Полезные советы для развития ребенка
Содержание
Развитие технического прогресса неизбежно сказывается на жизни людей и особенно, если они относятся к молодому поколению. Но не всегда это влияние положительно. Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте ловко обращаются с гаджетами, но не в состоянии самостоятельно одеться, завязать шнурки, выполнить несложные бытовые поручения. В результате они оказываются совершенно не готовыми к ситуациям, в которых нужно удовлетворять свои потребности без помощи взрослых. Чтобы подготовить малышей ко взрослой жизни и тем самым значительно облегчить ее, родители должны прививать детям навыки самостоятельности и обучать их элементарной бытовой деятельности.
Навыки самообслуживания для детей младшего дошкольного возраста
Начиная примерно с 4-летнего возраста, родители должны активно, но ненавязчиво, прививать детям навыки, благодаря которым ребенок сможет удовлетворить свои элементарные бытовые потребности. К числу таких полезных навыков самообслуживания можно отнести:
- умение одеваться.
Дети раннего дошкольного возраста должны уметь определять изнанку и лицо одежды, застегивать пуговицы, молнии и крючки, завязывать шнурки, а также, по возможности, следить за своим опрятным видом. Обучение этим навыкам начинается примерно с 2-летнего возраста, когда ребенок играет в игры с целью развития мелкой моторики. В результате к 6 годам дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться;
- уборка.
Младший дошкольный возраст — время, когда следует прививать ребенку аккуратность и чистоплотность. Сделать это можно, приобщая малыша к уборке собственных игрушек и наведению порядка во всем доме. В 4-5 лет ребенок уже вполне способен вытирать пыль, подметать, убирать посуду со стола. Родителямследует держать чистые губки и тряпки в доступном для ребенка месте, чтобы он мог в случае необходимости убрать за собой. Однако вся бытовая химия должна быть надежно спрятана от детей во избежание использования ее не по назначению. Результаты детской уборки нельзя критиковать, чтобы не отбить желание заниматься такой деятельностью. Следует тактично и мягко корректировать работу, объясняя, что в следующий раз нужно сделать по-другому. Похвала и поощрение инициативы и самостоятельной работы — основа успеха в процессе формирования личности ребенка;
- стирка.
Ранний дошкольный возраст не помеха обучению этому полезному навыку. Дети помладше могут стирать свои мелкие вещи детским мылом. Для них это будет не столько работа, сколько веселая игра. Дети в возрасте 5-6 лет способны помогать сортировать белье по цветам, загружать стиральную машину, нажимать кнопки под руководством родителей. По завершении цикла стирки ребенок может доставать вещи, подавать их маме для развешивания или вешать сушить белье самостоятельно;
- приготовление еды.
Привлекать детей к помощи на кухне можно уже с 3-х лет. Трехлетки в состоянии успешно размешивать, насыпать, накладывать продукты, помогая таким образом родителям на кухне. По мере взросления список навыков, полезных для приготовления еды, должен расширяться. Это может быть, например, умение обращаться с блендером, соковыжималкой или овощечисткой. К 7 годам малыш вполне способен освоить включение и выключение современной индукционной плиты и микроволновой печи и, следовательно, самостоятельно разогревать себе обед уже в первом классе. Конечно, младший дошкольный возраст — не самое лучшее время для знакомства со старыми моделями газовых и электроплит. Отработку этого навыка нужно отложить до момента, когда ребенку исполнится 8-10 лет.
Полезная бытовая деятельность детей в раннем дошкольном возрасте
Кроме всех вышеуказанных полезных навыков самообслуживания, ребенка младшего дошкольного возраста можно обучать следующим домашним делам и привлекать к таким занятиям:
- выращивание и полив растений.
Примерно в трехлетнем возрасте ребенок активно интересуется живой природой. Родителям следует всячески стимулировать этот интерес. Для этого можно купить малышу набор для выращивания растений или приобрести землю, горшок и семена по отдельности и помочь ребенку посадить цветы и ухаживать за ними;
- кормление домашних животных и их выгул по необходимости.
Ранний дошкольный возраст — благоприятное время для развития самостоятельности и ответственности у детей. Даже самые маленькие дети могут кормить рыбок, кота, попугая, небольшую собаку и других домашних питомцев. Шестилетки в состоянии выгуливать небольшого пса. В заботе о других у детей формируется правильное отношение к окружающему миру, поэтому родителям не следует отказываться от просьб завести домашнего любимца;
- помощь в покупках.
Мамы и папы могут привлечь ребенка как к составлению списка покупок, интересуясь желаниями малыша, так и к непосредственному выбору и приобретению продуктов в магазине. Такая совместная деятельность ребенка и родителей учит рациональности и работе в команде и будет наверняка полезна в последующей взрослой жизни.
Советы родителям по развитию самостоятельности у малышей
В процессе приучения к самостоятельности и привития полезных практических навыков родителям следует помнить о мерах безопасности и правилах, которые малыш должен соблюдать, чтобы его деятельность не навредила здоровью:
- все опасные предметы, продукты и средства (ножи, спички, бытовая химия) должны быть изолированы в местах, к которым у ребенка нет доступа;
- родителям при обучении дошкольника навыкам пользования бытовыми приборами необходимо особое внимание уделять объяснению правил пользования ими и рассказывать о последствиях, возникающих при несоблюдении техники безопасности;
- ребенку нужно давать только посильные задания и ставить перед ним выполнимые задачи, чтобы он ощущал успех и удовлетворение от проделанной работы. В противном случае отсутствие результата или чувство неуспешности, особенно если оно сопровождается критикой и наказанием, может надолго отбить у ребенка желание проявлять инициативу и быть самостоятельным.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Истоки самостоятельности дошкольника / Теплюк, С.Н. // Дошкольное воспитание. = 1991. – №7
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. // М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. = 2012
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. / Менщикова Л. Н. // Волгоград: Учитель. = 2009
Источник
Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?
Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер
Содержание [Скрыть]
Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?
Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.
Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.
Главный совет — любовь и доверие
Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.
Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.
В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.
Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.
Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.
Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.
Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.
Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
- Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
- Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
- Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
- Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.
- Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
- В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
- Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
- Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
- Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
- Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
- Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
- Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
- Создание тепличных условий для ребенка.
- Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
Похвала ребенка — как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html
Источник
Рейтинг Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.
Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.
Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.
Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.
1. Общайтесь с ребенком
Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.
2. Читайте книги вместе с ребенком
Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.
3. Занимайтесь с ребенком совместными делами
Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.
Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.
4. Развивайте у ребенка творческое мышление
Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.
5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка
Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).
Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.
6. Исследуйте природу вместе с ребенком
Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.
7. Определите таланты и склонности вашего ребенка
Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.
Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.25 из 5 на основе
8 оценок.
Развитие ребенка
12.03.2018
Источник