудовые династии или профессия как у…». Времена и социальные обстоятельства меняются и нет стопроцентных гарантий исследования способностей и склонностей , и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться. Общий вывод: Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным. |
Источник
Если Вы открыли эту статью, тема Вам показалась интересной, значит у вас в семье есть подросток 14-18 лет и тема профессионального самоопределения вам близка и актуальна.
Прочитав огромное количество книг, проведя множество профориентационных консультаций – родитель+подросток, обобщив свой родительский опыт, хотелось бы поделиться с читателями своими практическими наблюдениями и возможно, найти свой собственный эффективный родительский метод – как не навредить своему ребенку и помочь в выборе профессии
Если обратиться к истории вопроса, интересным и удивительным представляется факт, что еще начале 20 века, созданная государством Служба по приисканию Работы, опубликовала результаты опроса, в котором были выделены 4 фактора, влияющие на выбор профессии: случайный выбор, по призванию, по расчету, семейные традиции.
Ничего не изменилось за 100 лишним лет? Изменился мир, технологии, Илон Маск ходит на свидание с роботом, беспилотные автомобили ездят по улицам городов, а ответ на один из самых важных вопросов в нашей жизни, по-прежнему вызывает замешательство и требует немало усилий для поиска. Так как же помочь своему ребенку, сократить этот долгий путь поиска и найти дело жизни?
Если предположить, что читающие нас родители подростков, поколение 35-40 лет, то не ошибусь, определив нас как поколение «экономистов-юристов». В момент нашего выбора профессии, это были самые трендовые и на тот момент, обещавшие стабильное будущее профессии. Вспомните свое состояние, как вы выбирали? В какую категорию из 4 х, опросника столетней давности вы попали? Делая выбор после развала СССР, в эпоху «лихих 90х», экономического кризиса, важными критериями в выборе профессии были – стабильность заработка, востребованность, авторитетность. Мы выбирали профессию если не на всю жизнь, то на долгие годы. А уже на последних курсах института, многие сокурсники и я в том числе, задумывались над получением второго высшего образования не только в связи с меняющейся экономикой и требованиями рынка к специалистам, а отчасти от осознания что «ошиблись дверью» при выборе ВУЗа.
Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний цифровой, роботизированный мир — и он не собирается меняться. Мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться и нужно готовить к этому наших детей.
Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, увеличение продолжительности жизни, стремительно меняющий мир и изменяющиеся требования к кандидатам на рынке труда, появление новых профессий, обесценивание статичных знаний, мы должны понимать, что, нашим детям нужно будет учиться всю жизнь, так называемая концепция – Long-life learning. Образовательная траектория проходит через изменения – наши дети будут учиться дольше получать и не одно! высшее образование, не до 25, а до 60 лет. Уже сегодня, в течении жизни мы меняем свою профессию до 8 раз, а наши дети будут менять каждые 3-4- года, менять не должности – идя вверх по карьерной лестнице -от ведущего специалиста до руководителя департамента, а менять сферу деятельности, индустрию, разворачиваться на 180 градусов и осваивать новые знания.
Как подготовить своего ребенка к завтра, максимально эффективно «подруливая» карьерную стратегию и эффективно инвестируя в будущее?
Первый вопрос, с которым сталкиваются родители – когда начинать? Необходимость выбора ЕГЭ, ГИА, выбора специализированного класса, чаще всего начиная с 7го, диктует возраст 13-14 лет. Большинство профориентационных, психометрических научных методик применяются как раз с этого возраста. И это не случайно. В возрасте 13-14 лет, происходит становление личностных ценностей и жизненных целей, подростку интересно изучать себя, проявляется склонность к рефлексии. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться — кто я, в чем мои таланты, склонности, сильные и слабые стороны?
И каждый любящий родитель, исходя из своих лучших побуждений, помня свой опыт, конечно, старается на этом этапе приложить максимум усилий, и помочь своему чаду.
Попробуем в этом разобраться.
- Воспитывайте в ребенке самостоятельность, просто примите тот факт, что ваш ребенок – личность. Самостоятельная, думающая, ответственная. И выбор профессии, при всей сложности и чрезвычайной важности, он способен сделать сам и жить с последствиями этого выбора придется ему, а не вам. Надо ли говорить, что ждать самостоятельности, заправляя постель десятикласснику и убираясь в его комнате, затея бессмысленная?
- Чтобы понимать в каком направлении двигаться, узнайте какими способностями и ключевыми компетенциями ваш ребенок обладает и какие интересы проявляет. С этим отлично справляются всевозможные психометрические профориентационные тесты. Не путайте с тестами — пятиминутками по даже рождения, линиям руки, импульсам мозга, столь распространёнными в соцсетях. Получив результаты теста, не ставьте диагнозов и приговоров – низкие математические способности для вашей дочери, мечтающей стать психологом, всего лишь зона роста. Интерес – самый мощный мотивационный фактор. Отнеситесь к этим результатам как к задаче – на выполнение которой просто нужно больше времени и усилий.
- Изучите рынок труда и востребованность профессий, все больше профессий становятся «ветеранами», мимикрируют или вообще исчезают. К 2030 году, например, с развитием автоматизации, возможности работать удаленно, практически исчезнет такая профессия как бухгалтер, нотариус, юрист, турагент.
- Исследуйте, где обучают выбранной специальности, какие ВУЗы, колледжи, какие требования к сдаче экзаменов, конкурс при поступлении. Такие ресурсы как учеба.ру, поступи-онлайн.ру обладают актуальной и обширной базой всех учебных заведений. Акцент на месторасположение ВУЗа, если он находится в другом городе, области или стране. Достаточно большой процент студентов первокурсников, успешно сдающих первые сессии, все же возвращаются в родной город – из-за эмоциональной неготовности жить вдали от семьи.
- Семейные профессиональные династии – на каждой второй консультации, слышу такие аргументы как – в нашей семье нет врачей, как же она будет учиться и работать, или в нашей семье все врачи до 7го колена, как же дочь станет разработчиком дистанционных курсов! Врача можете заменить на любую профессию – юрист, преподаватель, военный и т.п.
- Любимый предмет — не значит профессия. Лично знаю учителей географии, биологии, преподавателей иностранных языков, поступивших в ВУЗ только из-за того, что любили предмет в школе, но ни дня не проработавшие по специальности.
- Установки и шаблоны в отношении профессий. Медицина будущего — это не доктор, который шариковой ручкой пишет непонятные буквы в карточке, а множество возможностей: от IT-медика и сетевого врача до разработчика киберпротезов и оператора медицинских роботов. Геолог, это не бородатый человек, говорящий хриплым басом с гитарой и киркой, лазающий по горам и выискивающий породу, а человек в костюме, сидящий за компьютером и владеющий специализированными программами для моделирования месторождений. Тракторист — это не деревенский житель, в ватнике и сигаретой, а молодой человек с высшим образованием в IT, управляющий беспилотными многофункциональными машинами в поле. Лучший выход, узнать о выбранной профессии — поговорить с профессионалом, а лучше не с одним, узнать профессию изнутри, посмотреть видео о профессии, съездить на экскурсию в компанию или на предприятие (такие услуги сейчас существуют, отдельные компании организовывают профпогружение в профессию).
- Только ВУЗ, в колледж поступают неудачники. Если ты не поступил в ВУЗ, значит с тобой что-то не так, а если еще и выбрал колледж вместо ВУЗа! Меж тем, колледж, отличная альтернатива.
- Не забывайте, что для своих детей – мы являемся первой ролевой моделью. Нельзя требовать читать книги, заниматься хобби, делать зарядку, любить свое дело, не демонстрируя это своим примером.
Зная и учитывая все вышеперечисленные факторы, ваш ребенок, может составить свой личный профессиональный план, учитывающий сильные/слабые стороны, определить зоны роста, и наметить первые шаги к достижению поставленной цели — осознанного выбора будущей профессии.
А теперь, наверное, самое важное, на мой взгляд, в этой цели, цели – помочь.
Принимать любить, поддерживать, верить.
Чаще всего, это более чем достаточно, но это и самое трудное для родителей и самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей.
Оксана Казакова, автор
Более 15 лет в сфере HR крупных коммерческих банков в области подбора, обучения и развития персонала.
Сертифицированный консультант профориентационной методики «Magellano University», сертифицированный коуч родителей, детей и подростков.
Источник