Полисенсорное развитие ребенка с нарушением зрения
Полисенсорное развитие детей с нарушением зрения
Тарских Светлана Дмитриевна, доцент, к.п.н.
Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества или недифференцированного и неопредмеченного впечатления от окружающего. В этом случае ощущение и восприятие различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятии, таким образом, едины и различны.
Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, и чтобы человек ни воспринимал, он неизменно «имеет дело» не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств и синтез отдельных ощущений как сложных комплексных систем. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких, где под модальностью понимается совокупность сходных сенсорных впечатлений, обеспечиваемых определенным органом. В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходя от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.к. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность восприятия играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека – с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия – результат рефлекторной деятельности анализаторов.
Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяются в перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Восприятие – это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятие от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем детальнее его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Восприятие требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства) тех основных признаков (с одновременным отвлечением от несущественных), и сопоставление их с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение – временное, пространственное. Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, – это связи, в пределах разных анализаторов.
Процесс восприятие осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. Тактильный и кинестетический анализаторы участвуют в осязательном восприятии. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в частном виде. Они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие предметов включает в себя зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Взаимодействие восприятий является полисенсорным восприятием, которое определяется как комплексное отражение действительности через различные уровни модальности.
Зрительно воспринимаемые предметы могут иметь для нас особое значение или же быть безразличными, создавать эмоциональное впечатление или же не вызывать никакой реакции. Зрительное восприятия является дистантным восприятием. С помощью него мы воспринимаем целостность предмета, расстояние до него. В состоянии пассивного восприятия мы «отбираем» наш зрительный мир произвольными и непроизвольными движениями глаз; их амплитуды и направление зависят не только от внутреннего состояния ЦНС (внимания, интереса), но также от характера зрительного стимула.
Кожа не является однородной чувствительной поверхностью. Внутри нее, варьируются по плотности, располагаются рецепторы трех независимых модальностей: давление / прикосновения (ликанореценция), тепла и холода (терморецепция) и боли. Общим свойством этих модальностей является то, что их рецепторы не сгруппированы и не образуют органов чувств, а как правило широко разбросаны и не сходятся в специализированные нервы (такие, как зрительный или слуховой), а включаются в многочисленные нервы тела и многие центральные тракты. Вместе с тем их работа вполне сопоставима с работой систем, обслуживающих любую из других модальностей. Для появления тактильного ощущения, входящего в механорецепцию, на внутренней стороне руки достаточно небольшого вдавливания кожи. С помощью тактильных ощущений мы можем определять поверхность предмета.
Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. При помощи слуха человек отражает также качество звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве. Человеческий слух имеет социальный характер и существенно отличается от слуха животных – помимо шумов, человек различает речевые и музыкальные раздражители. Будучи дистантным, слуховой анализатор на расстоянии отражает многочисленные пространственные и временные отношения. Кроме того, звук имеет предметный характер, т.е. является признаком, присущим определенному предмету. Важной функцией слуха, для людей с патологией зрения, является локализация источника звука в пространстве. Способность локализовать звуки развивается в процессе пространственной ориентировки, которая развивается в деятельности.
Наиболее очевидно влияние выпадения или глубокого нарушения зрения на процессы развития ощущения и восприятия. Их специфика заключается в отражении меньшего качества свойств предметов и явлений, в преобладании ощущений иных модальностей, чем у зрячих, и в построении нервного механизма по компенсаторному принципу.
Потеря зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у детей с нарушением зрения взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязание, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринимаемых дистантно. Все же наиболее конкретную информацию о форме, величине, протяженности, свойствах материала и других качествах предметов ребенок с нарушением зрения получает посредством осязания. Являясь контактным анализатором, осязание позволяет ребенку с нарушением зрения непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметных представлений.
Осязание работает более активно, чем у зрячего, доставляя большое количество ощущений, в известной мере компенсируя отсутствие зрения. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов. Оно дает возможность адекватного отражения формы предметов и других свойств. В процессе обучения с накоплением сенсорного опыта происходит развитие восприятия изображений и предметов.
Слух в условиях отсутствия зрения остается наряду с обонянием сохранным дистантрецептором, в то время как возможности осязания ограничиваются его константностью. Согласно исследованиям М.И. Земцовой, развитие ориентировки на звуки происходит в несколько этапов. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у детей с нарушением зрения формируется в младшем дошкольном возрасте. В тоже время соотносимость звуков с предметностью восприятия в раннем возрасте еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста .
Важную роль в развитии детей с нарушением зрения имеет остаточное зрение. Оно дает большое облегчение в ориентировке в пространстве. В условиях труда или учебной деятельности остаточное зрение может применяться лишь кратковременно и с соблюдением необходимых гигиенических условий, в первую очередь достаточной освещенности рабочего места.
Особым видом восприятия у детей данной категории является так называемое чувство препятствия. Это явление заключается в том, что при приближении к какому либо предмету достаточных размеров ребенок тотальной слепотой чувствует, что перед ним находится препятствие. В состав этого восприятия, несомненно, входят самые разнообразные ощущения, в том числе зрительные; ощущения обонятельные, когда препятствие обладает соответствующими свойствами; ощущения температурные, когда разница температур препятствия, воздуха, окружающих предметов и человеческого тела допускает это. Однако, одновременное, при всех условиях, участие всех перечисленных и других компонентов в образовании восприятия препятствия вовсе не обязательно. Наоборот, в каждом отдельном случае ощущения эти могут возникать и возникают в самых разнообразных сочетаниях. В этом описании восприятие препятствия очень хорошо показана зависимость чувства препятствия от свойств предмета; показано, что все раздражители от препятствия с точки зрения физиологического механизма, действуют как один комплексный раздражитель. По закономерностям действия комплексных раздражителей одни их компоненты могут быть замаскированы, а другие выступать как ведущие, почему и могут получаться данные в одних случаях о восприятии препятствия с помощью слуха, в других – с помощью кожной чувствительности, в зависимости от ведущего компонента комплексного раздражителя, каким является воздействующее на органы чувств препятствие. В восприятии могут присутствовать раздражения, не обнаруживаясь самостоятельным ощущением, но влияя на общий эффект воздействия других, связанных с ними временной связью раздражений. Какие именно качества, свойства предмета является ведущими, существенными, зависит от всей совокупности условий, в которых протекает процесс восприятия.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961.
2. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //Дефектология. – 2000. №3.- С. 3-15.
3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2001.
Источник
элла минина
Конспект НОД по познавательному развитию «Развитие полисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения»
Конспект НОД.
Познавательное развитие.
Развитие полисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения.
(вторая младшая группа).
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Здоровье сбережение».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели деятельности педагога: развивать мелкую моторику, полисенсорное восприятие (слуховое, тактильное, цветовое, обогащать чувственный опыт, умение рассказывать о том, что сделали, расширять представление детей о свойствах воды, обучать навыкам экспериментирования с водой, поощрять желание детей находить решение проблемы опытным путем, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования:
отвечает на вопросы педагога, во время рассматривания предметных картинок подбирает прилагательные, участвует в решении поставленной проблемы по выбору материала для строительства моста, проявляет эмоциональную отзывчивость на игровую ситуацию с петушком, использует при выполнении заданий тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.
Материал и оборудование: Карточки с картинками (признаки весны, черный противень с водой, баночки с водой, чашки с камушками, сухой песок, дощечки, разноцветные горошины, изображение трех луж в порядке убывания, игрушка петушок, бутылочка с водой, маракас, колокольчик, музыкальная композиция (звуки воды)
Содержание образовательной деятельности.
– Ребята, давайте подойдем к окну и посмотрим. Какое сейчас время года? Вот и весна красна в гости к нам пришла. Давайте вспомним, что весна красна с собой принесла. Я буду называть слова, а вы к ним подберете карточки. Яркое (солнышко, ледяные (сосульки, первые (проталины, зеленые (листочки, красивые (цветочки, большие (лужи, звонкие (ручейки).
А теперь… посмотрит на карточки и скажет, что появляется весной (весной появляются ледяные сосульки и т. д). Весной солнышко пригревает землю. Тает снег. Появляются ручейки, которые весело журчат по дорожкам.
Давайте послушаем, как журчат ручейки (звучит музыка).
Ой, ой, ой ку-ка-ре-ку
В гости я весну зову.
Вот и петушок прибежал весну встречать, на солнышке хочет погреться.
В гости очень к вам хочу,
Чтобы спеть вам о весне!
Но ведь ножки промочу-
Очень нужен мостик мне!
Я по лужице бежал
И кого-то увидал.
Как вы думаете, кого мог увидеть петушок в луже?
Давайте представим, что это большая лужа. Посмотрите внимательно, кого вы видите (на столе черный противень с водой?. В воде как в зеркале мы видели себя, свое отражение. Давайте все вместе произнесем это слово. Теперь и петушок знает, что в воде можно увидеть свое отражение.
Ребята на столе у вас стоят баночки с водой. Давайте сядем и посмотрим, какая вода в баночке? (чистая светлая). Давайте опустим туда камушки.
Видно камушки? Почему? Какая водичка? Вода прозрачная, эту воду я набрала у нас в детском саду она чистая, прозрачная. Потрогайте баночку, какая водичка (теплая). Петушок наш бежал по лужам промочил ножки. Какая вода в лужах? (грязная, холодная). Чтобы наш петушок не заболел и не промочил ножки, давайте ему поможем пройти через лужу. Как мы можем помочь петушку?
Мы попробуем сделать мостик, чтобы наш петушок не промочил ножки.
Как вы думаете из чего можно сделать мостик? (дощечек, камушков). У нас есть вот такие дощечки. Дети сравнивают дощечки по длине. Для большой лужи кладут длинную дощечку, для маленькой короткую. Еще одна лужа осталась. Надо построить еще один мостик.
Давайте построим его из камушков, поищем камушки в песке. У нас есть вот такая песочница (дети по очереди ищут камушки в песке).
Какие камушки? (большие, твердые, гладкие, крепкие). А песчинки маленькие их много потрогайте песок, когда песочек сухой он сыпется, рукам приятно (дети выкладывают мостик из камушков). Хорошие получились мостики, крепкие. Теперь петушок может бегать, не замочив ножки. Давайте покажем, как бегает петушок.
Пальчиковая гимнастика.
Прибежал к нам петушок
золотой петушок.
Ножками потопал,
крыльями похлопал.
Глазками поморгал
И обратно убежал.
Пока бегал по лужицам петушок проголодался. Как вы думает, чем можно покормить петушка? (зернышками, горошком). Давайте поможем петушку собрать горошек.
Вот какие горошины просыпались.
Давайте потрогаем горошины, покатаем их по ладошке. Какие горошины? (круглые, разноцветные). Сколько горошин? (много). Я хочу попросить, чтобы ….и….собирали разноцветные горошины, а …и….белые и т. д. (петушок проверяет правильность выполнения задания). Вот какие ребята наши – молодцы, как хорошо петушку помогли. Все горошины собрали. Петушок говорит спасибо и приглашает ребят с ним поиграть. А игра будет не простая, хотим мы с петушком проверить какие у нас дети внимательные. У меня за ширмой есть вот
такие шумовые инструменты (бутылочка с водой, маракас, колокольчик). Когда вы услышите шум воды, вы покажите вот такие движения (плавают). Когда услышите маракас – будете хлопать крыльями, как петушок. Когда зазвучит колокольчик – попрыгаете. Запомнили? (выполняют действие ориентируясь на звук).
Молодцы ребята ни разу не ошиблись. Вы сегодня хорошо помогли петушку. Как вы сегодня помогали петушку? (строили мостики, собирали горошины, рассказывали, что можно увидеть в луже).
Источник