Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Алена Саяпова
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО В0ЗРАСТА

Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству.

Решающее значение для гендерного развития личности, по мнению ученых, имеет дошкольный возраст. В этот период происходит формирование первичных представлений ребенка о социальных образцах поведения мужчин и женщин, на основе представлений о своем теле формируется первичная половая идентичность. Стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой формируется к третьему году жизни. В раннем детстве под влиянием условий воспитания и среды ребенок обучается различать пол окружающих, осознает свою принадлежность к женскому или мужскому полу и необратимость своей половой принадлежности. К 4-5 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя. Сформировав представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.

На сегодняшний день в педагогике поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников, что привлекает

огромное внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина,

В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что

полоролевое воспитание рассматривается как комплексная

психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические,

психологические и социальные аспекты, а также заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учетом гендерной идентичности, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.

Анализ практики показывает, что в содержании работы современного детского сада не учитываются полоролевые особенности детей, и это

подтверждается многими исследователями (С. А. Марутян, П. В. Плисенко,

Т. А. Репина, Л. Г. Татарникова, С. В. Шаповалова). Программно-методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений не учитывает особенности мальчиков и девочек, и в результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на полоролевые особенности. Отсутствие эффективного гендерного подхода приводит к тому, что у детей нет представлений о специфических чертах,характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Современное образование, к сожалению, не обеспечивает условий в процессе обучения и воспитания для реализации мальчиками и девочками полоролевого образа. Полоролевой образ – это не только телесный, физический образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к природе, к людям, к предметам рукотворного мира, ориентированными на культурно-исторически сложившиеся эталоны, образцы. Женщину в девочке, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению своей роли в семейной и общественной жизни.

Полоролевое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, так как способствует освоению ребенком норм поведения, развитию моральных ценностей и приобретению качеств настоящих мужчины и женщины. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать своеобразие полов и умеющей выстраивать эффективные взаимоотношения с учетом гендерных особенностей. Поэтому грамотное полоролевоевое воспитание необходимо для развития гармоничной личности с общественно-полезными установками и нравственными идеалами.

Значение полоролевого воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек ко взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать гармоничную семью.

Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения детей, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности, а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Для осуществлений полоролевого воспитания дошкольников можно использовать множество средств и методов, разработанных известными учеными (Т. А. Репина, Л. В. Градусова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган). Так, средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, а так же о содержании семейных ролей являются этические беседы на основе художественных произведений, специально созданные педагогические ситуации и реальные случаи из жизни группы. Особое значение имеют и художественные рассказы, сказки.

Читайте также:  Роль изобразительного искусства в развитии личности ребенка

Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребенка не только к определенному ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.

Особое внимание следует уделять играм, которые можно умело использовать в педагогическом процессе современного детского сада для закрепления представлений о мужественности и женственности. К примеру, во время приема детей можно провести игры: «Кто что делает» для формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях и развития ценностного отношения к людям труда; «Чем похожи наши мамы и папы?» для формирования умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.

При формировании у детей полоролевого поведения огромную роль играет использование народных традиций. Природосообразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а так же роли природы в нравственном становлении личности молодого поколения.

Особое место в полоролевом воспитании занимает материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки и т. д. Через материнскую позицию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно. Также огромную роль в полоролевом воспитании играют русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

В творческой игре дети ярче всего транслируют свои первые гендерные представления о том, как следует поступить в той или иной ситуации мальчику, а как девочке. В процессе игровой деятельности постигаются этические нормы выстраивания взаимоотношений между мальчиками и девочками, формируются нравственные качества, ожидаемые от представителей конкретной гендерной группы. Для мальчиков это и ответственность, и взвешенность принимаемых решений, и сопереживание действием (готовность прийти на помощь).

Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т. д. Необходимо отметить, что важное значение в полоролевом воспитании имеют театрализованные игры. Среди средств и методов, оказывающих значительное воздействие на специфику проявлений качеств мужественности и женственности дошкольников, ряд исследователей выделяет искусство, и, в частности, искусство кино. Но, необходимо правильно подбирать фильмы, мультфильмы для просмотра детьми.

Таким образом, перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача отнестись к образованию детей дошкольного возраста по новому: перейти от «бесполой педагогики» к воспитанию партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей.

Процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины.

Источник

Библиографическое описание:


Пекина, О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте / О. В. Пекина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1270-1272. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29990/ (дата обращения: 04.02.2021).

Читайте также:  Ребенок в 2 года развитие организма



Формирование полоролевых представлений является процессом динамическим. И он активно проистекает на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому для того, чтобы понять систему полоролевых представлений старших дошкольников, необходимо проследить этот процесс.

Наиболее подробно и полно особенности формирования полоролевых представлений и процесс полоролевого развития ребенка в раннем дошкольном возрасте описывают в своих работах Л. В. Коломейченко, О. В. Прозументик. Авторы указывают, что, рождаясь, ребенок имеет уже определенный пол, связанный с особенностями физиологического строения. Генетальная внешность новорожденного задает программу реагирования взрослым на то, в какой половой роли должен воспитываться ребенок, и с того момента уже начинается процесс полоролевого развития [14].

К полутора годам у ребенка формируется первичная половая идентичность, когда он знает о своей половой принадлежности на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочкой или сыном, закладывают определенные предпочтения в одежде, в игрушках, манере поведения. Таким образом, первичная половая идентичность закладывает основу самосознания.

Следующий период от полутора до пяти-шести лет ребенок активно осваивает свою половую роль, он все более детально знакомится с различиями полов. Этому способствуют разъяснения взрослых, образы художественной литературы, образы, которые ребенок видит с телевизионного экрана, наблюдения за поведением других людей — взрослых и сверстников, за проявлениями мужественности и женственности, о которых говорят взрослые. На этом этапе основными механизмами формирования полоролевых представлений ребенка выступают: подражание, идентификация, моделирование, рефлексия, социальный контроль и т. д. [8].

В возрасте от 3 до 5 лет полоролевые представления являются еще неустойчивыми, лишь немногие дети могут объяснить различие полов в этом возрасте, и ребенок еще пока не осознает, что пол изменить нельзя.

К 5–6 годам формируется уже устойчиво понимание необратимости своей половой принадлежности, и формируется полоролевая идентичность. На основе представлений о себе как о представителе определенного пола, по мнению В. Е. Кагана, формируется адаптационный образ «Я» [10]. Он складывается преимущественно под влиянием существующих общественных стереотипов. И старшие дошкольники уже способны различать свои половые роли и в общих чертах обозначать их. Начиная с момента осознания необратимости своего пола, а именно в старшем дошкольном возрасте, у мальчиков и девочек начинается более четкая дифференциация различных проявлений в поведении, в том числе и полоролевых представлений, которая свидетельствует о складывающемся полоролевом поведении. Мальчики и девочки уже могут выделять какие-то черты, характерные для сверстников противоположного пола, например: девочки слабые и красивые, мальчики сильные, мальчики любят играть с машинами, девочки любят играть с куклами и т. д.

К моменту достижения ребенком 6–7 лет наступает абсолютное понимание половой принадлежности. Данный возраст характеризуется активной половой дифференцировкой поведения: мальчики и девочки выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения. Такая стихийная половая сегрегация обуславливает окончательное осознание половых различий [10].

Собственный опыт полоролевого поведения, которое воспроизводится в жизни или в играх, по мнению О. Соломенниковой, играет большую роль. Если такое поведение сопровождается удовольствием, на что в немалой степени влияет отношение взрослых, то соответствующая роль принимается быстрее. Жизнь взрослых людей становится примером в выборе половых ролей детьми. Наибольшая четкость таких ролей является образцом для дошкольника. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка [24].

Понимание ребенком своей половой роли и идентичности состоит из двух аспектов, отмечает В. Е. Каган. Во-первых, полоролевая ориентация, т. е. представление ребенка об уровне соответствия его качеств требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, полоролевые предпочтения, которые выясняются, к примеру, таким вопросом: «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком или девочкой?», а также экспериментами, когда дошкольнику нужно делать выбор между мужскими и женскими образцами. При этом важно подчеркнуть, что полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. Базой для формирования половой роли служит весь комплекс представлений женственности и мужественности какой-либо культуры [11].

В конце седьмого года жизни, перед поступлением в школу, происходит уточнение, обогащение и индивидуализация полоролевых представлений у детей, которые знаменуют вхождение детей в этап персональной идентичности, как называет ее В. Е. Каган [9] или полоролевой индивидуализации, как указывают В. А. Петровский, О. В. Прозументик [20]. Это означает, что старший дошкольный возраст играет очень важную роль в процессе полоролевого развития и подготавливает детей к тому, чтобы вступить в новый этап полоролевой индивидуализации.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка до года комаровский

Сформированные у детей старшего дошкольного возраста представления о себе как о представителе определенного пола, о сверстнике как представителе другого пола определяют многочисленные особенности поведения, которые у детей активно развиваются и закрепляются, поэтому именно в старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает педагогическая целенаправленная организация процесса полоролевого воспитания, которая будет способствовать тому, чтобы полоролевые представления у детей становились более четкими и более точными, и на и основе формировались адекватные модели полоролевого поведения [21].

Систему полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста очень хорошо представили в своей работе Е. В. Антонова, Ю. С. Григорьева, Л. В. Коломейченко [14, 19]. Эта система позволяет увидеть, какие полоролевые преставления сформированы у детей старшего дошкольного возраста, что может выступать важным диагностическим критерием для оценки полоролевого развития старших дошкольников. Охарактеризуем их более подробно.

Итак, дети старшего дошкольного возраста чаще всего имеют дифференцированные представления о своей половой принадлежности, могут выделить ее существенные признаки (феминные и маскулинные качества, особенности проявления эмоций и чувств, полоролевого поведения). У них сформировано дифференцированное представление о внутренней и внешней красоте мужчины и женщины, особенностях их внешнего вида [20].

Старшие дошкольники могут различать своих близких и дальних родственников как представителей определенного пола и возраста, могут характеризовать их признаки, имеют сформированные представления о нормах и правилах поведения людей разного пола в семье.

Старшие дошкольники уже адекватно идентифицируют себя с представителями своего пола, оценивают свои поступки по существенным признакам половой принадлежности. Также они устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин, умеют определять эмоциональные состояния сверстников и взрослых по внешним проявлениям, умеют проявлять адекватные эмоциональные реакции в общении со взрослыми и сверстниками [14].

Для детей этого возраста уже характерно более и менее прогнозировать варианты возможного разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Как правило, старшие дошкольники осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения в отношениях с детьми, и у них в целом сформирована система ном и правил поведения.

В общении со взрослыми и сверстниками они ориентируются на социально одобряемые образцы. Принимают участие в выполнении своей роли, определяемой половой принадлежностью, в игровой, театрализованной и других видах деятельности.

Литература:

  1. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.
  2. Методы педагогической диагностики полоролевой социализации / Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 151–155
  3. Прозументик, О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте / О. В. Прозументик // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 79–90
  4. Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.
  5. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
  6. Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. — Л., 1988. — 686с.
  7. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. Л. Белопольская. — М., 1995- 430с.
  8. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008–22с.
  9. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, половая принадлежность, пол, половая роль, взрослый, поведение, представление, первичная половая идентичность, представление ребенка.

Источник