Польза игрушек в развитии ребенка

Польза игрушек в развитии ребенка thumbnail

Роль игрушек в развитии ребенка! Каждый родитель стремится вырастить смышленое, любознательное чадо, не чуждое открытиям и тяге к знаниям. И в этом деле нет лучших помощников, чем развивающие игрушки.

Содержание:

  • Развитие;
  • Игрушки по возрастам;
  • Самодельные.

Игрушки в детском развитии

При правильном подборе игрушки позволяют совмещать приятное с полезным:

  • во-первых, их можно использовать как обычное средство развлечения;
  • во-вторых, как удобный повод ненавязчиво приобщить малыша к окружающему миру, продемонстрировать наглядную разницу в текстурах, расцветках и формах предметов.
Роль игрушек в развитии ребенка

В игровой форме гораздо легче раздвигать границы пространственного мышления, учиться различать звуки, познавать простые истины из разряда «зачем и как нужно делиться с другими детьми». Развивающие игрушки помогают улучшить мелкую моторику, привить усидчивость и внимательность, раскрыть потенциал логического и творческого мышления.

Замечено, что в возрасте от 6 месяцев до 5 лет дети проявляют повышенную тягу к открытиям, способны усваивать информацию с поразительной четкостью и неиссякаемым энтузиазмом. Психологи склонны полагать, что большая часть жизненно важных сведений усваивается еще до достижения 8-летия — благо, в этот период закладывать знания и формировать полезные практические навыки не составляет особого труда.

Какие игрушки развивают ребенка

Выбор «умных» игрушек в первую очередь определяется возрастом крохи.

Роль игрушек в развитии ребенка

Развивающие игрушки от 0 до 1 года

Самая ранняя игровая версия — всевозможные подвески и мобили. Поначалу младенец только наблюдает за движениями ярких штуковин, а затем уже активно пытается до них дотянуться. Таким образом, к 3-месячному возрасту он подходит с достаточно развитой сенсорикой.

Позже на смену подвескам приходят шумные погремушки и колокольчики — они учат фиксировать внимание на конкретном предмете, заставляя координировать движения руки со зрительным восприятием.

Преодолев полугодовалый рубеж, малыши начинают интересоваться цветами и очертаниями объектов, а значит, в дело вступают неваляшки, пирамидки и игровые кубики. Особенно полезны пальчиковые куклы — они подталкивают к речевому общению и тренируют мелкую моторику. Со временем, к 2-3 годам, ребенок насколько втянется в представления, что наверняка изъявит желание заучивать и воспроизводить реплики, вместе со старшими членами семьи.

от 1 до 2 лет

У годовалых детей на первый план выходят не сами предметы, а их связи между собой, и это подходящее время для того, чтобы приступить к сборке простейшего конструктора или пазла. Ребятишек живо интересуют конструкции по типу матрешек — многочисленные коробки с «сюрпризом», когда элементы вкладываются один в другой, — а также изделия со шнуровками.

Для развития мелкой моторики карапузу можно предлагать упругие резиновые игрушки с пищалками. Постепенно он переключит внимание на лепку и примитивные художества, поэтому стоит вовсю запасаться пластилином и пальчиковыми красками.

Большое значение приобретают интерактивные тематические плакаты. Электронные рассказчики познакомят малыша с обитателями флоры и фауны, обучат алфавиту и цифрам, научат различать музыкальные инструменты, прочтут поучительные истории, сказки и стихотворения, разъяснят, как вести себя в той или иной ситуации.

Развитие после 3 лет

Для детей старше 3-х лет выпускают специальные творческие наборы, позволяющие выявить их таланты и наклонности. Приоритетными занятиями становятся аппликация, вырезание бумажных героев, заполнение раскрасок, составление мозаики и головоломок, лепка из пластилина и мягкой глины.

По мере взросления любознательные ребятишки могут пробовать себя в роли экспериментатора, проводить забавные опыты в области физики, химии или биологии – например, выращивать искусственные кристаллы или высаживать пряные травы. В профессиональных наборах недостатка сегодня уж точно нет: одни организуют импровизированную кухню или целый ресторан, другие приглянутся юным следопытам, третьи посвящены строительству, а четвертые – медицине.

Электронные обучающие плакаты по-прежнему не теряют актуальности, но теперь акцент смещается в сторону математических познаний (чем не повод играючи выучить таблицу умножения?) и иностранных языков.

Роль игрушек в развитии ребенка

Самодельные развивающие игрушки

Игрушки для развития, как и большинство детских товаров, не отличаются низкими ценами. Многие родители стараются находить им бюджетную замену, а самые изобретательные с удовольствием мастерят изделия собственными руками. Из подручных материалов, действительно, можно создать немало славных и полезных вещиц, надо лишь приложить чуточку фантазии:

  • Сконструировать самодельную погремушку — абсолютно пустячное дело. Для оболочки сгодится контейнер из-под «Киндер-сюрприза», в качестве держателя используется старая ручка или карандаш (еще проще — обвязать веревочкой, в этом случае игрушка будет задорно подскакивать на руке). Внутрь засыпают рис, манную крупу, песок или, например, фасоль.
  • Соберите коллекцию из пустых спичечных коробков. Оклейте их бумагой так, чтобы каждому соответствовал определенный цвет, затем воспользуйтесь лентой и соедините коробки между собой по типу паровозика. В процессе игры малыши заполняют мини-ящички различными мелочами, распределяя в строгом соответствии с оттенком — например, в зеленый бокс должна отправиться пуговица цвета травы и такая же бусина. Выдвигая и задвигая коробки, ребенок тренирует мелкую моторику.
  • Чтобы развивать навыки счета, устраивайте игры, в которых чаду нужно выбирать предмет с заданным количеством точек, делений или других опознавательных значков. Проще всего собрать баночки от детского питания и расклеить по крышкам небольшие кружочки / треугольнички. На каждую банку нужно прикрепить соответствующую бумажную цифру — по числу элементов с крышечки. В ходе занятия малышу предоставляется объединять разрозненные части, находя «правильные» крышки для емкостей.

Источник

Галина Голикова
Роль игрушки в развитии личности ребенка

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек. И действительно, игрушки в жизни ребенкаиграют большое значение: посредством игр малыш знакомится с окружающим миром, учится общаться, приобретает первые навыки поведения в различных жизненных ситуациях, развивает мелкую моторику рук, воображение.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребёнку. Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребёнка к жизни взрослых. Играя, дети постигают окружающий мир, моделируют своё поведение в будущей взрослой жизни. Игрушки способствуют воспитанию тех или иных черт характера, приобщают к различным профессиям и так далее.

Игрушка, прежде всего, удивляет малыша, а это чувство, по словам А. М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию. Игрушка помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, через неё он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Выбор игрушки – дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

Почему ребенок ломает игрушки?

Как утверждают психологи, ребенок ломает игрушки не из-за того, что он слишком разбалован или не ценит то, что имеет. Существуют другие причины, объясняющие такое поведение.

• Малыши каждый день познают мир, им все интересно и любопытно. Соответственно, у них возникает сильное желание посмотреть, как внутри устроен самолет или из чего сделана кукла.

• Во время сюжетно-ролевых игр дети часто разделяют игрушки на хороших и плохих персонажей. И последних они хотят победить, наказать, уничтожить. А сделать это проще всего, если сломать «плохую» игрушку.

• Иногда дети портят игрушки, когда чувствуют потребность выплеснуть негативные эмоции (злость, обиду, ревность).

В современных магазинах игрушек взрослые, а порой и сами дети, теряются в выборе нужной игрушки. Ассортимент настолько разнообразен, что глаза просто разбегаются. Но часто взрослые не задумываются о том, какие чувства игрушкимогут воспитывать в детях: доброту, внимание, заботу, любознательность или агрессию, злобу, безжалостность и раздражительность. Ведь специалисты не зря утверждают, что игрушки формируют характер ребёнка и влияют на его дальнейшую судьбу. Каким же образом это происходит и как понять, что полезно для детского организма, а что принесёт один лишь вред? Каждый родитель, стараясь идти в ногу со временем, покупает ребёнку много игрушек, покупает то, чего не было в их детстве, то, что им кажется очень современным и модным, но и, конечно же, то чего хочет их ребёнок, а дети всегда хотят больше, больше и больше. Однажды учёные подсчитали примерное количество игрушек в детских комнатах. Это была, по их мнению, просто огромная цифра. Среднее их количество приближалось к четыремстам для одного ребёнка. При таком изобилии он ни одну из них не может полюбить, освоить и многие просто становятся не нужными и, в конце — концов, обесцениваются. не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы – зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.

Родителям важно помнить, что какими бы замечательными ни были детские развивающие игрушки, их не должно быть слишком много. Иначе ребенку сложно будет выбрать, чем поиграть.И еще один существенный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень велика, но гораздо больше для малыша значит внимание близких людей. Играя вместе с ребенком, вы можете легко научить его многим вещам, справиться с некоторыми капризами.

Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия. Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.

Источник

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном – что развивающие игрушки и мелкая моторика – это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

пример тактильных шариков

К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.

Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.

Для примера – сортер для годовалого ребенка

Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.

Игрушки от года до трёх:

1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы – по форме, по цвету и т.д.

2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.

Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности

3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур – достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.

4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.

рамки-вкладыши

более сложный вариант. для детей постарше

Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.

5. Пазлы

Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых – половинок.

Затем переходим именно к пазлам, из двух – четырех деталей.

Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими “букашками” на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я “не могла оторвать” ребенка от игры.

Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.

Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.

Вот эти пазлы Ларсен

6. Конструкторы.

Думаю, в описании пользы не нуждаются – конструирование – тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы – Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.

7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.

Например, игры Никитиных:

“Сложи квадрат”, “Сложи узор”.

Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.

Сложи узор

Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.

Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.

8. Мозаики. Любые.

К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех – креативим и создаем узоры.

9. Шнуровки.

Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года – полутора.

шнуровка

10. Первые настольные игры:

Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.

11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).

Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.

ручной балансир

12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.

Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная – вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев “Колобка” или “Курочки Рябы”. Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.

На всякий случай поясню – это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой “развивающие”.

Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают

игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый “умной игрушкой” по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.

Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.

Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:

Статья по теме – основные категории книг для малышей от 0 до трех лет

Источник