Полихудожественный подход в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка

Полихудожественный подход в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка thumbnail

Мария Крупникова
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости. Конспект НОД для детей 5–6 лет по теме «Зима»

Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детей

Задачи:

1. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление, как основу развития творческой личности;

2. Способствовать пониманию красоты произведений искусства, потребности общения с ними;

3. Вызвать эмоциональный отклик на восприятие произведений живописи, музыки и стихотворения о зиме;

4. Воспитывать эстетический вкус к родной природе.

Реквизит:

Репродукции картин (распечатанные и ламинированные, либо выведенные через проектор):

-А. Саврасов – Грачи прилетели

-И. Левитан – Весна. Большая вода

-И. Остроухов – Первая зелень

-К. Юон – Весенний солнечный день

Музыка:

-А. Вивальди – Весна

-П. И. Чайковский – Времена года. Весна.

-П. И. Чайковский – Времена года. Апрель. Подснежник.

-Э. Григ – Весной

Стихотворения (наизусть, либо выразительно читать):

-А. Н. Плещеев – Уж тает снег…

-Е. Баратынский – Весна, весна, как воздух чист. (отрывок)

– А. Н. Плещеев – Весна (отрывок)

-А. Н. Плещеев – Сельская песня

Материал для игры: 6 бабочек разных цветов и 6 цветочков таких же цветов.

Ход занятия:

Дети проходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

В зале звучит музыка Э. Грига – Весной, на экране картина А. Саврасова – Грачи прилетели.

Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости. Конспект НОД для детей 5–6 лет по теме «Зима»

М. Р. :

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

опять надолго миновала.

Музыка остается звучать фоном, и муз. рук-ль беседует с детьми:

М. Р. : Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. Но рекомендую взять с собой резиновые сапоги, потому что на улице какое время года?

Ответы детей

М. Р. : Правильно, весна! А что происходит в природе весной? (всё пробуждается, рождается заново). Весна – это чудесное время года, когда природа просыпается ото сна, оживает, обновляется. Красота этого времени года вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, композиторов, художников. Если художники могут красками явно передать красоту весны, поэты — описать словами, то композиторам приходится сложнее, и я предлагаю вам внимательно послушать следующее произведение, которое написал композитор Антонио Вивальди, называется «Весна».

На экране произведение К. Юона – Весенний солнечный день, музыка А. Вивальди – Весна.

Полихудожественный подход в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка

М. Р. :

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Дети некоторое время слушают музыку и рассматривают картину.

Муз. рук-ль ведет беседу с детьми, какая погода на картине (солнечная, пасмурная, кого они видят на картине и т. д.

М. Р. : Вы слышали в произведении Антонио Вивальди пение птиц, в исполнении скрипок? Предлагаю еще раз послушать этот момент: …

М. Р. : Веселое или грустное это произведение?

М. Р. : Хорошо. А теперь я предлагаю вам размяться и поиграть в весеннюю игру «Найди бабочке цветочек».

Проводится игра (6 чел ищут своей бабочке цветок такого же цвета)

М. Р. : Ну молодцы, ребята! А теперь предлагаю продолжить нашу прогулку!

Картина И. Левитана – Весна. Большая вода, музыка: П. И. Чайковский – Времена года. Апрель. Подснежник.

Полихудожественный подход в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка

Песни жаворонков снова

Зазвенели в вышине.

“Гостья милая, здорово!”—

Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,

Стали краше небеса.

Скоро всё зазеленеет —

Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,

Расцветёт душой старик.

В каждом сердце, в каждом взоре

Радость вспыхнет хоть на миг.

Проводится беседа про музыку, картину и стихотворение. Насколько они сочетаются друг с другом по мнению детей. Какие настроение у картины, музыки и стихотворения. Нравилась ли их создателю весна? Какой для него она была? Радостная, грустная и т. д.

М. Р. : Дети, а поздняя весна – какая она? (ответы детей). Хорошо, предлагаю напоследок рассмотреть картину Ильи Остроухова «Первая зелень».

Рассмотреть последнюю картину поздней весны в сопровождении музыки.

На экране картина И. Остроухова – Первая зелень, музыка П. И. Чайковского – Времена года. Весна.

Полихудожественный подход в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

М. Р. : Ну вот, ребята, мы сегодня с вами познакомились с разными произведениями искусства, посвященными прекрасному времени года – Весне! Вы узнали, что каждый композитор, художник или поэт видит весну по-разному: кто-то пасмурной и сырой, кто-то солнечной и зелёной. Спасибо вам за прогулку. До свидания!

Дети выходят из зала.

Источник

Марина Морозова
Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников

«Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз дефектолога

В. А. Сухомлинский.

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания. В современной жизни родители мало уделяют внимания на эстетическое развитие детей. Чаще всего дошкольники смотрят телевизор далеко не детских фильмов и телепередач, либо мультфильмы с агрессивным подтекстом. И ещё одна важная проблема, касающаяся маленьких городов – это отсутствие театров. Не каждый родитель имеет возможность приехать в большой город и посетить ТЮЗ, оперный театр и т. д. Поэтому наша задача приобщить детей к прекрасному. А самым прекрасным является искусство,во всех его проявлениях: музыка, художественное слово, изобразительное искусство и конечно театр. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Главной задачей музыкального развития дошкольника является формирование у детей системы музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, развитие эмоционально-чувственной сферы, приобщение маленького слушателя к шедеврам музыкального искусства. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Для лучшего восприятиямузыки появилась необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. Поэтому на музыкальных занятиях я использую программу «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной, Е. П. Марковой.

На каждом музыкальном занятии использую слушание классической музыки. Во время восприятия предлагаем рассмотреть картины, и дополняем увиденное и услышанное художественным словом. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре произведения, сравнивает музыку с текстом стиха, сопоставляет с картиной. Н. А.Римский-Корсаков так характеризует воздействие на человека тремя видами искусства: «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении и настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ». Как вы понимаете, синтез искусств один из эффективных форм приобщения детей к миру искусства. При этом образовательный процесс становится художественно-культурной развивающей средой. При выборе музыкального, художественного произведений и изобразительного искусства необходимо помнить, что все они должны соответствовать данной тематике, характеру, образу. Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного.Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Всё, что происходит на большом экране мультимедиа, детям кажется неким чудом.Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к непосредственной музыкальной деятельности перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Поэтому я использую материал с элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Для полного создания образа мне помогают: танцевальное творчество, музицирование, театрализация. Например, мы прослушали «Концерт №1 для фортепьяно с оркестром» Э. Грига, полюбовались на красоту вешней природы в картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода», насладились поэзией И. А. Бунина «Бушует полая вода…», и всё это отразили в ритмопластике «Пробуждение природы», танцевальной композиции «Вешние воды», изобразили капель на детских музыкальных инструментах, спели песни о весне, при этом ребёнок получил такой багаж знаний, умений, положительных эмоций. Применяемые элементы ритмопластики раскрепощают детей, дают почувствовать мышечную свободу, что позволяет более точно передать образ. Ребёнок не только постигает новое, но и усваивает на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта.

Читайте также:  Центр развития умный ребенок севастополе

Я считаю, что музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Процесс эмоционального и осознанного восприятия музыки, художественного слова и изобразительного искусства помогает мне выявить уровни эстетического развития детей дошкольного возраста и на основе этого разработать психолого-педагогические условия, способствующие индивидуальному подходу к осуществлению комплексной работы по эстетическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Понимая значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека музыку в нашем детском саду используем как в непосредственной музыкальной деятельности, так и в качестве фона в других областях образовательного процесса, во время сна. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. В «Теории методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений; развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Если вы любите петь, то пойте на здоровье. Во время пения легкие напрягаются, в результате чего исчезает усталость, проходит сонливость, концентрация повышается. Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности.

Для формирования музыкальной деятельности дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия с семьей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. Родители охотно принимают участие в конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках. Воспитатели, родители и дети вместе собираются в нашей музыкальной гостиной, чтобы послушать красивую классическую музыку. На собраниях родители получали как практические,так и теоретические знания по следующим темам: «Как научить ребенка слышать музыку», «Организация домашнего праздника с детьми», «Создай-ка» (изготовление музыкально-дидактических игр и шумовых инструментов из бросового материала).Оформила папки-передвижки и консультации по темам: «Что такое музыкальность?», «Навыки кукловождения», «Роль фольклора в развитии ребёнка», «Музыка для будущих мам», «Организация театрализованной деятельности дома». В результате на районных конкурсах «Папа и я – два богатыря» и «Дочки – матери» родители и дети нашего детского сада заняли первые места. С большим удовольствием родители участвуют в различных инсценировках и театрализованных постановках. Помогают в изготовлении декораций и пошиву костюмов.

И в заключение хотелось бы сказать, 70% выпускников посещают музыкальную школу, танцевальные и театральные кружки. Это говорит о том, что коллектив нашего детского сада сумел привить детям любовь к искусству и научил видеть прекрасное. А самое главное, дошколята привлекли к миру музыки своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.

Таким образом, в развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Источник

Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству.

                                                                                  Захарченко Л.Д.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения   ребенка, представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Эстетическое развитие ребенка включает в себя две основные составляющие: формирование у него эстетического отношения к миру и художественное образование. В системе дошкольного воспитания это направление занимает особое место, что связано как с возрастными особенностями дошкольников, так и со спецификой самого искусства.

Известно, что ведущая сфера психического в дошкольном детстве – эмоциональная. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной.

Что касается искусства, то при всем объеме и значении его интеллектуальной, информационно-познавательной составляющей оно представляет собой, прежде всего эмоциональное по своей природе явление.

Роль искусства трудно переоценить как в отношении общего психического развития ребенка, так и его гармоничного личностного становления.

Все это и определяет место занятий искусством в системе образования детей дошкольного возраста.

 Проблема взаимодействия различных видов искусства в художественной деятельности детей – одна из наиболее значимых в науке и практике образования.

В наши дни в инновационном образовательном пространстве образуются новые, интегрированные, формы учебно-воспитательного процесса. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности, в том числе  музыкальной и изобразительной.

Читайте также:  Критерии развития ребенка в возрасте 2 лет

Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, необходимо использовать наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где «поли»- много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, подпевание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Активные формы взаимодействия разных видов искусства в художественной деятельности ребенка, воплощение в них одних и тех же идей, одного и того же содержания способствуют формированию эмоциональной отзывчивости на искусство как таковое, развитию продуктивного художественно-образного мышления и воображения, стимулируют творчество.

Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи помогает ребенку преодолеть барьер специфической художественно-образной выразительности языка каждого отдельного вида искусства, способствует вхождению в мир искусства как такового, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.

Интегрированные занятия, включающие разные виды искусства, предоставляют ребенку уникальные возможности для создания в своем творчестве богатого и многогранного художественного образа. Эти занятия – безусловный стимул детского творчества, значительно повышающий вероятность создания ребенком интересных индивидуальных образов, появления оригинальных решений.

Интеграция предполагает овладение детьми каждым из видов художественной деятельности, становясь итогом, заключительным аккордом, который несет в себе новое качество.

На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность эмоционально реагировать на знакомые произведения.

На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Эти два вида деятельности можно объединить, создав единый блок «Живопись в музыке».

          Замечено, что дети проявляют значительно больший интерес к интегрированным, чем к однонаправленным занятиям. Они активно и самостоятельно ориентируются в предлагаемых материалах и способах работы, ищут новые приемы для большей выразительности создаваемых образов. Получив творческое задание, экспериментируют, проверяют известные и пытаются создавать   новые приемы.      Слушание стихов и музыкальных произведений, участие в музыкально-двигательных этюдах создают определенный эмоциональный настрой, способствуют обогащению художественных образов.

В системе интегрированных занятий музыка выступает как источник дополнительных впечатлений, обогащая восприятие ребенка звуковыми образами. В зависимости от содержания занятий по изобразительной деятельности музыкальные занятия проводятся либо до, либо после них.

Детей знакомят с музыкой, близкой по содержанию и общему настроению тематике занятий по изобразительной деятельности и предлагаемым произведениям изобразительного искусства. Дети получают представление о содержании музыки и средствах ее выразительности, могут воплотить музыкальные образы в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика побуждают ребенка к созданию образов. В системе интегрированных занятий музыка выступает как источник дополнительных впечатлений, обогащая восприятие ребенка звуковыми образами. При рисовании на тему музыки рисунок обогащается по содержанию, в него проникают некоторые особенности мелодики, ритма, тембра прослушанных произведений.

После занятия по изобразительной деятельности, на котором дети знакомятся с жанром пейзажа, проводится музыкальное занятие, посвященное различным «музыкальным пейзажам». Образ зимней вьюги и озябшего человека, отраженные в первой части концерта А. Вивальди «Времена года», дети воплощают в творческом этюде.

Музыкальное занятие «Цветущий луг» предваряется несколькими занятиями по изобразительной деятельности, объединенными темой «Мы на луг ходили». На этих занятиях дети слушают пьесы С. Майкопара «Мотылек» и С. Слонимского «Кузнечик», двигаются под музыку В. Гаврилина «Каприччио» и «Бабочки и цветы» Л. Тимофеевой.

Таким образом, цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

При реализации образовательной области «Художественное творчество» в соответствии с федеральными государственными требованиями педагоги должны осуществлять интеграцию образовательных областей как альтернативу предметному принципу построения образования.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  возможностями.

Интеграция – мощный стимул процесса развития личности в целом и уникальный стимул развития творческого потенциала ребенка.

Источник