Помощь педагога в развитии ребенка
Консультации для воспитателей.
Автор: Климова Алёна Анатольевна, воспитатель,педагог-психолог детского сада N32 «Дружные ребята» компенсирующего вида, г. Старый Оскол.
Дошкольный период, формирует важные предпосылки в развитии личности ребёнка. Уже с четырёх лет ребёнок понимает ценность жизни, определённых вещей окружающих его, что порождает индивидуальность человека, самореализацию, личностный рост. Формирование и развитие личностных качеств, мировоззрение детей дошкольного возраста, реализуется через их интеллектуальное развитие. Развиваются психические процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление. Развитие и течение всех выше перечисленных процессов происходит именно через активную деятельность ребёнка. Дошкольный возраст определяет постоянное движение, дети спешат познать мир, в котором живут, учатся быстро воспринимать и осознавать многие ситуации происходящие вокруг них, именно это стремление к познанию определяет дальнейшую форму развитие психических процессов. Поэтому одна из важнейших задач педагога, является правильно сформировать и направить в нужное русло умственные способности дошкольника, которые помогут ему познать окружающий мир.
Очень важно для педагога развить на начальном этапе жизни ребёнка такие психические процессы как: внимание, память, восприятие, мышление. Внимание является важнейшим качеством, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывание лишней. Уровень внимания во многом определяется успешностью обучения ребёнка. Внимание обладает несколькими свойствами: объёмом, устойчивостью, избирательностью, концентрацией, произвольностью. Нарушение хотя бы одного из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Память представляет собой большой комплекс различных процессов, с помощью которых ребёнок воспринимает, запоминает и хранит информацию, полученную с внешнего мира. Если хоть один из этих критериев не правильно воспроизводится, то в дальнейшем могут возникнуть трудности в обучении. В дошкольном возрасте у детей в большей степени преобладает механическая память, поэтому ребёнку намного легче усваивать тот материал, который педагог ему предлагает. Для детей более естественно запоминание материала включённого в игровую деятельность. Третий психический процесс, который является главным в умственном развитии называется восприятие. В дошкольном возрасте приоритетным является сенсорное восприятие. Восприятие у ребёнка очень хорошо сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребёнком навыками письма, чтения, счёта. Мышление дошкольника, зависит от его жизненного опыта. Ребёнок ещё не умеет устанавливать связи и отношение предметов логическим путём. Способность дошкольника мыслить, приводит к определённым изменениям в поведении и психики. Возрастает потребность личностного роста, самовыражения, самоконтроля и самостоятельности в любой деятельности, свойственной данному возрасту.
Педагог обязан в своей работе помочь правильно сформировать и развить интеллектуальные способности детей основываясь на их индивидуальных особенностях, предпочтениях в той или другой деятельности, на их поведении в социуме. Только после оценки всех критериев индивидуальности ребёнка, планомерно и не спеша вырабатывать стратегию развития умственных способностей детей. Важно знать, что в дошкольном возрасте самым главным принципом развития психических процессов является игровая деятельность, через которую ребёнок учится воспринимать окружающих и саму среду, в которой он находится. Игра развивает Пне только умственные способности ребёнка, но и нормализует эмоциональную сфере, а также коммуникативные навыки, которые положительно влияют на развитие личности в целом.
Дошкольный возраст определяет собой гибкость и пластичность течения психических процессов в мозговых структурах ребёнка, поэтому очень важно педагогу не упустить все важные аспекты в обучении ребёнка, для успешного развития интеллекта.
Источник
Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.
Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.
Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка – это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по – доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.
Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной” волне” с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Источник
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.
1 «Мозговой штурм»
- Для чего нужна педагогика поддержки?
- Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
- Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.
2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Давайте обратимся к терминологии.
Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку
Педагогика поддержки
То есть педагогическая поддержка –это
- помочь другому обрести уверенность;
- подкрепить то положительное, что есть в личности;
- удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.
Каковы же нормы педагогики взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок – главное» – правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Вы знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.
А каковы же средства педагогической поддержки?
3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
4. Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.
Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.
Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.
Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми
5. Методы педагогической поддержки
Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.
1.Методы педагогической поддержки здоровья:
- Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
- Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
- Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)
2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:
- Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
- Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
- Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
- Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)
4. Методы развития самостоятельной личности:
- Метод поощрения
- Метод «ролевой игры»
- Метод самодиагностики
- Метод самооценки
- Метод самоорганизации
- Метод самореализации
- Метод самоконтроля
- Метод самопрогнозирования
Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.
Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.
Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.
В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.
Памятка
«Этапы, основные направления и способы осуществления
педагогической поддержки ребёнка
в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности |
I. Сигнальный | 1. Определение проблем ребёнка: Обращение родителей к педагогу или администрации школы; Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения. 3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. |
II.Контактно-созидательный | Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. Поиск и установление первоначального контакта с учеником. |
III. Диагностический | Организация доверительной беседы с учащимся. Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка. Определение причин возникновения проблемы. |
IV. Проектный | Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы. |
V. Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы. 2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. |
VI. Результативно-аналитический | совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы. |
Источник