Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития мамайчук ильина скачать
В данном научно – практическом пособии подробно анализируются теоретические, методологические и методические проблемы психологической помощи детям. Описываются особенности детей с задержкой психического развития, и приводится комплекс коррекционно- развивающих упражнений для занятий с детьми с задержкой психического развития.
Книга будет полезна психологам, родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с детьми.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
В книге рассматриваются проблемы нарушений психического развития у детей и основные направления и методы психологической помощи. На основе многолетнего опыта научно – практической работы автор анализирует психологические закономерности нарушений нервно – психологического развития у детей, раскрывает специфику психологического консультирования, психологической коррекции, психологической поддержки и других видов психологической помощи детям с проблемами в развитии. Предлагаются оригинальные психо – коррекционные техники для детей с различными формами и степенью тяжести нарушений в психическом развитии.
Книга будет полезна не только психологам, работающим в области клинической и возрастной психологии, но и родителям, педагогам – дефектологам, социальным работникам и другим специалистам.
Нартова – Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. – М.: Генезис, 2004. – 310 с.
Популярное издание, посвященное наиболее актуальным проблемам детской и семейной психологии, построено в форме вопросов и ответов. Рассматриваются психологические трудности, вызванные естественным развитием ребенка и семьи в целом, нормативными кризисами, экстремальными ситуациями и индивидуальными особенностями людей. Книга адресована широкому кругу читателей – родителям, практическим психологам, студентам, получающим психологическое образование.
Юрченко, О. Вся правда о лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков? – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 160 с.
Что делать, если ваш ребенок вас обманывает?
Читать мораль? Ругать? Надеяться, что само пройдет?
Нет! Нужно в первую очередь понять, что стоит за неправдой, сказанной ребенком: безобидная фантазия, страх родительского наказания, угрозы со стороны сверстников или тонкая манипуляция? Лишь узнав и устранив настоящую причину лжи, мы сможем жить в правде, любви и мире со своими детьми.
Эта книга дает нам инструменты для работы с детским обманом. В ней собраны сказки, стихи, рассказы, в которых тем или иным образом затрагивается проблема лжи. Чтение этих рассказов и работа с ними (ответы на вопросы, проигрывание ситуаций и т.д.) поможет нам навсегда избавиться от проблемы детской лжи.
Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.
Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга.
В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей.
Интернет ресурсы
https://www.solnet.ee/
Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко». Для детей – развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы. Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, – масса стишков и загадок, собранных по темам. Пословицы, сценарии к детским праздникам.
https://lukoshko.net/
Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей.
https://www.raskraska.ru/
Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.
https://www.detstvo.ru/
Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.
https://www.danilova.ru/
Раннее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.
https://ranneerazvitie.narod.ru/almanah/
Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением – максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека.
«Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».
https://talant.spb.ru/
Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.
https://doshkolnik.ru/
Дошкольник. Этот сайт – для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том. Как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык.
https://wunderkinder.narod.ru/
Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Fash-мультиков и игр.
https://tanja-k.chat.ru/
Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
https://ivalex.vistcom.ru/
Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.
https://kinder.ru
Сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов
https://child-cat.ru
Разные детские ресурсы интернета
https://1001skazka.com
Сайт, посвященный детям
https://detgazeta.ru
Сайт – «Детская газета»: блог, форум, головоломки, анекдоты, мультики, раскраски
https://playroom.com.ru
Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры…
https://skazochki.narod.ru
Сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных
https://teremoc.ru
Детский развлекательный сайт «Теремок»
https://myltik.ru
Детский сайт «Все о мультиках»
https://children.kulichki.net
Юмор для детей
https://teenkids.ru
Сайт для детей
https://koshki-mishki.ru
Детский развлекательно-развивающий сайт
https://ladushki.ru
Сайт для малышей и малышек
https://beautiful-all.nm.ru
Симпатичный Flash-котенок, который следит глазами за мышью и играет с ней
https://potomy.ru
Сайт специально для маленьких почемучек
https://babybooks.narod.ru
Познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть не только изображение домашних животных, но и послушать, как они говорят
https://kindergarden.ykt.ru
Кроссворды и викторины, все интересное детям
https://imama.ru
Картинки для раскрашивания
https://sofa.lk.net
Сайт детского радио онлайн
https://deti.fm
Радио для детей
https://etvnet.ca
Интернет-телевидение для детей
https://spas-extreme.ru
Основы безопасного поведения для детей
https://vseskazki.su/narodnie/bashkirskie-skazki.html
Башкирские народные сказки
https://detskieskazki.net
Детские сказки в формате mp3
https://hyaenidae.narod.ru
Русские народные сказки
https://mp3-slovo.ru
Сказки в формате mp3
https://bedtimestory.ru
Аудиосказки для детей
https://comics.ru
Сказки с картинками
https://mults.spb.ru
Лучшие мультики детства бесплатно
https://multiki.arjlover.net
Великолепная подборка мультфильмов
https://disclas.narod.ru
Русский сайт, где предоставлены наиболее популярные классические мультфильмы Диснея
https://multos.ru
Детские мультфильмы бесплатно
https://kinovideo.org
Трансляция детских мультиков онлайн
http:/multikisssr.ru
Советские мультики онлайн
https://classmag.ru
Современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста
https://murzilka.org
Онлайн журнал «Мурзилка» для детей от 6 до 12 лет
https://mishutka.com
Детский журнал «Мишутка»
https://kartinki.netslova.ru
Сетевой журнал для малышей
https://baby.com.ua
Развивающие игры для детей
https://games.webrostov.ru
Детские flash-игры
https://absolutist.ru
Коллекции игр детям
https://multgames.onru.ru
Детские игры онлайн
https://dlmusic.ru
Скачать детские песни
https://audioknigidarom.ru
Скачать детские аудиокниги
https://lull.ru
Колыбельные мира
https://music.lib.ru
Музыкальный хостинг детских песен
https://7ya.ru
Самый семейный сайт интернета
https://detstvo.ru
Сайт для детей, мам и пап
https://mirdetok.tomsk.ru
Сайт «Мир деток» для маленьких и их родителей
https://cheburashka.my1.ru
Сайт, созданный специально для детей и их родителей
https://puzkarapuz.ru
Сайт для мам, пап и их детишек
https://toys-house.ru
«Дом игрушек, дом друзей» для детей и их родителей
https://vkapuste.ru
Все о детях, для детей, полезняшки для детей и родителей
https://naradyge.ru
Сайт как для детей, так и для родителей (радиоспектакли, классические произведения)
https://klepa.ru
Сайт для детей и родителей
https://suhin.narod.ru/
Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина
https://viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
https://edu.1september.ru
Педагогический университет «Первое сентября»
https://festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
https://nic-snail.ru
Центр творческих инициатив «Snail»
https://fsu-expert.ru
Сайт общественно-государственной экспертизы учебников
https://unk.future4you.ru
Сайт исследовательских и творческих работ учащихся
https://mon.gov.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
https://www.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
https://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://fcior.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
https://portfolioprosto.jimdo.com/
Портфельчик – все о портфолио
Источник
Консультация психолога
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
С каждым годом увеличивается процент детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети посещают дошкольные учреждения общеразвивающего типа. Команда специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу развития, помогают воспитателям адаптировать образовательную программу детского сада, учитывая степень нарушения в развитии данной категории детей. Дети с тяжелыми формами ЗПР могут быть зачислены в структурное подразделение Лекотека.
А теперь рассмотрим 4 основных варианта ЗПР. В работах К.С. Лебединской выделяют следующие типы:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционного происхождения характерны для детей с психофизическим инфантилизмом (личностная незрелость). Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции яркие и живые. В поведении, игре преобладают эмоциональные реакции, а так же характерна недостаточная самостоятельность. Таким детям трудно сосредоточить внимание, подчиниться правилам дисциплины.
У детей с соматогенной формой ЗПР так же наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой являются длительные хронические заболевания. Это тормозит развитие активных форм деятельности, что в последствии приводит к таким личностным особенностям как робость, неуверенность в собственных силах, боязливость, а так же к снижению умственной работоспособности. У детей данног варианта ЗПР неустойчивое внимание, снижен объём памяти, нарушена динамика мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка: неблагополучные семьи, психотравмирующие условия воспитания. Ранняя психическая и социальная депривация (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, т.е. лишение чего-либо) приводит к выраженному снижению познавательной активности, что отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие ситуации способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности как и при ЗПР соматогенного происхождения. Ребенок беъзинициативен, не самостоятелен, что так же сказывается на познавательной активности.
ЗПР церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений психических функций в сравнении с вышеперечисленными формами. В следствие мозговых инфекций и травм, органического поражения головного мозга у детей наблюдается интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного мышления, речи. У детей наблюдается нарушение сенсомоторной интеграции, темпа восприятия.
Психологическая помощь детям с ЗПР
С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:
- совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
- сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
- формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
- формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
- целенаправленное развитие речи, ее функций.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, следует ориентироваться на следующие направления работы:
1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
2. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
- обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
3. Целенаправленное формирование высших психических функций:
- развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
- формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, операционных и регуляционных компонентов:
- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- целенаправленное формирование игровой деятельности;
- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутических проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
- целенаправленное формирование функций речи;
- особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
- обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Литература
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Источник