Полтора года ребенку развитие режим питание

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Источник
Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.
Физические параметры
Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:
- мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
- девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.
Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.
В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно
Режим сна и бодрствования
В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.
Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: каким должен быть здоровый режим ребенка в 1 месяц?). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.
Особенности рациона
В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.
Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:
- завтрак – 8:00;
- обед – 13:00;
- полдник – 16:00;
- ужин – 19:00.
Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.
Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня – они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.
Основные правила составления меню:
- В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
- Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
- Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
- Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими
Физическое и интеллектуальное развитие
В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки:
- ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
- он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
- многие малыши начинают быстро бегать;
- кроха умеет присаживаться на корточки;
- у него получается открывать дверь в комнату;
- ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
- он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.
В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:
- с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
- собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
- находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
- отличать кубик от мячика или кирпичика;
- находить одинаковые предметы;
- показывать вещи по просьбе взрослого;
- ориентироваться в формах и размерах;
- собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).
В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой – они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков
В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:
- заменять подручными предметами реальные;
- повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
- изображать «чтение» книги;
- использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
- катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).
Бытовые умения, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:
- начинает приучаться к горшку;
- пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
- аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
- расстраивается, если испачкался.
Речевые навыки
В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.
Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.
В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.
Развивающие игрушки
Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.
Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:
- для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
- для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
- для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
- для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
- для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
- для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.
Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Особенности возраста ( 1,5-2 года )
В возрасте от 1,5 до 2 лет дети переживают резкий скачок самостоятельности. И это побуждает их изо дня в день испытывать на прочность правила, которые устанавливают родители и проверять границы дозволенного.
Дети понимают уже больше, чем могут сказать. Протестуют, говорят «нет» на предложения мамы или папы, стремятся сделать по-своему. Кроме всего этого, у ребенка становится достаточно много сил для того, чтобы подолгу сопротивляться сну.
В 1,5 – 2 года дети могут испытывать очередное обострение «страха разлуки» с родителями. Ребенок может днем не отпускать маму от себя, плакать, как только мама вышла из комнаты, может протестовать засыпанию (не хочет «расставаться») и чаще просыпаться ночью «проверить», рядом ли мама или папа. Это тоже временное явление. Оно может усугубляться, если ребенку не хватает днем общения с родителями и ослабевает, если уделять малышу достаточно времени днем и непосредственно перед сном. Сон часто нарушается, когда ребенок осваивает новый навык, действие или новое понятие. Сон нарушается не с каждым новым навыком, а лишь с теми, которые требуют от ребенка особого напряжения нервной системы – что-то сложное, или то, что не получается. В среднем, малыш может беспокойно вести себя около двух недель, в редких случаях дольше.
Нормы сна и бодрствования
С полутора до двух лет детям необходимо 12,5-13 часов сна в сутки, из них 10,5-11 часов ночью и 1,5 – 2,5 часа днем. В режиме дня у 1,5-годовалых деток уже 1 дневной сон. Обычно переход на 1 дневной сон осуществляется с 13 до 18 месяцев. Такой длительный интервал объясняется тем, что не все малыши готовы сразу перейти на 1 сон: кто-то готов уже выдерживать большее время бодрствования, а кто-то еще не готов, потому может переутомляться. Поэтому не спешите, а наблюдайте за состоянием ребенка и его оптимальным временем бодрствования.
В возрасте 1,5 года – 2 лет ребенок выдерживает от 5 до 5,5 часов без сна. Лучше утром пободрствовать чуть меньше, а перед ночным сном побольше. Но не превышайте больше 5,5 часов, это может утомить и перевозбудить непоседу, что потом скажется на долгом укладывании, капризах, частых пробуждениях ночью или приведет к раннему утреннему подъему. Старайтесь ориентироваться на признаки усталости своего крохи, чтобы найти комфортное время бодрствования и вовремя укладывать спать.
Питание
Рацион полуторогодовалого ребенка значительно расширяется. Он уже приближается к питанию взрослых. В этом возрасте у ребенка уже больше десятка зубов, лучше усваивается пища в связи с все большей зрелостью пищеварительной системы. Ребенок учится жевать более твердую пищу, что помогает развивать челюстной отдел. А задача родителей – обеспечить крохе сбалансированное питание и режим приема пищи.
Малышу уже можно кушать кусочки, потому не стоит все измельчать до консистенции кашицы. Помните, что разнообразие Ваших блюд формирует вкусовые пристрастия у малыша – старайтесь отдать предпочтение здоровой и правильной пище, овощам, фруктам. Также обратите внимание на ее приготовление – лучше варить, тушить, готовить на пару, стараясь исключить приправы и соль. Новые блюда все также вводите постепенно и в течение нескольких дней наблюдайте за реакцией малыша на пищу (состояние кожи и стул).
Для полуторогодовалых обычно подходит 5 – разовый режим питания ребенка: 3 основных приема пищи и 2 перекуса. Кормление по режиму способствует выработке пищевого рефлекса – малыш будет привыкать кушать примерно в одно и то же время, а не «кусочничать». Дети в этом возрасте нуждаются примерно в 1500 калориях в сутки.
Обратите внимание, что до 1 года еда перед сном приводила к более спокойному ночному сну. Однако с возрастом пищеварительная система ребенка изменяется. Потому плотный ужин перед самым сном уже мешает качественному сну. Мы рекомендуем перенести его за 1,5-2 часа до засыпания.
В большинстве своем, если малыш здоров и не болеет, то с полутора лет он не нуждается в еде от ужина до завтрака (около 13-15 часов). Всю еду и напитки лучше предлагать ребенку до чистки зубов, чтобы остатки питания не повреждали зубную эмаль и не приводили к размножению бактерий и кариесу.
Если вы на этапе завершения грудного вскармливания, то с такими взрослыми детками уже сложно идет постепенное отлучение от груди. Действенней будет полный отказ от груди. Но помните про свой настрой и состояние ребенка: подберите наиболее благоприятный для этого день ребенку, когда он выспался и хорошо себя чувствует. При необходимости обратитесь за рекомендациями по завершению ГВ к специалистам по грудному вскармливанию (наши консультанты также являются ими).
Пример режима
Разберемся теперь с режимом в этом возрасте. К 1,5 годам большинство детей переходят полностью на 1 дневной сон. Не стоит резко устанавливать один сон, мы бы рекомендовали чередовать то 2 сна, то 1 в течение 2-4 недель. Чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к более длительному бодрствованию, но при этом мог на другой день компенсировать недосып или перегул за счет 2-го сна.
Рассмотрим признаки готовности ребенка перейти на 1 дневной сон:
– достаточно стабильно спит ночью 10-11 часов;
– с трудом и долго засыпает на 1ый утренний сон;
– утренний сон становится слишком коротким или длинным, и как следствие – мешает послеобеденному сну.
Если вы понаблюдали за малышом и понимаете, что он готов спать 1 дневной сон, тогда Вам помогут следующие рекомендации:
– сдвигайте утренний сон ближе к обеду на 30 минут раз в пару дней;
– делайте плавный переход на 1 сон (в течение 2-4 недель организуйте то 2, то 1 сон);
– следите за качественным ночным сном в те дни, когда ребенок спит днем 1 раз;
– укладывайте пораньше на ночной сон в те дни, когда организован 1 сон;
– не допускайте переутомления.
Предлагаем Вашему вниманию примерный режим для ребенка 1,5-2 лет с 1 дневным сном, на который можно ориентироваться:
- Фиксируем утренний подъем около 7.00-7.30,
- Дневной сон лучше начать в промежутке с 11.30 до 12.30 и длительностью на 2-2,5 часа. Старайтесь продлевать сон, если малыш просыпается через час.
- ночной сон около 19.30-20.00 (ритуалы и подготовка ко сну начинается за 30-40 мин до сна).
Понаблюдайте за признаками усталости ребенка, чтобы найти «окно» сна вечером, когда малыш легче и проще засыпает. Это поможет соблюдать режим. А также помните, что важно уделить внимание подготовке ко сну и расслабляющим ритуалам для засыпания, чтобы малыш, насытившись общением с мамой, спокойнее уходил на ночной сон.
Чем занять Время Бодрствования
Качественное время бодрствования и физические движения влияют на сон и режим дня. Таким образом время бодрствования должно быть активным и насыщенным. Двигательная активность особенно важна в период освоения ребенком новых навыков: прыжков, бега, развития речи и т.д. Если ребенок недостаточно надвигался днем, то он будет труднее и дольше засыпать, продолжать активничать и сопротивляться сну: мама его укладывает силой, а он снова поднимается, ползет, встает, бьёт ногами по матрасу, лезет на руки.
Особенно важно уделить внимание большей активности в первой половине дня. Но не это путайте с переутомлением. Утром можно пошагать-попрыгать, сделать вместе гимнастику, потанцевать, а после дневного сна – прогулки на улице, но не в коляске, а давать малышу возможность побольше шагать, перед ночным сном можно позаниматься более спокойными играми – детская йога или мышечная релаксация, пластилин, кинетический песок, пальчиковые краски или пальчиковая гимнастика. Последняя кстати играет важную роль в снижении нервного напряжения (которое проявляется через мелкую моторику). Потому в течение дня все игры с ладошками, пальчиками, их поглаживание и разминание помогают малышу снять возбуждение и успокоиться.
Около 10 минут совместной игры или общения с мамой, и после этого ребенок готов к самостоятельной игре. Он легче отпустит маму и будет заниматься своими делами.
В этом возрасте ребенок следует за значимым взрослым (за мамой или папой, бабушкой или дедушкой), всё пытается повторить (в том числе за братьями или сестрами). Детям в этом возрасте интересны не их игрушки, а бытовые вещи (кастрюльки, чашки, ложки) или как у мамы (расческа, крем) и у папы (детский молоточек, лопатка). Поэтому попробуйте воссоздать ему такую среду обучения и развития и в домашних условиях!
В 1,5-2 года уже важную роль для режима и развития играют и детские коллективные занятия. На них малыш получает опыт социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учится усваивать социальные нормы (здороваться, подождать, пока освободится игрушка, попросить игрушку, делиться, ждать своей очереди, просить прощения и т.д.). Лучше такие занятия посещать как раз в первой половине дня, чтобы правильно распределить активность в режиме. Хорошему физическому и психическому развитию способствуют бассейн, массаж, прогулки в парке или у песочницы во дворе, а также походы в гости.
Источник