Польза неваляшки для развития ребенка
Первые друзья
Сколько игрушек нужно грудному ребенку и какими должны быть эти игрушки? Такой вопрос задают себе многие молодые родители. Попробуем ответить на него, учитывая потребности растущего ребенка. Предпочтения в игрушках в течение первого года жизни меняются: малыш растет, что-то становится для него непривлекательным, а прежде не интересовавшие игрушки вдруг переходят в разряд любимых. Поэтому не может быть строгих ограничений по количеству необходимых игрушек для крохи того или иного возраста. Хорошая игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка – быть не слишком сложной, чтобы не вызывать у него досады и разочарования, но и не примитивной. Рассмотрим, какие игрушки целесообразно приобрести для вашего малыша, исходя из его возраста.
Елена Федорова
педагог-психолог,
преподаватель кафедры
педагогики и сихологии детства УрГПУ
От О до 3 месяцев
На этапе адаптации ребенка к окружающему миру целесообразно предлагать игрушки и предметы для зрительного и сенсорного восприятия. Это могут быть следующие игрушки:
Погремушки. Погремушки разных размеров и форм, контрастных цветов, изготовленные из разнообразных материалов (дерево, пластмасса, ткань), пожалуй, являются самыми первыми игрушками в жизни малыша. Это не случайно, поскольку игра с такими предметами как раз способствует зрительно-слуховому сосредоточению крохи, привлекает его внимание и учит выделять из множества окружающих звуков «голос» погремушки. Можно приобрести около 10 погремушек при условии, что все они будут отличаться друг от друга разнообразием материалов и цветов, тембром звучания, формой и размерами.
Мобиле,музыкальнаякарусель
Мелодичное звучание музыкальной карусели вызывает у малыша приятные слуховые ощущения, развивая слуховое восприятие. Кроха с интересом будет наблюдать, как вращаются яркие игрушки мобиле. Одновременно задействованы два способа восприятия – зрительное и слуховое. Достаточно купить 1 мобиле со съемными игрушками и время от времени заменять их новыми.
Резиновые игрушки
Как правило, это игрушки, изображающие животных, птиц, персонажей мультфильмов и сказок, а значит, они знакомят младенца с окружающим миром. Кроме того, при сжатии игрушка пищит – этот звук малыш безошибочно выделяет из других звуков: прислушивается, направляет свое внимание на источник звука. Количество резиновых игрушек может быть от 5 до 10.
Игровой центр (турничок)
Он состоит из множества игрушек разной направленности:
панель с кнопочками, на которые можно нажимать – и видеть или слышать производимые этим нажатием эффекты;
безопасное зеркальце, в котором малыш может рассматривать свое отражение;
погремушки, колокольчики;
элементы-пищалки;
яркие подвесные игрушки, до которых крохе нужно дотянуться, чтобы поймать их и потрогать.
Играть ребенок может в положении лежа на спине, на специальном коврике или в кроватке. Одного такого центра будет достаточно, чтобы надолго увлечь вашего кроху и задействовать работу всех органов чувств, тем самым тренируя и развивая их.
Музыкальные игрушки
Они способствуют тренировке органов чувств, развивают слуховое восприятие и сосредоточение, ориентировку в пространстве в поисках источника звука. Количество игрушек зависит от предпочтений вашего крохи: купите 2-3 такие игрушки «на пробу». Крохе нравится? Пополняйте запас, соблюдая следующие условия: игрушки должны быть изготовлены из материалов разной фактуры и иметь различное звучание.
Заводные игрушки
Как правило, такая игрушка заводится с помощью нескольких поворотов, ключа. Это сложное действие малышу осуществить пока не под силу, зато ему очень нравится наблюдать за движением игрушки.
Поскольку основной способ взаимодействия с такими предметами – наблюдение за их движением, хватит 1-2 игрушек подобного рода.
От 3 до 6 месяцев
Пассивное разглядывание ребенком окружающих предметов уступает место его активному взаимодействию со ср¬дой. Малыш тянется к игрушкам, пытается схватить, ощупать, потрогать, выполнить несложные действия. Начало целенаправленного пользования рукой необходимо поощрять и стимулировать.
Мягкие игрушки
Такие игрушки изготовлены из мягкой, приятной на ощупь ткани (флис, велюр, искусственный мех, трикотаж, бархат, плюш и т.д.). Взаимодействие малыша с такими игрушками развивает восприятие фактуры материа¬ла, мелкую моторику, умение ассоциировать получаемые ощущения с их источником. Важное умение крохи – совершать ощупывающие движения рукой – также можно развивать с помощью мягких игрушек. Понадобится 5-10 подобных игрушек, отличающихся друг от друга размерами, разнообразием персонажей. Рассматривая с ребенком мягких зайчиков, кошечек и собачек, полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие «речь» того или иного зверька. Например: «Это лягушка, она квакает: «ква-ква», а это мышка – она тоненько пищит: «пи-пи-пи». Позвольте малышу потрогать игрушку, потеребить ее шерстку, схватить, пожевать или погладить.
Мячи
Детские мячи изготовлены из мягкой, легкой и прочной резины, имеют разнообразную окраску, рисунки. Достаточно на первое время иметь 2-3 легких резиновых мяча разных размеров. Полезно для развития мелкой моторики приобрести мячик с резиновыми «колючками». Покажите крохе, как катится мяч, как подпрыгивает от удара о пол. Можно рассмотреть нарисованные на нем картинки, рассказать небольшой стишок про мяч.
Книжки для младенцев
Их выпускают из специального прочного материала: картона, дерматина, клеенки, ткани. Такие книжки имеют различные дополнения: приспособления, издающие звуки; мягкие или резиновые части; музыкальные устройства; шнурочки, кармашки, вкладыши. Их очень удобно «читать»: рассматривать яркие разноцветные иллюстрации; получать разнообразные ощущения, прикасаясь к различным по фактуре материалам; прислушиваться к разным звукам, приводя в действие музыкальный механизм или используя звуковыеприспособления.Развивающие возможности такой игрушки очень широки: с ее помощью кроха совершенствует осязание, слух и зрение. Количество книжек невозможно ограничить. Начните с покупки 2-3 подобных книг, в дальнейшем ориентируясь на интерес малыша к рассматриванию картинок.
Куклы
Грудной малыш еще не умеет играть в куклы, зато ему очень нравится их рассматривать, тянуться к ним, чтобы потрогать глазки, носик, одежду. Для показа подойдут 2-3 большие выразительные куклы (высотой от 30 см), изготовленные из разных материалов – пластиковые, тряпичные, резиновые и даже фарфоровые. Желательно, чтобы пропорции фигуры и черты лица были приближены к человеческим, а выражение кукольного личика выглядело нейтральным или жизнерадостным. После 6 месяцев можно добавить в игровое поле 1-2 пластиковых пупса-голыша, высотой 10-20 см), очень удобных для захвата и удерживания в маленьких ручках.
Неваляшка
Может стать одной их любимых игрушек малыша в 6-7 месяцев. Игра с такой куклой необычайно увлекательна: можно слушать, как она звенит, ползти за ней, с интересом наблюдать за настоящим чудом –как уложенная на пол кукла возвращается в вертикальное положение без посторонней помощи и смешно раскачивается. В игровом арсенале достаточно иметь 1 неваляшку – малыш долго не утратит к ней интерес.
6-9 месяцев
Во втором полугодии жизни малыш старательно изучает любой попавший в ручки предмет: подносит предмет ко рту, чтобы обследовать его с помощью языка и губ, переворачивает и разглядывает под разными углами зрения, ощупывает, трогает пальчиками детали. На этом этапе развития игрушка должна легко захватываться, иметь гладкую или шероховатую фактуру материала, неровности поверхности.
Общение со взрослым становится «деловым»: малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но совместные игры.
Матрешка
Этаумнаяигрушка вкладыш привлекает малыша своей пестротой, красочностью и способам манипулирования. Покажите крохе, как можно собирать и разбирать матрешку, сочините про нее какую-нибудь забавную историю и разыграйте перед ребенком представление-импровизацию. На примере матрешки малыш знакомится с на родными игрушками, приобщается к культурному миру традиций своего народа.
Вкладывая меньший элемент в больший, ребенок учится соотносить величину предметов, координируя действия рук и глаз. Кроме того, ваш малыш становится обладателем сразу целого семейства, состоящего из 4-7 кукол.
Кубики
Для самых маленьких подходят мягкие и легкие кубики – пластмассовые или из материи. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть кубики, а их количество меньше. Не стоит давать сразу весь набор – достаточно всего нескольких деталей, из которых малыш сможет что-нибудь построить. Для детей в возрасте до 1 года достаточно купить 2-3 набора кубиков из пластмассы, материи и дерева.
Пирамидка
Сборка пирамидки, сортировка ее колец по размеру или цвету способствует развитию интеллекта, совершенствует мелкую моторику и координацию движений ребенка. Первая пирамидка для сборки должна содержать не более 3-4 колец, ведь внимание и усидчивость малыша кратковременны, ему пока трудно кропотливо выполнять заданную последовательность действий. На первое время достаточно 3-4 таких игрушек, изготовленных из разных материалов.
8-12 месяцев
В этом возрасте ребенок изучает свойства игрушки. В этом возрасте детские игры становятся все более сложными и разнообразными: дети любят складывать предметы в емкости и высыпать их оттуда, рассматривать и приводить в действие движущиеся части игрушек, отвинчивать крышки, открывать и закрывать ящики и баночки, строить и разрушать примитивные конструкции из кубиков.
Вкладыши
Самым любимым действием малыша является вкладывание одних предметов в другие. Уже в конце первого года жизни младенцы с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаз. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребенка. Не менее 2-3 наборов вкладышей должны обязательно быть в игровом арсенале.
Коробка форм, сортер
Это еще один вариант вкладышей с прорезями разных форм и размеров, в которые вкладываются соответствующие детали. Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь.
Одного-двух подобных развивающих пособий будет достаточно. Важно только, чтобы формы были простыми и понятными для детей этого возраста (круг, квадрат, треугольник), а фигурки – удобны для захвата и манипулирования.
Юла
Кроха с удовольствием наблюдает за «танцем» этой игрушки, снова и снова приводя ее в действие, развивая мышцы рук. Ребенок учится соизмерять направление и мышечные усилия, чтобы игрушка кружилась и не падала. При вращении юлы слышно легкое гудение воздуха, внутри прозрачного корпуса могут передвигаться шарики, лошадки, человечки. Для игры подойдет одна яркая красочная игрушка, механизм которой малыш в состоянии самостоятельно запустить в действие.
Игрушки-каталки
Для малыша, недавно освоившего вертикальный способ перемещения, наиболее удобны каталки, которые движутся вперед. Кроха как бы опирается на ручку каталки, поддерживая равновесие при ходьбе. Для этой цели подойдут также кукольная коляска, тележка, лошадка. Для прогулок приобретите 1-2 каталки.
Машинки
Сначала кроха, перевернув машинку, крутит колесики, затем делает удивительное открытие: если машинку поставить на пол и подтолкнуть вперед – она едет, совсем как настоящая! Малышам, независимо от пола, очень нравится возить машинки по столу или полу, катать на них куклу. Кроме того, кроха знакомится с основными видами транспорта: автобус, автомобиль, трактор, самолет, поезд, грузовик. Поэтому коллекция машинок должна пополняться. На первое время купите ребенку 3-4 разные по размеру и материалам машинки.
Магнитный дисплей
Это приспособление обучает вашего малыша навыкам рисования. Магнитный экран, прикрепленный к нему карандаш, трафареты представляют готовый набор для юного художника. Рисунки можно легко стирать с помощью специального рычага и тут же рисовать новые. Художественные шедевры вашего малыша на первых порах будут состоять из хаотичных линий и непонятных загогулин. Игрушка имеет существенный «недостаток» – творения вашего крохи недолговечны.
Набор для песочницы
Маленькое ведерко, лопаточка, грабли, сито, формочки – стандартные составляющие такого набора. Игра в песочнице с этими предметами позволяет ребенку познать свойства сыпучего материала – песка, развивает мелкую моторику и координацию движений (малыш учится брать песочек лопаткой, насыпать в ведерко создавать с помощью формочек фигурки). Для игр с песком будет достаточно одного такого набора.
Источник
Неваляшка – это одна из игрушек, которая должна быть у каждого ребенка. Эта игрушка – для самых маленьких, одна из первых игрушек малыша.
В России неваляшки появились в начале 19 века. Тогда они делались в виде купцов, клоунов, девочки на шаре и были деревянными. Они звенели и кувыркались определенным образом. В народе их называли «ваньками-встаньками».
В советские времена была разработана классическая неваляшка в виде красно-белой девочки, которую мы все помним.
Сейчас традиция сюжетных неваляшек из дерева возвращается.
Чем хороша неваляшка для младенца первых 6ти месяцев жизни:
- Изображение лица, которое почти всегда присутствует в неваляшке – согласно исследованиям психологов, очень нравится новорожденным
- Волнообразная форма неваляшки – опять же – одна из наиболее предпочитаемых новорожденными форм
- Яркие цвета, контрастность изображения – хорошо для развития глазок младенца, его зрительной чувствительности
- Мелодичное звучание игрушки привлекает малыша и стимулирует слуховое восприятие
- Интересные свойства неваляшки завораживают малыша, для него это – «живая» игрушка, которая при прикосновении к ней приходит в движение
Как играть с неваляшкой?
В 3-6 месяцев
Познакомьте ребенка с неваляшкой. Расскажите, кто это, покажите, как она звенит, как «пляшет».
Положите малыша на животик, поставьте неваляшку так, чтобы он мог дотянуться до игрушки ручкой. Малыш будет ловить неваляшку, пытаться до нее дотронуться. Игрушка будет «убегать» от ребенка и звенеть – это может очень заинтересовать его.
Привлеките внимание ребенка к неваляшке, поводите игрушкой перед ним, чтобы он прослеживал за ней глазками. Затем спрячьте неваляшку за коробкой или каким-нибудь предметом. Спросите: «где неваляшка?», а потом снова покажите ее: «Вот она!»
Положите неваляшку в ноги ребенку, лежащему на спинке. Задевая ее ножками, он будет слышать звон.
В 6-9 месяцев
С 6ти месяцев ребенок способен научиться находить стоящую на постоянном месте игрушку.
Учите его искать привычные предметы. Назовите неваляшку простым, понятным ребенку словом: «ляля» или «миша». Учите реб искать ее: «Где ляля?» Отвечайте сначала сами: «Вот она!» и покажите ее малышу. В дальнейшем малыш сам будет искать игрушку взглядом.
Показывайте ребенку простые песенки, инсценировки с участием игрушки: ляля пляшет, мишка ходит, спрятался. У ребенка постарше можно спросить: «Как мишка пляшет?», тем самым побуждая его к подражанию действиям взрослого, которые он видел ранее.
Спрячьте неваляшку под платочком или одеялом (для начала лучше – полупрозрачный платочек) и побуждайте ребенка найти игрушку: «Где миша? Где?» Если малышу сложно, помогите ему, позвенев неваляшкой под платочком: «Ой, что это, что это звенит?» Помогите стянуть платочек с игрушки и порадуйтесь вместе, что ее нашли: «Вот он! Мы нашли мишку!».
В 9-12 месяцев
В это время у ребенка активно развивается речь (сначала – понимание речи взрослого, и уже потом – собственная речь). Неваляшка теперь превращается в сюжетную игрушку – ведь это тот же мишка, та же кукла или цыпленок. Теперь ее можно использовать для показа различных действий, инсценировки ситуаций, разыгрывания сказок. Начинать следует с демонстрвции ребенку этих действий, потом – малыш сам будет повторять то, что вы показывали.
Например, попробуйте уложить неваляшку спать: «Наступает ночь, темно, пора спать! Ложись спать мишка.» И попробуйте положить игрушку. (Мишка, конечно, же спать не захочет.)
Сопровождайте игру стишком:
Неваляшку мы кладем – неваляшка не лежит.
Неваляшку мы кладем – а она опять стоит!
Не лежит никак игрушка,
Неваляшка-непослушка!
Источник
Эта игрушка стала символом стойкости и выносливости
неваля́шка
ва́нька-вста́нька
кувырка́н
Что такое неваляшка
Детская игрушка, принцип действия которой основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует груз, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх).
История
Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли«кувырканами».
Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре.
Неваляшек вырезали ножом из липы или точили из дерева на токарном станке. Сначала делали две половинки. Снизу внутри круглой деревянной болванки закрепляли грузик.
Потом две половинки аккуратно склеивали, расписывали неваляшку красками, сушили и покрывали лаком. А еще внутри подвешивали маленький бубенчик, и при качании раздавался мелодичный перезвон.
Позднее, в советское время, неваляшек стали делать из пластмассы в виде девочки-младенца или медвежонка.
Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Для многих поколений людей это была первая игрушка в жизни.
В городе Котовск Тамбовской области в 2012 году установлен памятник неваляшке.
Устройство
Ванька-встанька (неваляшка) возвращается всегда в вертикальное положение – это положение его устойчивого равновесия. Для тела, находящегося в устойчивом равновесии, выполняется условие: центр тяжести тела занимает самое низкое возможное положение.
Если при попытке вывести тело из положения равновесия центр тяжести поднимается, то такое равновесие устойчиво.
Схема устройства №1
У Ваньки-встаньки в нижней части находится тяжёлый полушар, центр тяжести полушара при наклоне приподнимается.
Для тела, опирающегося на одну точку, в состоянии равновесия центр тяжести находится на одной вертикали с точкой опоры.
Устройство схема №2
При отклонении от положения равновесия возникает момент силы, возвращающий тело в равновесное состояние с наинизшим положением центра масс.
Звук
Все привыкли думать, что внутри у неваляшки колокольчик. Ведь при покачивании раздаётся мелодичный перезвон. Откороем секрет: нет никакого колокольчика.
Устройство неваляшки (вид сверху)
На самом деле всё так: в нижней сфере закреплен цилиндр из плотного картона или металла.
устройство неваляшки (вид сбоку)
На дне цилиндра расположен балласт, по окружности которого вставлены металлические прутья. В центре на проволоке подвешена круглая металлическая пластина, зачастую медная монетка. Звук образуется при ударе монеты о прутья.
Прототип нашей неваляшки
Дарума — японская традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии — божество, приносящее счастье и исполняющее желание.
Кукла делается из дерева, папье-маше или бумаги и не имеет рук и ног: по легенде после девяти лет медитации у Бодхидхармы атрофировались конечности.
Кукла обычно бывает окрашена в красный или, реже в зелёный, жёлтый или белый цвета. На ней изображается борода и усы, но глаза рисуются без зрачков.
Педагогическая ценность
Эта игрушка совмещает погремушку и стабилизирующее устройство. Привлекает яркостью цвета. Форма удобна и безопасна для малыша.
Развивает слух, воображение, цветовое восприятие, координацию движений. В самом раннем возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ребенок с удовольствием играет в куклу-неваляшку.
Стоит ему наклонить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение.
Чебурка-«родственник»
Преподаватель Ульяновского университета краевед С. Петров обнаружил, что у знаменитого сказочного ушастого героя Чебурашки был дедушка — волжский бурлак.
В старину чебуркой, чебурахом и чебурашкой на Волге назывался непотопляемый деревянный шар на конце бурлацкой бечевы, или поплавок невода. Из этого круглого и полого предмета бурлаки делали игрушки для детей. Деревянные фигурки с помещенным внутрь грузилом, изображавшие баб и мужиков, как две капли воды походили на известных всем неваляшек.
Позднее это слово попало в словарь Даля: «Чебурашка, ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги». Неваляшка и есть настоящий предок Чебурашки.
«Принцип неваляшки»
Неваляшка является примером гениальной инженерной конструкции. Это конструкторское решение используется в судостроении.
Дело в том, что форма нижней части и груза выбрана так, что при наклоне точка опоры смещается в сторону наклона, и между векторами силы тяжести и реакции опоры начинают действовать через рычаг, неваляшка стремится занять такое положение, когда эти векторы совпадут по линии между точкой опоры и центром тяжести.
Это возможно только при вертикальном положении неваляшки. У кораблей и судов центр тяжести всегда выше центра давления (опоры), но они сохраняют остойчивость даже при значительном крене корпуса, здесь тоже действует принцип неваляшки.
Этот принцип используется во многих предметах, где нужна устойчивость : кружки-непроливайки для детей, поплавки и даже «утюги-встаньки».
Фотогалерея — неваляшка
- «Ванька-встанька». Изготовлена в мастерской В.А. Шведова
- Неваляшка «С корабликом». Автор: Татьяна Дубинич
- Неваляшка. Мезенская роспись. Автор: Ирина Антрушина
- Неваляшка «С самолётом». Автор: Татьяна Дубинич
Вы можете приобрести неваляшку или ваньку-встаньку в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Источник