Положение о сензитивных периодах развития ребенка лежит в основе принципа

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим.
Основные закономерности развития:
1. Неравномерность и гетерохронность:
o Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
o Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую. Эффект накоплений изменений с возрастом. Кумулятивность отражает постепенные количественные изменения развивающихся свойств ребенка, придавая ребенку индивидуальные черты, со временем накапливаясь, они трансформируются в качественные изменения.
5. Дивергентность-конвергентность
o Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
o Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.
Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
Отечественные психологи не раз подчёркивали значение сензитивных периодов в развитии детей.
Так, Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения». Поддерживая идеи Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего – в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) одним из главнейших принципов дидактики». Б.Г. Ананьев очень точно замечает: «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».
Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Общая характеристика сензитивных периодов:
– Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
– Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
– период особой чувствительности и психических отношений;
– сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
– период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
– страсть и приверженность;
– проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
– интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
– временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
– более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;
– этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;
– более или менее медленным спадом интенсивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления:
– В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи; они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.
– В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли,но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим “знанием” из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
– В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
– В возрасте 2.5 – 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.
– В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков – буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
– в возрасте 4 – 4.5 лет: ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.
-в возрасте около 5 лет: ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет. Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, ведь у него изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. Соблюдение первого позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами и в отношении людей к предметам. Соблюдение порядка во времени дает возможность осознать собственный ритм дня, т.е. запустить ход “внутренних часов”; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Соблюдение порядка в поведении взрослых по отношению к ребенку заключается в наличии следующих аспектов: требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения, соблюдаться самими взрослыми, а также быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать поведенческий алгоритм. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и “ребята, которые в открытую курят на остановках”. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.ф
Источник

Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
1. Принцип индивидуального подхода предполагает
– развитие навыков различных видов общения,
– установку на положительный результат общения,
– компенсацию недостаточности жизненного практического опыта,
– развитие навыков социального взаимодействия
2. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений для аномальных детей
– не отличается от массовых,
– вариабельно,
– меньше, чем в массовых,
– больше, чем в массовых
3. В случаях затрудненного общения (при невозможности речевой деятельности) используется
– артпедагогика,
– пиктографическое письмо,
– ритмика
4. К дополнительным формам организации учебного процесса относятся
– экскурсии,
– факультатив,
– уроки
5. Под сложным недостатком понимают
– сочетание нескольких дефектов,
– расстройство общей нейродинамики,
– глубокое органическое повреждение,
– речевые нарушения
6. Олигофрения является выражением
– асинхронии психического развития,
– парциальной ретардации,
– регресса психических функций,
– тотальной ретардации
7. Стремление детей с ранним детским аутизмом сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности определяется как
– агрессия,
–стереотипность в поведении,
– «экстремальное» одиночество,
– самоизоляция
8. Дизонтогенез при дисгармоничном развитии обусловлен
– регрессом функциональных систем,
– повреждением уже сформированных систем,
– ретардацией одних систем и акселерацией других,
– диффузным поражением коры головного мозга
9. Автором классификации, выделившим такие формы задержки психического развития, как конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического происхождения является
– М. С. Певзнер,
– А. Р. Лурия,
– К. С. Лебединская,
– Л. С. Выготский
10. Нарушения в верхних и нижних конечностях, при преимущественном поражении ног, наблюдается при такой форме детского церебрального паралича, как
– двойная гемиплигия,
– спастическая диплегия,
– гиперкинетическая форма,
– мозжечковая форма
11. Основным направлением коррекционного обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью является
– освоение простейших видов труда,
– приспособление детей к окружающей среде, социуму,
– получение образования на уровне начальной школы,
– получение основного образования
12. Нарушение интеллектуального развития при детском церебральном параличе проявляется в виде
– олигофрении,
– деменции,
– задержке психического развития
13. Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции при раннем детском аутизме предполагает
– коррекцию двигательной сферы,
– коррекцию эмоциональной сферы,
– эмоциональное тонизирование
14. На третьей ступени обучения в школах для слепых и слабослышащих осуществляется
– завершение общеобразовательной подготовки,
– профессиональное обучение,
– обучение грамоте
15. Существуют следующие профили групп для детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях
– группы для детей с афазией,
– группы для детей с общим недоразвитием речи,
– группы для детей с фонетико-фонетическими нарушениями,
– группы для детей с дислалией
16. Сурдопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает своеобразие__________________ развития людей с недостатками слуховой функции
– психического,
– сенсорного,
– речевого,
– моторного
17. Под органическим дефектом понимаются
– хронические соматические заболевания ребенка,
– различные по этиологии нарушения центральной нервной системы,
– проявления эмоциональной неустойчивости,
– неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье
18. Обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией, определяется как _____
– первичные, ядерные,
– третичные, факультативные,
– вторичные, системные,
– межсистемные
19. Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсаплазмоз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к _____
– наследственным,
– приобретенным,
– первичным,
– врожденным
20. Прогредиентный характер нарушений означает
– перестройку функции, вызванную повреждением ряда систем,
– нарастающий характер нарушений при каком-либо заболевании,
– лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо базовых потребностей организма,
– отсутствие усугубления первичного дефекта
21. Условиями приложения метода самонаблюдения в специальной психологии являются
– интеллектуальная сохранность испытуемого,
– зрелый возраст в сочетании с полной интеллектуальной сохранностью,
– достаточный опыт и квалифицированность специального психолога,
– зрелый возраст испытуемого
22. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствует такой задаче специальной педагогики, как
– осуществление процессов абилитации,
– разработка программ реабилитации,
– разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки,
– разработка организационных условий специального образования
23. Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком является
– изучение документов,
– анкетирование,
– ранжирование,
– беседа
24. Возникновение специальной психологии как науки относится к
–20-м г.г. ХХ века,
– к концу ХV века,
– к середине ХVIII века,
– к 60-м г.г. ХХ века
25. Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве ______________
– специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка,
– системы мер, направленных на преодоление дефекта,
– процесса компенсации психических функций,
– абилитации детей раннего возраста
26. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, если речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо, следует употреблять термин
– адаптация,
– абилитация,
– компенсация,
– реабилитация
27. Способ приобщения лиц с ограниченными возможностями к активной жизни общества, изменение позиции общества и ее гуманизации определяется как _____________ реабилитация
– педагогическая,
– медицинская,
– психологическая,
– социокультурная
28. К категории сенсорных систем относятся нарушения
– движений,
– опорно-двигательного аппарата,
– слуха,
– эмоционально-волевой сферы
29. Специальная педагогика ориентирована на обучение
– развивающее
– предметное
– наглядное
– статическое
30. Специфические учебные предметы включены в содержание специального образования для
– формирования навыков самостоятельной работы
– повышения сложности образовательной программы
– медицинской реабилитации
–преодоление последствий первичных нарушений в развитии
31. Некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных для нее условиях является
– статической нормой
– идеальной нормой
– патологией
– функциональной нормой
32. Разновременные нарушения развития представляют собой ситуацию, когда например………..
– нарушения слуха и зрения обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга
– одно нарушение врожденное, а другое наступило в результате травмы
– нарушения зрения и слуха наступили одновременно в результате заболевания менингоэнцифалитом
33. В результате школьной дезадаптации возникают проблемы не включающие
– асоциальное поведение
– хроническую неуспеваемость
– сенсорную депривацию
– педагогическую запущенность
34. Положение о сензитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа
– ранней педагогической помощи
– деятельностного подхода в обучении и воспитании
– коррекционно-компенсирующей направленности
– педагогического оптимизма
35. Психическое развитие при двойном или тройном дефекте не образует
– общую задержку психического развития
– сумму нарушений психического развития при каждом нарушении
– новую сложную структуру нарушений
– сужение возможного диапазона средств компенсации
36. Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся , называется
– специальными учебными программами
– учебными планами специальных школ
– общеобразовательными предметами
– государственными образовательными стандартами специального образования
37. Дефект, возникающий в результате органического повреждения биологической системы является
– вторичным
– педагогическим
– первичным
– социальным
38. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствует такой задаче специальной педагогики, как
– разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки
– разработка программ реабилитации
– разработка организационных условий специального образования
– осуществление процессов абилитации
39. Преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий определяется как
– компенсация
– депривация
– адаптация
– коррекция
40. Термин «задержка» подчеркивает
– несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка
– регресс психомоторных навыков
– крайне замедленное формирование особенно сложных условных связей
– стойкое ослабление познавательной деятельности
41. Основным критерием при дифференциации детей с нарушениями зрения на слепорожденных и ослепших является
– способность к светоощущению
– время наступления дефекта
– полнота восприятия образов внешнего мира
– острота зрения
42. Социальная адаптация глубоко умственно отсталых лиц предполагает
– получение основного общего образования
– развитие творческих способностей
– обучение гигиеническим и элементарным навыкам
– овладение профессиональной деятельностью
43. Патологическое формирование характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания определяется как
– органическая психопатия
– патохарактерологическое развитие
– невроз
– личностная декомпенсация
44. Психическое недоразвитие, обусловленное первичным дефектом, является
– вторичным дефектом
– педагогической запущенностью
– третичным дефектом
– личностным недоразвитием
45. Искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие определяется как
– недоразвитие
– асинхрония
– ретардация
– регресс
46. Нарушение слуха и зрения в соответствии с локализацией нарушения относятся к группе
– нарушений деятельности мозга
– соматических нарушений
– сенсорных нарушений
– производственных травм
47. Основной целью специальной педагогики является
– разработка методов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития
– достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимости
– разработка программ профориентации
– изучение специфических закономерностей психического развития детей с проблемами в развитии
48. Специфические учебные предметы включены в содержание специального образования для:
– повышения сложности образовательной программы
– преодоления первичных нарушений в развитии
– медицинской реабилитации
– формирования навыков самостоятельной работы
Источник