Покажите на примерах влияние куклы на развитие ребенка

Покажите на примерах влияние куклы на развитие ребенка thumbnail

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.

Роль куклы в развитии ребёнка, фото № 1

Развивающее значение куклы
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.
Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.
И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики и игра в куклы
Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Психологическое влияние куклы в различных возрастах
Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.
С куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой – это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много “элементов” для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений – разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются “без лица” – малыш будет каждый раз сам “дорисовывать”, “додумывать” нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.
Начиная со второго года общение с куклой – это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним – кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками – ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека – залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.
По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека – девушки или юноши.
В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам – ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Читайте также:  Цель деятельности центра развития ребенка

Социализирующее воздействие куклы
Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

Негативное влияние неправильно подобранной куклы
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое – это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, – при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.
Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

Таким образом, находясь все время рядом, кукла является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка

Роль куклы в развитии ребёнка, фото № 2

Статья подготовлена на основе научной работы «Психологическая роль куклы в развитии ребёнка», автор А.О.Тетерева (Тульский Государственный Университет Тула, Россия)

Источник

Содержание

        Введение…………………………………….2

1.     История  куклы

1.1   Куклы наших бабушек……………………..4

1.2   Промышленные куклы……………………..6

1.3   Современные куклы…………………………8

2.     Влияние куклы на психологическое

        развитие ребёнка

2.1  Какими куклами предпочитают играть

        современные дети……………………………9

2.2   Роль куклы в развитии ребёнка…………….12

       Заключение……………………………………14

       Литература…………………………………….15

       Приложения…………………………………..16

Введение

          Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Читайте также:  Развитие ребенка шестого года жизни

          У  каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но все ли игрушки воспитывают в детях  доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

Тема работы

Значение куклы для духовного и творческого развития ребёнка.

Цель работы

     В ходе исследования установить,  какими куклами предпочитают играть современные дети для выявления влияния современной куклы на психическое развитие детей.  

Задачи

  1. Подобрать и проанализировать литературу по данному вопросу;
  2. Изучить историю развития куклы;
  3. Выяснить, какие куклы популярны  у современных детей;
  4. Установить, на развитие каких качеств характера человека оказывают влияние современные куклы;

Практическая ценность 

       При взгляде на витрины современных магазинов глаза разбегаются… Кажется, что с игрушками у детей проблем не будет – выбирай, что душа пожелает. Увы, это не так. При невиданном ранее игрушечном изобилии дети перестают играть. Перестают подражать маме, одевая и умывая любимую куклу Катю. И даря дочери уже пятую по счёту куклу Барби с гардеробом и автомобилем в придачу могут ли родители быть уверены, что не погубят ростки детской инициативы и творчества.

Гипотеза

        Изучение влияния современных кукол на психическое здоровье детей позволит при выборе родителями столь важной игрушки в жизни ребёнка задуматься, не навредят ли они ему.

Методы исследования

  1. Чтение и анализ литературы
  2. Анкетирование
  3. Опрос
  4. Сравнение результатов, выводы, подведение итогов.

История   куклы.

Игрушки наших бабушек.

          В стародавние времена отношение к игрушкам было более трепетное, чем сейчас. Наши предки берегли их как зеницу ока, старались их не сломать и уж тем более не выбрасывали. Самыми распространенными куклами в России были тряпичные куклы.        

        Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на попечение кукол. Они знали, что детишки при деле, и с ними ничего дурного не случится. Своих подопечных деревенские девочки кормили, умывали, делали кроватки, подушечки и одеяльца.

            Кстати, раньше у кукол не было своего лица. По поверьям, игрушка без глаз, носа и рта считалась недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка.

        Были и такие игрушки, которые защищали от недугов.

Обереги

        Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

        Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Пеленашка.

В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому ребёнку.          Куклу Пеленашку изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.

Обрядовая свадебная кукла.

Современный свадебный обряд не мыслится без сомкнутых колец, красно-голубых лент на кузове машины и нарядной куклы во главе свадебного экипажа. Элементы этой символики сопровождали свадебный обряд в разные исторические времена, и наиболее древним из них остаётся кукла.

          В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Рождение промышленной куклы.

Деревянная кукла

 В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы  кукольного цехового отдела.  

         Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Там продавались пряничные, глиняные, тряпичные и деревянные куклы. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

         Дорогие утончённые деревянные куклы, обряжаемые в драгоценные одежды, стали играть роль своеобразных глашатаев моды.  

Восковая кукла.

 В конце 16-17 столетии в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах, несмотря на то, что это понятие стало синонимом английской куклы. Причина такого громкого успеха крылась в том, что матовая фактура воска придавала тёплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь.

Куклы-автоматы.

Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал 18 век. Кукла снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. Автоматические куклы, уникальные и дорогие механизмы, входившие в частные коллекции, не являлись детскими. Они либо забавляли своих хозяев, либо демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых.

        К концу XІX в. число кукол-автоматов значительно возросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать всё новые и новые варианты механических игрушек.

Фарфоровая кукла.

В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

       Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, и с неподвижными «распахнутыми» глазами. Позднее головы подкрашивали в телесный цвет, парики изготовляли из мохера или настоящих волос, глаза теперь открывались и закрывались, а рты оставались закрытыми либо открытыми. Туловища выполнялись из материи, реже – из бисквитного фарфора.

Русская матрёшка.  

Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.

         Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они  Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание»

В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она –  традиционный сувенир России и символ ее культуры.

Современные куклы

Барби

        Эта  игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке.     Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук.      

      На Барби трудятся в поте лица производители кукольной одежды, снабдившие Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, который врезается в память девочки даже с полным отсутствием воображения. Ее одежда всегда следовавшая моде, отличается качеством и детальностью, прежде невиданными в американском производстве игрушек. Эта игрушка обрела вечность. Она окружила себя героями-партнерами. В ее домике можно разыгрывать нешуточные драмы бытия – любовь, счастье, смерть. Братц  

          Кукла Барби очень долго занимала лидирующее положение на рынке игрушек, но в последнее время она сдаёт свои позиции большеголовым куклам Братц. Эти куклы, абсолютно не похожие на людей, за несколько лет завоевали 40 % рынка и не намерены останавливаться.

Читайте также:  Программа умственного развития ребенка 5 лет

         Братц нарисовал Картер Брайант, бывший дизайнер компании, выпускающей кукол Барби, а запустил в свет иранский иммигрант Айзек Лариан.

        Ему самому эскизы не понравились (кукла показалась ему жутко уродливой), зато они очень понравились его 11-летней дочери. В Братц мало кто верил, но они обернулись грандиозным успехом. Эти куклы очень быстро меняются – новые коллекции сменяют старые не реже, чем два раза в год. Братц можно расчёсывать, красить, переодевать. Некоторые из них могут разговаривать («Быть умной клёво», «Я учусь моде, глядя на фотографии звёзд в журналах»).

Кукла Катя 

          Это кукла отечественного производства, в которой сочетаются и детские пропорции, и внешняя привлекательность, и соответствующие игре ребёнка размеры. Эта игрушка отвечает нескольким несложным критериям. Прежде всего, ребёнок чётко понимает её назначение, т.к. игрушка соответствует его возрасту. Она привлекательна,  имеет спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок умывает её, расчёсывает, убаюкивает и укладывает спать. Тем самым познаёт окружающий мир, открывает для себя социальные отношения, осваивает нравственные нормы.

Влияние куклы на психологическое здоровье ребёнка

Какими куклами играют современные дети

         Для того чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети, нами было проведено анкетирование среди девочек начального звена и их родителей. Было опрошено 20 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какими куклами тебе больше нравится играть?

         На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит все девочки начального звена играют в куклы.

        По второму вопросу мы получили следующие результаты:

Кукла Барби – 10 чел. или 50 % опрошенных

Кукла Братц – 5 чел. или 25 % опрошенных

Кукла Катя – 2 чел. или 10% опрошенных

Кукла – пупс – 3  ученицы 1 класса или 15 % опрошенных

         Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью в начальной школе пользуется кукла Барби.

         Родителям девочек было предложено ответить на два вопроса:

1. Как часто Вы покупаете новых кукол дочери?

         Ответы мы получили следующие:

По возможности – 9 чел. или 45%

Перед приближающимся праздником – 7 чел. или 35%

По желанию дочери – 4 чел. или 20 %

2. Каких кукол Вы предпочитаете покупать своей дочери?

          Ответы родителей были следующими:

Разнообразных кукол Барби – 5 чел. или 25%

Современных кукол Братц – 3 чел. или 15%

Простых отечественных кукол – 3 чел. или 15%

По желанию дочери – 9 чел. или 45%

          Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса родителей идёт на поводу у ребёнка, покупая ту куклу, которую он попросит, не задумываясь над тем, какое влияние оказывает кукла на психологическое развитие и состояние здоровья ребёнка.

         Опрос же продавцов магазинов игрушек показал, что наиболее популярная  кукла среди девочек – кукла Братц. Но покупательницам  этой куклы в основном от 12 до 15 лет. Они покупают её с целью коллекционирования, в качестве подарка подруге или в связи с выпуском новой коллекции этой столь популярной куклы. Второе место по распродажам занимает очень популярная ранее кукла Барби с гардеробом одежды, мебелью, бой – френдами, автомобилями и целыми домами. Наши отечественные куклы и игрушечные пупсы не пользуются большим спросом среди маленьких покупательниц. Их в основном покупают родители, убеждённые в том, что если игрушка отечественная, то обязательно качественная.    

Роль куклы в развитии ребёнка

         В русской культуре куклы – это всегда куклы – дети. От грудничков до малолеток. Когда-то давным-давно крестьянские девочки мастерили тряпичных кукол, названия которым давались по имени предстоящего праздника – Масленица, Троица и так далее. Во время праздника кукол отдавали странникам, идущим поклониться святым местам. Если странников не было, кукол сжигали, чтобы хоть дым долетел до неба. Красивый обряд. Игрушечные пупсы и Мальвины  с детскими пропорциями тела практически исчезли с прилавков магазинов. А «Взрослые» заморские куклы, став любимыми игрушками,  не порождают у детей чувство нежности и ласки или потребность заботиться, как это бывает с пупсами, игрушечными младенцами и простыми тряпичными куклами. Для девочки из современного общества – это невосполнимая утрата: в условиях малых семей и ограниченного контакта с детьми младшего возраста не реализуется  потребность в заботе о малышах, не развиваются материнские инстинкты. В результате материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться  не на создание семьи, а на что-то другое.

         Если наши родные игрушки развивают у будущих мам навыки ухода за малолетними детьми, то какие именно навыки  развивает у девочек игра с куклой Барби или с куклой Братц?  Что, играя, делает девочка с этой самой куклой. Она её одевает, раздевает, наряжает, заводит женихов и т.д. Девочка, играя с такой куклой, отрабатывает сразу два стереотипа поведения: первый – служанка при очень богатой бездельнице; второй – сама эта бездельница. Они модные, наглые и томные. И ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может! Да и в строении куклы прослеживаются чисто анатомические уродства. Непропорционально длинные ноги (в норме для любого человека – расстояние от талии до макушки равно расстоянию от талии до пяток). Такая аномалия, как у куклы в природе встречается редко и считается, в основном, генетическим уродством. Непропорционально короткие руки ( в норме для прямо стоящего человека – кончики пальцев вытянутых по швам рук будут расположены на уровне середины бедра). Чудовищная худоба и телосложение, не соответствующее женскому телу – широкие плечи и узкие бёдра! Всем этим «прелестям» может стремиться соответствовать и девочка, чьё детство прошло в обожании любимой куклы. Это не считая того, что воспитывается богатая бездельница. 

          Психологи в России бьют тревогу: полки игрушечных магазинов ломятся от страшных игрушек. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек  ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

         Всё зависит от фантазии и психики производителя. Как правило, психологов и педагогов на предприятии нет, а игрушки разрабатывают художники и инженеры.    

         А ведь игрушка для ребёнка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением , усваивает нравственные нормы общества.

Заключение

        Кукла во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, характер, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия  каждой эпохи накладывают отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы. В изменении характера, внешнего облика и направленности куклы на протяжении человеческой истории наглядно отражена история куклы, обусловленная историей развития общества, историей развития ребёнка в обществе.

          Современные куклы, чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного  и художественного творчества ребёнка. Ребёнок, окружённый  пластмассовыми Барби и Братц, в будущем представляет собой человека, заряженного демоническими энергиями западного «массового общества».

           «Модные» куклы современного общества – разнообразные, страшные, уродливые и одновременно комичные копии людей – способны  испортить вкус ребёнка, лишить его таких качеств, как сострадание, забота о ближнем, проявление нежности.

          В нашем современном мире в целях сохранения психического здоровья ребёнка куклы, которыми и?