Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития

Ирина Кацюба
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

— срисовывание с образца;

— работа с трафаретами;

— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

— раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитиетактильной чувствительности:

— в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая;

— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

— выкладывание фигурок из круп;

— игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей.Можно использовать следующие приемы:

— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

— повторение ребенком задания вслух;

— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощьюкоторых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:

— формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

развитие ручной моторики;

— сенсорное воспитание;

развитие мышления;

развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Рекомендации родителям.

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому ро-дители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Основными задачами работы психологас родителями можно считать:

помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;

— обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

— ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

Источник

Консультация психолога

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

С каждым годом увеличивается процент детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети посещают дошкольные учреждения общеразвивающего типа. Команда специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу развития, помогают воспитателям адаптировать образовательную программу детского сада, учитывая степень нарушения в развитии данной категории детей. Дети с тяжелыми формами ЗПР могут быть зачислены в структурное подразделение Лекотека.

А теперь рассмотрим 4 основных варианта ЗПР. В работах К.С. Лебединской выделяют следующие типы:

  • конституционального происхождения;
  • соматогенного происхождения;
  • психогенного происхождения;
  • церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционного происхождения характерны для детей с психофизическим инфантилизмом (личностная незрелость). Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому развитию ребенка более раннего возраста. Их эмоции яркие и живые.  В поведении, игре преобладают эмоциональные реакции, а так же характерна недостаточная самостоятельность. Таким детям трудно сосредоточить внимание, подчиниться правилам дисциплины.  

У детей с соматогенной формой ЗПР так же наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой являются длительные хронические заболевания. Это тормозит развитие активных форм деятельности, что в последствии приводит к таким личностным особенностям как робость, неуверенность в собственных силах, боязливость, а так же к снижению умственной работоспособности. У детей данног варианта ЗПР неустойчивое внимание, снижен объём памяти, нарушена динамика мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка: неблагополучные семьи, психотравмирующие условия воспитания. Ранняя психическая и социальная депривация (негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, т.е. лишение чего-либо) приводит к выраженному снижению познавательной активности, что отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие ситуации способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности как и при ЗПР соматогенного происхождения. Ребенок беъзинициативен, не самостоятелен, что так же сказывается на познавательной активности.

ЗПР церебрально-органического генеза отличается большей выраженностью нарушений психических функций в сравнении с вышеперечисленными формами.  В следствие мозговых инфекций и травм, органического поражения головного мозга у детей наблюдается интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного мышления, речи. У детей наблюдается нарушение сенсомоторной интеграции, темпа восприятия.

Психологическая помощь детям с ЗПР

С учетом перечисленных выше особенностей можно определить основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:

  • совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков);
  • сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности);
  • формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление;
  • формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками;
  • целенаправленное развитие речи, ее функций.

Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, следует ориентироваться на следующие направления работы:

1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

2. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

 3. Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • развитие творческих способностей.

4. Формирование ведущих видов деятельности, операционных и регуляционных компонентов:

  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
  • целенаправленное формирование игровой деятельности;
  • формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа. 

5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, аутических проявлений, отклонений в поведении. 

6. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • целенаправленное формирование функций речи;
  • особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР.

7. Формирование коммуникативной деятельности:

  • обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
  • формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Литература

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии, Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
  3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Источник

Психологическая помощь детям с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стребелева[1] выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

  • срисовывание с образца;
  • работа с трафаретами;
  • обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
  • раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк[2] включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

  • в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая;
  • сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
  • выкладывание фигурок из круп;
  • игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:

  • поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
  • проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
  • повторение ребенком задания вслух;
  • вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
  • привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой[3] представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:

  • формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
  • развитие ручной моторики;
  • сенсорное воспитание;
  • развитие мышления;
  • развитие речи.

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Рекомендации родителям. 

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Основными задачами работы психолога с родителями можно считать:

  • помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
  • обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
  • ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

[1] Стребелева Е. А., Ветер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.

[2] Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001.

[3] Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001

Источник