Помогает ли чтение ребенку развитию речи
Часть 1 можно прочитать здесь.
Существует еще одно заблуждение: многие считают, что с малышами надо говорить “детским” языком, “сюсюкать”. Детям, якобы, так понятнее. Но ведь в течение нескольких месяцев до рождения малыш слышал нормальную речь, привык к ней, возможно, даже начал ее понимать. И вдруг с ним начинают говорить на каком-то новом, нелепом наречии. Это не только не может помочь развитию речи ребенка, но, скорее даже навредит, собьет маленького человечка с толку. Даже если ваш малыш уже начал лопотать, не поддавайтесь обаянию его смешных словечек, не пытайтесь сами их копировать, лучше каждый раз произносите сказанное им слово правильно, и очень скоро кроха научится этому сам.
Мы уже говорили о том, что еще до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают. Взрослые. А ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок “Олвейз”.
Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать “посмотреть мультики” уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами. Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от “Крокодила Гены” до “Ежика в тумане”, очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше трех лет и понемногу, возможно, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, “Том и Джерри”, где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).
Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, — это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских книгах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм – это ожившая сказка, американский – озвученный комикс.
О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический и материнский опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!
Отсутствие у детей текстового мышления – одна из главных проблем как начальной, так и средней школы. И если вы хотите, как теперь модно, “подготовить ребенка к школе”, то стоит заняться именно развитием навыка работы с текстом, а вовсе не натаскиванием на решение арифметических задач или отработкой навыков каллиграфии. Как можно больше читайте малышу, лучше всего – проверенные временем книги, не увлекайтесь новомодными поделками и “рифмованным бредом”. Когда ребенок будет готов, научите его читать самостоятельно, но не форсируйте: нормально развитый малыш может начать читать и в два с половиной, и в шесть лет. Это может зависеть и от склада характера, и от физических особенностей ребенка. Если ваше чадо уже научилось читать, всячески поощряйте его, дарите хорошие книги с красивыми картинками, запишите в библиотеку. Поговорите с малышом о героях только что прочитанной книги. “Забудьте” подробности, пусть малыш вам их напомнит, придумайте свое продолжение истории, попробуйте немного изменить сюжет и представить себе, как бы тогда развивались события. Нарисуйте портреты любимых героев или слепите их из пластилина. Поощряйте ребенка, если он любит “играть в книги”, разыгрывая с игрушками, с друзьями или с самим собой прочитанные истории. Если малыш захочет, станьте участником, режиссером или оформителем его представлений, только ни в коем случае не навязывайтесь, возможно, ему нужно осмыслить прочитанное в одиночестве.
Для развития речи очень полезны импровизированные домашние спектакли, особенно здорово они удаются на даче, где много праздной детворы и масса возможностей для творческих экспериментов, которые можно производить, не боясь разбить зеркало в прихожей или потревожить покой бабушки с нижнего этажа. Натяните занавеску на веранде – это будет “сцена”, прямо в саду расставьте стулья или просто разложите покрывала, подушки, доски, — все, что попадется под руку, вот вам и “зрительный зал”. А пьесу можно взять готовую или сочинить самим, тут уж можно не бояться переврать сюжет. “Красная шапочка – 2” или “Три поросенка – двадцать лет спустя” пойдут на ура. Такие спектакли хороши еще и тем, что в них могут вместе участвовать дети любого возраста. Ироничный тинейджер возьмет на себя музыкальное сопровождение на гитаре, а двухлетний карапуз с радостью исполнит роль ручного хомяка.
Бурное развитие аудио – видео – мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать “киномехаником” и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …
Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру или вместе побродить по Всемирной Паутине. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом “мочи все, что движется!” И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки. Ну, а если компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, почитать или просто посидеть рядышком.
Может показаться, что такие занятия с ребенком требуют огромного количества времени. И хотя, конечно, посадить чадо перед экраном телевизора или дисплеем компьютера гораздо проще, тем не менее, времени нужно не так уж и много. Вы ведь можете разговаривать с ребенком, занимаясь домашними делами, петь ему песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице. Ну, а на многое действительно требуется время. Но разве нельзя сэкономить его за счет чего-нибудь другого, например, болтовни с подругой или выяснения отношений со свекровью? А наградой за ваши труды будет чистая, красивая и правильная речь вашего ребенка.
По поводу сюсюкания. Я раньше была абсолютной противницей всяких детских слов вроде би-би. Теперь их говорю, но все время ловлю себя на мысли “а правильно ли я делаю?”
Навела меня на этот детский лепет мысль ,высказанная одной женщиной про своего сына. Она писала, что ее сын не говорит вообще не потому ,что не может, а потому, что не может сказать асболютно правильно, а с ошибками не хочет.
Об этом я и задумалась, наблюдая за процессом обучения дочери ходьбе. Практически она научилась всему, прежде чем сама самостоятельно стала ходить. Сейчас ,если она и падает, то в основном из-за того, что освоилась и забывает о безопасности. Проблемы садиться вставать у нее не было ,прежде чем она осознанно сделал первый шаг, она могла спокойно, медленно присесть на корточки и посмотреть, если что-то ее заинтересовало, задержаться ,потом также аккуратно посадить попу или встать на колени. Перенося это все на речь (может зря!), я делаю вывод, что и учится говорить она будет также. пока не научится правильно произносить, будет молчать совсем. Может облегчить ей задачу использованием ПАРАЛЛЕЛЬНО с нормальными словами всякие би-би, гав-гав и прочее. К примеру так – вот собака гав-гав. Или я не права?
2000-10-19, Шин
Прочитала статью, интересно. Нашей дочери 2,9 года, говорит по-моему мнению неплохо, хотя ее “одноязычные”
сверстники говорят намного лучше. Дело в том, что мы живем в Израиле и отдали ее в детский сад в возрасте 1,8 года,
именно тогда, когда она только-только начинала говорить по-русски, поскольку дома мы говорим по-русски, а мы
отдали ее в ивритский сад и она замолчала на полгода, что вполне естественно. Сейчас мы по-прежнему разговариваем
в ней по-русски, она отвечает нам на иврите. Слышала, что в Израиле есть вечерние школы, детки до школы изучают
русский язык и много-много другого интересного. Но это только с 4-х лет, т.е. ждать нам еще долго. В статье вы
упоминаете о компьютере, что с его помощью можно легко и быстро научить ребенка говорить, писать, сочинять и
самостоятельно записывать истории. Компьютер мы уже освоили: включить, вставить диск и простые детские
игры типа “Elmo”, “Confy”.
Теперь перехожу к собственно своему вопросу: где можно приобрести эти развивающие и
обучающие программы в интеренете, буду очень признательна Марина.
2000-10-18, Марина Лисагор
Вот не люблю я подобный “цветистый” стиль в статьях. Ну очень трудно вылущивать из всего этого эмоционально насыщенного текста зерна конкертных советов. “Воды много, растекаешься мыслью по древу..” – как говорила моя преподавательница по литературе. Многоуважаемому автору романы бы писАть – русской речи в ее произведениях было бы больше, чем в иных, модных ныне:))
По поводу сюсюканья согласна на все 150%! Вот только – увы!- ни чужим тетям на улице – “У ти пусики, какие маисиськи холесии!” – я сама боюсь разучиться говорить правильно; ни собственным родным бабушкам не объяснишь этого!
Не держать дома комиксы.. хм.. так ребенок найдет их где-нибудь еще. И тем более привлекательны они будут для него, чем больший ужас будут вызывать у родителей. Так что это еще вопрос – как сделать книгу более привлекательной для малыша, чем комикс?
А вот все остальное в статье, имхо, и обсуждать не стОит – общеизвестные истины, не вызывающие уже и трудностей в реализации совсем и ни у кого.
2000-10-18, Рыжик
С чем я не согласна, так это с утверждением о вредности комиксов. Потому что комикс комиксу рознь. Американских не знаю, но вот французский “Астерикс” – тут вам и связный текст, причём часто юморной, тут и профессионально выполненные рисунки, а сюжеты великолепны, способные вызвать интерес к чтанию, а заодно и к истории. Примером может служить мой 5-летний сын, который именно благодаря “Астериксу” узнал, что такое Римская империя, кто такой Юлий Цезарь, римляне, галлы и т. д. И интерес к чтению поддерживается в частности этим комиксом. Он существует и в виде мультиков. Его успех у детей (и взрослых) привёл даже к созданию кинофильма, который, впрочем, оказался слабее рисованных картинок.
Есть и другие комиксы, может , не такие популярные, но ни в коем случае не оказывающие “чудовищное разрушительное влияние на мозг ребёнка”, а скорее всё-таки наоборот. 🙂
2000-12-15, ОМут
К сожалению, вы не ответили на мои вопросы и во второй статье 🙁
Все дело в том, что вы то расместили статью в Интернете, где все за что вы ратуете давно известно и поддерживается большинством читателей, а не сделали адресную рассылку на деревню маме Глаше и маме Тане. Но и наши дети тоже в целом позже начинают говорить не смотря на то, что мы как раз “разговаривали с пузом и т.д. и т.п.” Когда я написала, что по моим наблюдениям в целом дети стали говорить позже, то я имела в виду как раз свое, достаточно продвинутое по вашим же словам окружение, а не деревню и переферию, где на 99 процентов туго пеленают и Спока держат за библию. Таким образом все ваши рекомендации и так соблюдались, а дети заговорили позже! Значит, по законам банальной логики, причина не в этом, не так ли?
2000-11-08, Маша
Конечно, ребенку гораздо легче произносить простые слова типа “би-би”, “гав-гав”! И никто не мешает Вам предлагать дочери самой вибирать, ЧТО ей говорить. Например, Вы говорите: “Вот собака. Как говорит собака? – Ав-Ав” . Я сынишке именно так говорю. Мы тут в 8 месяцев болтать начали, а к году замолчали – а сейчас опять фонтаном забили слова. И он сам выбирает, как называть предметы
чайник – “тяйн”, кошка – “мяу-мяу”, ворона – “кар-кар”. Может, это не правильно, я не знаю. Но если показать на пролетающую ворону и назвать ее “ворона”, сынишка радостно так – “кар-кар”. Мне кажется, это выход.
2000-10-19, Рыжик
Шин, а я так и делала. Сначала говорила типа “собачка -ав-ав”, потом “Вон собачка побежала. Она говорит ав-ав”, потом “собака лает ” и т.д., усложняя, ну и в таком же стиле. 😉 Главное, во- время перейти на нормальную речь. Некрасиво, когда 3-4-х летний ребенок говорит по-детски. Мой ребенок плавно перешел к взрослой речи, говорила нормально. Всему свой возраст. мнекажется, что в “сюсюканье” тоже есть свой смысл, но только когда он в очень раннем возрасте.
2000-10-19, Nata
Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.
Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.
Чем полезно чтение?
- Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
- Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
- Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
- Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
- Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.
«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»
Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.
Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.
Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.
Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте
Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.
Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.
«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»
Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ
Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.
Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.
Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся
У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.
Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.
«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.
Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.
Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.
Источник