Половое развитие умственно отсталого ребенка

С одной стороны, отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В. И. Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и

освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей по дан­ным осведомленности в вопросах пола проводилось Д. Н. Исаевым и В. С. Ка­ганом (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от та­кового здоровых детей (равно как и формирование у них полоролевого поведе­ния, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола).

К общим клиническим признакам у детей с умственной отсталостью, име­ющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недораз­вития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической де­ятельности: ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-воле­вой сферы, мышления„речи, моторики (Д. Н. Исаев, 1982; Л. С. Выготский, 1996; В. В. Ковалев, 1995 и др.).

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недиффе­ренцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формирова­нии поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996). Влечения при этом могут быть не только усилены, но и извращены. Усиление роли влечений в структуре поведе­ния ребенка не является редкостью. Г. К. Поппе (1986) изучал половые разли­чия при умственной отсталости по данным поступления в психиатрическую больницу. Он отмечал, что сексуальные девиации чаще встречаются у девочек. Поведение, связанное с рано развившимся или извращенным сексуальным влечением, наблюдалось у 40% обследованных. Почти все девочки с ранним пробуждением сексуальности были совращены старшими. 33% из них в 8-10-летнем возрасте были развращены старшими мальчиками в интернате. Еще 33% детей в домашних условиях стали объектом инцестуозных отношений. Осталь­ные начали половую жизнь после изнасилования в 11 — 13 лет еще до наступле­ния месячных. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах за­рубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хроно­логически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978).

У большинства умственно отсталых девочек вторичные половые признаки начинают появляться не в 9—11, а в 10—13 лет. Только у 35% из них менструаль­ный цикл начался в 12—13 лет. У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людь­ми, чем у здоровых детей 13-15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Г. К. Поппе, 1986).

Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с по-

лом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линд­нер, 1978; Н. В.Александрова, 1986 и др.)

Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство па­циентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противополож­ному полу (исследование, проведенное в США, показало, что только 4% таких лиц имели половое сношение), большая часть больных (85%) с легкой степе­нью умственной отсталости стремится вступить в брак, так же как и здоровые лица (Дейвид, Линднер, 1978).

Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полово­го созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пу­бертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают соци­альному приспособлению (К. С.Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способны найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, ум­ственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.

У умственно отсталых детей с психопатоподобными изменениями личнос­ти сексуальные проявления, как правило, элементарны, редко оформляются и наблюдаются в форме группового онанизма, гомосексуальных эпизодов, ораль-но-генитальных контактов, сексуальных игр. Д. Н. Исаев (1986) подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возник­новением психических расстройств, с одной стороны, и патологией полового созревания, с другой.

Частота встречаемости форм психического недоразвития коррелируете по­лом. Так, астеническая форма встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. Стеническая форма встречается одинаково часто и у девочек, и у мальчиков. Атоническая — более чем в два раза чаще обнаруживается у мальчиков (Г. К. Поппе, 1986). Нарушения поведения преобладают у умственно отсталых мальчиков.

Д. Н. Исаевым (1982) отмечено, что при дисфорической форме чаще регис­трируются обнаженная сексуальность и аутоагрессивные склонности.

Автор описал типы проявлений психопатоподобных расстройств при лег­кой степени умственной отсталости. При так называемом перверзном типе чаще отмечаются либо дромомания, либо извращенная сексуальность.

Особенно часто встречаются развратные действия с малолетними, эксгиби­ционизм и гомосексуальные контакты (А. Е. Личко, 1985). Девочки иногда об­наруживают склонность к сексуальным вымыслам в отношении невиновных лиц, часто сами провоцируют сексуальную агрессию (О. В. Парфентьева, 1978).

По данным Г. К. Поппе (1986), среди нарушений поведения у умственно отсталых девочек чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации. Нарушения поведения, связанные с рано развившимся и извращенным сексу-

альным влечением, наблюдались у 40% (из 488 обследованных детей). У дево­чек они начинались раньше и отмечались в полтора раза чаще, чем у мальчиков.

Читайте также:  Развитие 6 недель ребенку развитие

Вместе с тем Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1980) отмечают, что мнение о часто­те сексуальных преступлений умственно отсталых очень преувеличено. Часто­та грубых сексуальных проявлений с возрастом уменьшается.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает — они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет вразрез с усвоенными моральными нормами.

В рамках целостного холистического подхода следует рассматривать про­блему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показало, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно-историческом контексте.

При современных тенденциях в опеке над умственно отсталыми наблюда­ется отход от принципа, требующего изоляции таких больных и содержания их в специальных закрытых учреждениях, и внедрение нового подхода, предпо­лагающего возможность интеграции таких лиц в общество. Это приведет к уси­лению вероятности образования гетеросексуальных связей между умственно отсталыми лицами. Возникает риск нежелательной беременности. Следова­тельно, возникает необходимость большего внимания педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц и создания программ их полового воспитания. Эти вопросы требуют специальной и глубокой прора­ботки.

КОНЦЕПЦИИ ПОЛОРОЛЕВОЙ



Источник

После недавнего случая с соседом с УО, что набирает обороты, но это скорее для отдельного “текста жалобы”.

Сейчас хочу затронуть тему сексуальное влечение людей с УО.

Понятно, что дети с УО, если нет дополнительных нарушений, по физическому развитию не отстают от интеллектуально здоровых сверстников. Проще говоря, период полового созревания наступает и у подростков с УО. Тема секса начинает интересует и людей с УО.

Исключение, люди с глубокой формой УО, я про состояния «овоща». Там вообще интересов мало, если они есть вообще.

Умственно отсталый ребенок и тема секса.

Многих дети с УО проходят через период “детского онанизма” – ребенок трется о кровать. Чаще бывает у мальчиков.

Важно, НЕ акцентировала, не ругала, ребенка за онанизм. Надо по возможности отвлекать.

По мере взросления детей с УО когда возникнет тема секса надо разговаривать. Доопределенного периода разговоров достаточно. Для этого периода можно покупать книжки, были такие инцеклопедии с главой “про это”. Там доступно даны различия между полами. Картинки с голыми подростками и взрослыми под краткий комментарий, у кого какие части тела как выглядят, почему.

Дальше веселее.

Лет в 13+ наступают приступы усиленного онанизма, как реакция на стрессовую ситуацию. Подростки с УО так избавлялся от напряжения.

Начинает появляться интерес к женскомумужскому телу, желания его касаться или тереться.

У мальчиков-подростков при обнимании мамы, сестры, тетушек, педагогов возникает эрекция. Многие специально пытался улучить момент, что бы погладить, потрогать грудь. Типа обнимашки “как я соскучился”, а сам ненароком руками грудь щупает. Тут уже отвлечение и разговоры несильно помогают.

Родители подростков с УО рассказывают, что вопросы про секс их ребенок задаются большинству знакомых. Если доступен интернет лазят-смотрят картинки с голыми женщинами иногда попадает на видео.

У девочек-подростки с УО также проявляют интерес к своему телу. Мастурбируют они не меньше мальчиков. Любят обниматься и тереться о родственников и педагогов мужского пола. Правда щупать мужчин за гениталии сложнее. Когда начинаются месячные у многих девочек с УО портится характер. Мамы жалуются, что девочки отказываются пользоваться прокладками. Есть те кто и трусы отказывается носить в дни месячных. Так и ходят по дому голые ниже пояса. Уникумы еще специально пачкают менструальной кровью все вокруг.

Одна мама рассказала, чо нашла выход из положения, надев на дрочку памперсы. Вот штука, девочка отказывалась пользоваться прокладками, но памперсы надела с удовольствием.

Меня удивляет, что многие родители надеяться, что их дети найдут любовь. Есть школы VIII-го вида, там можно выбрать себе пару среди своих же. Лучше конечно как-то “сдруживать” УО и здоровых детей, чтобы они сами имели возможность выбрать себе пару.

Серьезно тему сексуального влечения у детей с УО родители обсуждать не любят. Большая часть подает как “веселые истории” случаи не особенно смешные.

Многим идеален вариант нанимать специальных девушекюношей для своих УО. Правда насколько они воплощают его в жизнь я не знаю. Допускаю, что это пустые разговоры.

У меня и коллег родители подростков с УО спрашивали насколько это реально нанимать специальных девушекюношей . Я отвечала честно, что не знаю. Психолог был более склонен к покупкам в секс-шопах и обучению подростка с УО нормам поведения. Пытается человек продавить эту тему с родителями, но пока безрезультатно почти.

Вообще, вариантов как решить проблему сексуального влечения у УО много.

1. есть препараты подавляющие либидо, но большая часть родителей не хотят давать их своим детям с УО.

2. есть секс-шопы. Там можно купила искусственную вагинучлен, чтобы УО не приставал к родственникам и соседкам. Можно, скорее нужно приучить УО мастурбировать в отдельной комнате с закрытыми дверями.

Но это сложно и “стыдно”.

Проще пустить все на самотек или надеяться, что их УО найдет любовь среди “своих” или среди нормы. Тогда проблема сексуального влечения решина. Еще и внуки могут быть.

Источник

Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью.

С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая

по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье, готовит к общению с людьми другого пола.

Читайте также:  Роль библиотек в развитии личности ребенка

черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола

Цель полового воспитания – сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Задачи полового воспитания.

1.Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

2.Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.

3.Подготовка к будущей семейной жизни – к роли отца и матери.

4.Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

5.Удовлетворение познавательных интересов детей.

Принципы полового воспитания:

– принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и мед.работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста учащихся;

– принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

– принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети (этот и след. принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

– принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

– принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в кот. живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им)

Своеобразие полового воспитания учащихся с нарушением интеллекта

Изучение психосексуального развития учащихся с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли. Многие исследователи обращают внимание на то, что дети данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.

Также отмечается, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии. Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области. В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.

Семья или обслуживающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса у детей и подростков с умственной отсталостью, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что психическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, а физически он или она – старше. По мере взросления человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков.

Половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно привлекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

Читайте также:  Программы включающие одно или несколько направлений развития ребенка

По данным западных ученых примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи, ласки).

Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание учащихся с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.

Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью

Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия.Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на след.направления:

– работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

– работа по формированию полоролевого поведения;

– работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

– работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление учащихся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения уч-ся к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания уч-ся определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.

Формы реализации полового воспитания:

1. Беседы – проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.

2. Лектории («гигиена пола») – проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

3. Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) – проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.

4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.

5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).

6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, т.е. на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что дети уже умеют, знают. Их задачей является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. На этом этапе изучают:

  1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаге, прикрепленным к доске, на земле, на стене и т.д.)

  2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

  3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам – что кому носить)

  4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

  5. Гигиенические навыки.

Индийские педагоги предлагают девушкам – подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в процессе учебно-воспитательной работы.

1.Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.

2.Установление различий между девочкой и девушкой.

3.Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии разработана программа, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых.. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья»

Важнейшими аспектами программы являются:

  1. Изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирования.

  2. Анатомически и функционально обусловленные различия полов.

  3. Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых.Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых учащихся может включать примерную тематику на первом этапе:

  1. Идентификация себя: «Какого я пола?» (по внешним признакам, изображение фигуры, прически, одежды).

  2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся?».

  3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и девочек).

  4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно использовать набор кукол разного пола и возраста.

Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 20-30 минут, с повтором темы.

Проблемы полового воспитания умственно отсталых детей должны решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8-10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без дополнительных подробностей форме ,с многократными повтореньями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.) для возможно более полного усвоения. Должны учитываться индивидуальные особенности развития личности, возможности успешной адаптации и усвоения круга сложных как по форме, так и по содержании норм полового поведения взрослых. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Таким образом, проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Источник