Положение об оценке индивидуального развития ребенка в доу

Согласовано

Председатель ПК МБДОУ д/с №16

_____________               Е.В.Гутова

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ д/с № 16

_______________ И.Н.Ковалёва

Приказ №__ от _________2018г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки индивидуального развития детей

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район

1.Общие положения

1.1.Настоящее   Положение  о  системе  оценки   индивидуального   развития  детей (далее – Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район (далее – ДОУ) разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО), а также Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);

1.2.Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели (индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного процесса ДОУ: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных отношений ДОУ и родителей (законных представителей) детей.

1.4.Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в том числе оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.

1.5.Система оценки индивидуального развития детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей  результатов системы оценки качества образования в ДОУ.

1.6.В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

1.8.Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ:

– индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;

– оптимизации работы с группой детей.

1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.

1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей

  1. Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

2.2.Осуществление оценки индивидуального развития детей систематически и последовательно.

2.3.Оценка индивидуального развития детей направлена на:

– поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

  • учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

3.Организация проведения оценки индивидуального развития

  1. Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.

1 раз в год (в течение первых двух недель мая) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

  1. В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
  2. В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и отмечается в «Картах развития ребенка» и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
  1. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОУ.
  2. Ведение  «Карт развития  ребенка» осуществляется педагогами групп  на  каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Читайте также:  Развитие ребенка в семь месяцев жизни

3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

4. Права участников образовательных отношений

  1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в образовательной деятельности.

5.Обязанности участников образовательных отношений

5.1.Педагогические работники обязаны:

– проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);

  • вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
  • регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты развития ребенка»;
  • обеспечивать  хранение  диагностических  данных  по  каждому  ребенку  в архиве детского сада на протяжении  всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;

– обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с  ходом, содержанием и оценкой результатов  образовательной  деятельности  в  ДОУ,  а  также  (в индивидуальном порядке) с  диагностическими данными их ребенка;

– ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.

5.2.Старший воспитатель обязан:

– обеспечивать наличие «Карт развития ребенка во всех возрастных группах ДОУ;

– проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО на итоговый Педагогический совет;

– осуществлять   контроль   и   методическую   помощь   педагогам   в   проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.

6.Ответственность

  1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОУ.
  2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и результатах образования каждого ребенка.

7.Делопроизводство

  1. Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОУ.

7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете у старшего воспитателя не менее 5 лет.

7.3. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также ОП ДО и Устава ДОУ.

Источник

Принято:                                                               Утверждаю:

на Педагогическом совете                                   Заведующий МБДОУ д/с № 16

МБДОУ д/с № 16                                                  _________           И.Н.Ковалёва

Читайте также:  Как называется возрастной этап связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка психических функций

Протокол № 1от 19.08.2016                                 Приказ  № 158   от  19.08.2016

Положение

о системе оценки индивидуального развития воспитанников

в соответствии с ФГОС ДО

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район

  1. Общее положения

1.1.Положение о системе оценки индивидуального развития детей в  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 муниципального образования Тимашевский район  (далее Положение) разработано в соответствии с:

-Конвенцией о правах ребенка;

-Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

-Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013       № 1014;

-Уставом МБДОУ д/с № 16;

-Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 16.

1.2.Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Образовательные результаты – информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16.

1.3.Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.

  1. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка

2.1.Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО  осуществляется в двух формах педагогической диагностики – уровень освоения ООП ДО по 5 образовательным областям (оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16»); и уровень социализации ребенка и развитие его индивидуальности.

2.2.Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогами возрастных групп.

2.3.Задачи:

-индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция особенностей его развития специалистами Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск);

-оптимизация работы с группой детей.

2.4.Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является:

-комплектность;

-непрерывность;

-диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки);

-уровневость;

-доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно  работающих с ребенком), обобщение информации (диаграмм) для различных групп потребителей (педагогический совет, психолого – медико – педагогиский консилиум ДОУ,  управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск).

2.5.Педагогическая диагностика:

-позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;

-учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;

-позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;

-учитывает представленные в ООП ДО целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

2.6.В старшем дошкольном возрасте (с 5-7 лет) педагогами проводится индивидуальная диагностика развития речи воспитанников с согласия родителей (законных представителей) если в этом есть необходимость на основе дидактических игр и заданий, и результатов предыдущих диагностик  для направления детей к специалистам Центра ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск для своевременного выявления отклонений в развитии и проведении необходимой коррекции.  

  1. Организация проведения оценки индивидуального развития  

3.1. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а фиксируется 3 раза в год – сентябрь, январь, май.

3.2.Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются педагогом возрастной группы и музыкальным руководителем в единую форму и предоставляются старшему воспитателю в виде диаграммы (или отчета развития детей возрастной группы).

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка дошкольника игры

В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

3.3.Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

-старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов,  разрабатывает и предоставляет карты критериев оценки, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;

-педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (стоят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости).

3.4.Оценка индивидуального развития осуществляется:

-при поступлении ребенка в ДОУ (в течение 2-х месяцев);

-в начале (сентябрь), в середине (январь) и в конце учебного года (май)-  в целях определения динамики его развития;

-в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

  1. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

4.1.Оценка индивидуального развития осуществляется наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами.

4.2.Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

-показатель сформирован («ф» достаточный уровень (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 3 балла) -наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;

-показатель в стадии формирования («с» уровень близкий к достаточному (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 2 балла) – проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

-показатель не сформирован («н» недостаточный уровень (на усмотрение педагога используется бальная оценка в данном пункте – 1 балл) – не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения ООП ДО.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми ООП ДО .

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточеый уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализации ООП ДО.

4.3.По результатам педагогической диагностики педагогами составляются индивидуальные образовательные маршруты по коррекции развития ребенка.

4.4.Методологическая основа педагогической диагностики:

-оценка нервно-психического развития детей с 1года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М.Аксариной, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной;

-оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ д/с № 16» (Приложение 1);

-«Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДО» под редакцией Л.С.вакуленко;

-уровень социализации ребенка и развитие его индивидуальности  (Приложение 2);

-оценка речевого развития (Приложение 3).

  1. Контроль

5.1.Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим, старшим воспитателем посредством следующих форм:

-ежедневный текущий контроль;

-тематический контроль;

-оперативный контроль.

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседование.  

  1. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

6.1.Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

6.2.Обобщеные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

6.3.Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

-родители (законные представители);

-педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

6.4.Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:

-педагогический совет ДОУ;

-психолого – медико – педагогиский консилиум ДОУ;

-управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район;

-Центр ПМСС «С любовью к детям» г.Тимашевск.

  1. Документация

7.1.Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом кабинете.

7.2. Карты диагностик, мониторинга обновляются по мере необходимости.

Источник