Помощь ребенку в решении актуальных задач развития обучения социализации

Помощь ребенку в решении актуальных задач развития обучения социализации thumbnail

Пояснительная записка

Автор программы: педагог-психолог Ларина Мария Ивановна

   В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является –  определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
  • психологическая поддержка педагогов.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

1. Психологическая диагностика

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать

банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе

воспитания и обучения в школе, используя следующие диагностики:

  • изучение процесса адаптации первоклассников и пятиклассников (наличие тревожности, страхов).
  • выявление эмоциональных связей и сплоченности группы
  • определение уровня умственного развития на разных этапах обучения
  • диагностика профессионального самоопределения учащихся и др.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

1. Подготовительный этап, включающий в себя:

– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;

– составление плана и стратегии исследования;

– выбор методического материала.

2. Проведение исследования.

3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива, подбор и

разработка коррекционно-развивающих программ.

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий

для развития личности каждого ученика.

Задачи:

  • оказание психологической поддержки;
  • формирование позитивной самооценки;
  • помощь в осознании своих возможностей;
  • формирование универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Развивающая работа с учащимися проводится по программам:

  • «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П Локалова.
  • Программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска».

3.Профилактика

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

4.Консультативная помощь (индивидуальное и групповое) – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В начале учебного года составляется план работы с родителями, педагогами, в течении учебного года осуществляются индивидуальные консультации по запросам.

5.Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Основные циклы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

  1.       Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ.
  2. Проведение мониторинга «Исследование базового потенциала одаренности  и предрасположенности учащихся к креативному мышлению»
  3. Диагностика уровня адаптации первоклассников.
  4. Проведение мониторинга «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 1–х, 4-х, 10-х классов)
  5. Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско – родительских отношений».
  6. Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.
  7. Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
  8. Индивидуальные и групповые  занятия с детьми с ОВЗ.
  9. Диагностика будущих первоклассников.
  10. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе.
  11. Работа с детьми «группы риска» –  (программа психологического сопровождения обучающихся « группы риска»).
  12. Психологическое обеспечение профориентации.

Уровни внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения УВП

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классный руководитель совместно с  психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

Читайте также:  Центр развития ребенка в рубцовске

        Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагого-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка.  На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

 Этапы внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения  УВП

1 этап –  подготовительный (2015-2016 учебный год)

– изучение и анализ  модели сопровождения УВП;

– поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

– определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

– корректировка программы в связи с введением ФГОСов;

– материально-техническое оснащение психологической службы (диагностическое и методическое  оснащение).

– разработка программ.

2 этап – практический (2016-2017 учебный год.)

 – введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

– поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;

– внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности)

3 этап – корректирующий (2017-2018 учебный год)

–   создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;

– обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов психолого – педагогического сопровождения;

– корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП

– определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;

4 этап – обобщающий (2018-2019 учебный год)

-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;

– определение перспектив и путей дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения.

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического

сопровождения УВП:

– успешная адаптация учащихся в УВП;

– гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

– успешная адаптация и социализация детей «Группы риска»;

– создание мониторинга психологического статуса школьников.

План реализации 

программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Ответственные за реализацию плана программы:  социально-психологическая служба школы

Содержание деятельности

Сроки

Психологическая диагностика

1

Диагностика уровня готовности к школьному обучению детей, посещавших ДОУ.

Сентябрь

2

Диагностика уровня адаптации первоклассников

Сентябрь

3

Мониторинг «Исследование базового потенциала одаренности  и предрасположенности учащихся к креативному мышлению»

Октябрь

4

Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.

Октябрь

5

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 1–х классов)

Ноябрь

6

Мониторинг «Изучение межличностного взаимодействия учащихся 8-х классов и проявление жестокости в детско – родительских отношений».

Ноябрь

7

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 10-х классов)

Февраль

8

Мониторинг «Исследование предпосылок  личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»  (среди учащихся 4-х классов)

Март

9

Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на ВШУ.

Апрель

10

Психологическое обеспечение профориентации.

Март

11

Диагностика учащихся по запросу классных руководителей, администрации школы

Постоянно

Коррекционно-развивающая деятельность

1

Составление и обновление коррекционно-развивающих программ

Сентябрь

2

Индивидуальные занятия с детьми, состоящими на ВШУ

В соответствии с индивидуальным планом программы реабилитации

3

Групповые занятия с детьми, состоящими на ВШУ

Один раз в месяц

4

Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ

В соответствии с планом реализации коррекционно-развивающей программы  для детей с ОВЗ

5

Индивидуальные и групповые занятия с учащимися по запросу классных руководителей и администрации школы

Постоянно

6

Психологическое сопровождение обучения в начальной школе

Постоянно

7

Работа с родителями по запросам

Постоянно

Профилактическая деятельность

1

Проведение классных часов в 1-11 классах по различным темам

Постоянно

2

Индивидуальная просветительская работа с  учащимися различных категорий

Постоянно

3

Выступление на классных родительских собраниях

По запросу классных руководителей

4

Выступление на общешкольных родительских собраниях

В соответствии с планом работы школы

5

Индивидуальная просветительская работа с родителями учащихся различных категорий

Постоянно

6

Оформление стенда СПС по различным темам

В соответствии с планом работы СПС

7

Размещение информации на сайте школы

В соответствии с планом работы СПС

8

Распространение информационных листовок соответственно тематике проводимых мероприятий

В соответствии с планом работы СПС

Консультативная помощь

1

Индивидуальные консультации учащихся по запросам

Постоянно

2

Индивидуальные консультации родителей по запросам

Постоянно

3

Индивидуальные консультации педагогов по запросам

Постоянно

Психологическое просвещение и образование

1

Проведение классных часов в 1-11 классах

В соответствии с планом СПС

2

Выступление на педагогических советах школы

В соответствии с планом работы школы

3

Выступление на общешкольных родительских собраниях

В соответствии с планом работы школы

Читайте также:  Основные показатели физического развития ребенка в 2 года

Литература:

1.     Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

2.     Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

4.     Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение

Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г. Санкт-Петербурга

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение личности опирается на естественное развитие ребенка, его возрастные и личностные достижения, позволяет признать безусловную ценность внутреннего мира. Взрослый – не просто опора, он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, точнее создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.

Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение».

Под сопровождением, по мнению Е. И. Казаковой, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых ребенок учится определять для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. [4]

В работе Щеголь отмечено, что психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. [8]

М. Р. Битянова пишет, что сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. [1]

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой в соответствующем возрасте.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, в освоении значимых и наиболее ценных методов познания, общения и понимания себя и других.

– психологическое обеспечение образовательных программ;

– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации. [3]

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника.

  2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех детей, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. [6]

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 394

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

– профилактика;

– диагностика (индивидуальная и групповая);

– консультирование (индивидуальное и групповое);

– развивающая работа (индивидуальная и групповая);

– коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

– экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В психолого-педагогическом сопровождении ребенка предусматривается обеспечение: необходимости системного сопровождения, его непрерывного характера, а также опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия.

Можно согласиться с точкой зрения О. Ю. Тришиной, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

  • открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;

  • учет индивидуальных особенностей;

  • ориентация на успех;

  • профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение. [7]

С. А. Маркова отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:

1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);

2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;

3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;

4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;

  1. Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений. [5]

Перспективным направлением является создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультативную и коррекционно-развивающую работу и др., с другой – объединила бы усилия всех субъектов: педагогов, детей, родителей. Обозначенный результат может быть достигнут посредством системы психолого-педагогического сопровождения программ развития ребенка, которая будет способствовать разработке технологий, способствующих расширению и углублению компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности ребенка, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации, грамотной организации работы с семьями и педагогическим коллективом.

Такая система может быть разработана только совместными усилиями науки и практики, организацией единого пространства для апробации научных идей и диалога специалистов в сфере образования, здравоохранения и управления образованием.

Список литературы

  1. Битянова М. р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

  2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.

  3. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Иваненко. – Екатеринбург, 2005. – 22 с.

  4. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. 1–3 апр. 1998 г.. – СПб., 1998. – С. 67–82

  5. Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога // Педагогика. – 1994. – No 6.

  6. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.—— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.

  7. Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза [Текст] : автореф. дис… канд. пед. наук / О. Ю. Тришина. – Кемерово, 2006. – 23 с.

  8. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щёголь // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.

Источник