Помощь ребенку в решении задач развития обучения

Помощь ребенку в решении задач развития обучения thumbnail
Помогаем детям учиться находить решения

Рейтинг
15

Советы родителям о том, как развить у детей навыки решения текущих задач и проблемных ситуаций

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети по природе своей любят решать проблемы и всевозможные задачи, и благоприятная обстановка, создаваемая с раннего детства и позволяющая им взаимодействовать друг с другом, а также непосредственно участвовать в принятии решений, предлагает бесчисленное множество возможностей для развития данного навыка. Полученные при этом впечатления помогают детям научиться ценить различные типы мышления, мыслить логически и творчески и быть активными строителями собственной жизни.

Окиньте взглядом комнату ребенка

Дети постоянно используют навыки решения вопросов и задач (т. е. определенных проблемных ситуаций): когда экспериментируют и исследуют, выбирают материалы и пытаются взаимодействовать: «На какое расстояние брызнет струйка воды?», «Откуда исходит этот звук?», «Что, по-твоему, произойдет, если мы добавим еще один кубик?». Мы часто разделяем обучение детей на эмоциональную, социальную, творческую, когнитивную и физическую составляющие. Но наблюдая за их занятиями в течение дня, мы понимаем, что навыки решения задач охватывают все области развития.

Многогранное мышление

Навыки творческого и критического мышления являются важными компонентами умения решать задачи.

1. Творческое мышление – это способность рассматривать задачу под разными углами и с разных точек зрения. Оно предполагает умение искать разные способы действий, генерировать новые идеи или использовать материалы при помощи уникальных способов. Основа творческого мышления – это готовность идти на риск, экспериментировать и даже совершать ошибки.

Способы развития: для развития творческого мышления, в том числе, нужно учить детей гибко и свободно мыслить. Свободное мышление – это способность беспрепятственно выдвигать идеи; гибкое мышление позволяет видеть разные возможности или по-новому рассматривать объекты или ситуации. Так как процесс решения задач у детей происходит в течение всего дня, вы можете предложить им занятия, способствующие развитию творческого мышления. Вот некоторые из них:

  • «Мозговой штурм» (коллективное обсуждение). Развивайте свободное мышление детей, задавая им вопросы, предполагающие несколько правильных вариантов ответов. Такие вопросы должны касаться интересов детей и реальных жизненных ситуаций. Например, если дети обсуждают ночное время, вы можете попросить их подумать о том, что светится ночью, о людях, которые работают в ночную смену, и о том, чем бы они хотели заняться, если бы у них появилась возможность не спать всю ночь.
  • Размышление. Развивайте гибкое мышление детей, предлагая им высказывать свое мнение о конкретных предметах или ситуациях в вашей комнате. (Помните: это упражнение также лучше всего работает в контексте того, что происходит, т. е. в контексте реальных жизненных ситуаций.) Например, Катя ищет шляпу для театральной постановки в коробке с реквизитом и не может найти. Какие еще предметы она могла бы использовать в качестве шляпы? Могла бы она сделать шляпу сама? И каким образом? Также вы можете во время группового чтения попросить детей поразмышлять над тем, почему мальчик с книжной обложки выглядит грустным.

2. Критическое мышление – это способность мысленно разбивать задачу или идею на несколько составляющих и анализировать каждую из них. Умение сортировать, классифицировать и сравнивать сходства и отличия является частью этого важного навыка. Критическое мышление также можно назвать логическим мышлением.

Способы развития: когда большая задача разбивается на мелкие части, ее становится легче понять и решить.

  • Побуждение к решению. Поощряйте детей практиковать критическое и логическое мышление, задавая им открытые вопросы, такие как: «При помощи скольких способов ты можешь рассортировать эти кубики?», «Сколько ты знаешь разных способов построить дом с помощью этих кубиков?», «Чем бы отличался дом, если бы ты использовал все кубики одного размера?».
  • Умение слушать. Задавая вопросы о том, что, на первый взгляд, не имеет смысла, вы также побуждаете детей мыслить критически. Когда ребенок задается вопросом «Почему на детской площадке есть моя тень, а дома ее нет?» или «Почему я не могу увидеть ветер?», вы не должны предлагать ему единственно правильный ответ. Вместо этого побуждайте детей придумывать и высказывать собственные предположения.

Роль родителей

Вы способствуете развитию навыков решения задач, не столько предлагая детям специальные материалы или особенные занятия, сколько демонстрируя отзывчивое, доверительное отношение. Вот еще несколько полезных способов содействовать детскому развитию:

  • Ежедневно давайте детям достаточно времени для занятий, основанных на их интересах и уровне развития. Свободные, неструктурированные игры предоставляют детям бесконечные возможности для определения и решения задач.
  • Уступите лидерство детям. Наблюдая за взаимодействиями и дилеммами детей, вы можете поддержать их усилия для решения задач и помочь им достичь целей.
  • Подкрепляйте детские решения. Пусть дети знают, что их идеи и усилия ценны для вас.
  • Расширяйте возможности для проявления творческого мышления и решения всевозможных проблем и задач. Задавайте открытые вопросы, связанные с занятиями детей, чтобы помочь им рассмотреть проблему, которую они пытаются решить, под новыми и разными углами зрения.

Воспитание детей, обладающих хорошими навыками решения задач

Родителям важно выполнять четыре функции – наблюдателя, соратника, координатора (организатора) и примера для наблюдения, поощрения, взаимодействия в качестве партнера, задающего вопросы, а также для обмена с детьми опытом решения задач.

В роли наблюдателя:

  • Отступите и наблюдайте за тем, как дети самостоятельно решают задачу. Иногда кажется, что легче и быстрее вмешаться и решить проблему вместо детей или показать им «правильный» способ решения, но слишком быстрое вмешательство может воспрепятствовать развитию детского мышления или отправить посыл о том, что вы не уверены, что дети способны обдумывать свои задачи самостоятельно. Вместо того чтобы вмешаться немедленно, отступите и понаблюдайте за тем, как ребенок использует собственные навыки принятия решения. Имейте в виду, что способ, при помощи которого ребенок решает задачу, не всегда выглядит как мыслительный процесс. На самом деле, он может выглядеть даже как спор, эксперимент или необычный и неряшливый способ использовать материалы.
  • Сосредоточьтесь на самом процессе. Постарайтесь набраться терпения, поощряя детей пробовать новые способы решения и смотреть на задачи с новых точек зрения.

В роли соратника:

  • Признавайте детские усилия, давая им понять, что вы придаете большое значение тому, что они делают. Поддерживайте детей такими словами: «Посмотри, сколько различных способов ты испробовал, чтобы найти подходящее место для этого кусочка паззла. Ты приложил много усилий, правда ведь?». Иногда, все, что нужно ребенку, – это ваша невербальная поддержка. Улыбка, понимающий кивок головы или поднятый вверх большой палец могут великолепно продемонстрировать вашу поддержку и мотивировать детей на продолжение мыслительного процесса. Помните также о том, что если вы даже просто спокойно сидите рядом, тем самым вы говорите ребенку: «Я понимаю, что ты делаешь, и я знаю, как это важно».
  • Создавайте благоприятную обстановку, в которой дети смогут свободно выражать свои мысли без страха допустить ошибку или не быть принятыми всерьез. Сделайте так, чтобы обстановка, окружающая детей, стала для них защищенной «лабораторией», в которой они ежедневно могут экспериментировать и практиковать навыки решения задач.
  • Предоставьте детям возможности для ничем не ограниченных занятий. Создавайте для детей возможности предлагать и решать собственные задачи и достаточно времени для проверки всевозможных идей и решений.

В роли координатора (организатора):

  • Когда дети заняты решением задач, подкидывайте им провокационные, неожиданные вопросы, чтобы направить их на новые способы мышления. Помните: на открытые вопросы существует множество ответов, которые заставляют детей думать и корпеть над задачами. Недвусмысленные, узкие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет», могут действительно препятствовать мыслительным процессам детей.
  • Поощряйте детей самовыражаться. Вместо того чтобы рассказывать о том, что они могут сделать сегодня в своей творческой мастерской, предоставьте им материалы и пригласите на коллективное обсуждение идей. Вы можете сказать: «Мне нужна твоя помощь. Я принесла целый мешок разных принадлежностей для рисования. Как ты думаешь, как мы можем использовать их?». Затем пусть дети воплощают свои идеи и делают все, что хотят, а вы лишь должны вносить предложения. Такой подход послужит великолепным способом помочь детям освоиться с решением задач. Когда они видят, что у вас нет единственного «правильного» ответа или метода, они перестают бояться сделать что-то «неправильно» и начинают доверять своему замечательному творческому мышлению.
  • Предоставьте различные возможности для того, чтобы дети набрались опыта при решении задач. Предлагайте игры, головоломки, обсуждения и литературу – широкий спектр занятий, которые вдохновляют на творческое и критическое мышление и заставляют детей напрягать свой ум.

В роли примера для подражания:

  • Подумайте о своем подходе к решению проблем. Осознаете вы это или нет, но дети постоянно за вами наблюдают. Они наблюдают, как вы справляетесь с задачами, и копируют ваши методы для решения собственных задач. Обсуждайте с детьми способы решения. Когда возникают проблемы, рассказывайте им о ходе своих мыслей. Например, вы можете сказать: «У меня есть проблема. Я планировала сегодня использовать краски для рисования пальцами, но у нас закончилась бумага для рисования. Как ты думаешь, что нам делать? Может, стоит использовать другую бумагу? Интересно, что из этого выйдет? Или нам нужно подождать до завтра, потому что я не смогу купить ее сегодня вечером? Может, стоит взять в долг несколько листов бумаги у нашего соседа, он ведь учитель, и у она, наверняка, есть». Другими словами, демонстрируйте свободное мышление и позитивное отношение к проблеме, а также приемлемый процесс решения мелких повседневных проблем. И вовлекайте в этот процесс детей как можно активнее, спрашивая их мнения о возможных вариантах решения.
  • Используйте специальные термины. Когда вы разговариваете с детьми, используйте такие слова, как «проблема», «задача», «думай», «идеи» и «решения». Дети начнут использовать их для определения и описания своего собственного процесса мышления.
  • Будьте готовы совершать ошибки. Детей успокаивает тот факт, что взрослые тоже допускают ошибки. Поэтому расскажите детям о своих ошибках, а затем попросите их помочь вам решить проблему, возникшую в результате этих ошибок. Они почувствуют свою важность и в то же время поймут, что допускать ошибки, в конце концов, не так уж и плохо. Ведь ошибки – это отличная возможность учиться.

​Навык решения задач не требует запоминания фактов, таких как названия цветов или форм, или букв алфавита. Он лишь предполагает использование двух очень важных способностей – способности мыслить логически и способности мыслить творчески при использовании и применении фактов для решения задач. Занятия, связанные с решением проблем, сосредоточенные на ребенке и инициированные им, играют жизненно важную роль в развитии способности детей учиться, думать, чувствовать себя уверенно и быть компетентным в понимании собственного мира. Что может быть более важным?

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.

Развитие ребенка
06.05.2016

Источник

Виды помощи для детей испытывающих трудности в обучении

Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебной деятельности поддерживается в том случае, если возникающие трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель в итоге достигнутой. 

Самостоятельная деятельности учащихся в ходе выполнения учебных задач заключается в том, что в случае, когда ученик не может выполнить задание сам, ему предлагается необходимая помощь. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Главное, что умственную деятельность при решении задач ребенок выполняет сам.

Формы и виды помощи бывают разные.

Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае взрослый подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае – указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, можно указать ему на количество ошибок или просто сообщить об их присутствии.

Например, ученик допустил ошибку в решении примера, а всего примеров было восемь и расположены они в два столбика. Можно указать на наличие ошибки в общем виде, или на ошибку в столбике, или в конкретном примере. Таким образом, мера помощи может быть различной.

Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

Направляющая помощь  предусмотрена для случаев, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов, планирования деятельности, в определении первого шага последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены в самом процессе работы. В этом случае ребенок может сам рассказать о своих трудностях: «не знаю, как начать?», «что делать дальше?». Или же трудности выявляются уже после того, когда работа закончена и сделана не правильно. Предусматривается проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Взрослый косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Введение дозированной помощи учащимся как органической части процесса обучения позволяет обеспечить не только обучающий, но и так же лечебный эффект деятельности.

Ставя перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и вводя при этом дозированную помощь, взрослый получает возможность выявить, где находится эта зона у ребенка, позволяет обеспечить успех.

Взрослый может непосредственно показать ученику последовательность и В этих случаях можно прямо или косвенно направить ребенка на правильный путь: обратить внимание таблицу, наглядную опору, помочь сделать первый шаг на пути решения задачи, наметить план действия.

Для повышения эффективности обучения детей с трудностями в обучении создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Повтор инструкции.

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец

  • Демонстрация действий.

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

  • Опора на рифму.

  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

  • Подбор по аналогии.

  • Подбор по противопоставлению.

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

  • Совместные или имитационные действия.

  • Начало действия.

  • Сопряженная или отраженная речь.

  • Начало фразы.

  • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

  • Многократное усиление функции.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к товарищу с вопросами.

  • Работа со словарями на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

  • Группировка по общности признаков.

  • Исключение лишнего.

  • Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

 5. Введение физминуток через 15-20 минут учебной деятельности.

 6. Создание ситуации успеха на занятии.

 7. Благоприятный психологический климат.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 

 9.Синхронизация темпа учебной деятельности с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Оптимальное распределение времени на занятии.

12.Точность и краткость инструк­ции по выполнению задания.

При выполнении домашнего задания можно использовать вопросы.

Требования к вопросам:

•  вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы не должны быть подсказывающими;

•  вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы не следует сильно дробить;

•  вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ребенку время подумать. 

что само по себе является источником желания учиться.

Источник